Гост р 59057-2020 охрана окружающей среды. земли. общие требования по рекультивации нарушенных земель

Содержание:

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА РЕКУЛЬТИВАЦИИ ВРЕМЕННО ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ

2.1. Пояснительная записка должна содержать

2.1.1. Задачи проекта, назначение проектируемых мероприятий, используемые нормативные документы и технические условия на рекультивацию, технико-экономические показатели.

2.1.2. Проектируемые мероприятия по рекультивации земель, их назначение, планируемое использование восстанавливаемых земель, обоснование проектных решений, краткие сведения о рассмотренных вариантах, меры по восстановлению плодородия почвы.

2.1.3. Объемы работ (отдельно для технического и биологического этапов рекультивации).

2.1.4. Организацию работ — технологию производства работ, потребность в машинах, механизмах, транспортных средствах.

2.1.5. Мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии со ссылками на нормативные документы, которыми следует руководствоваться при производстве работ.

2.1.6. Сведения об общей площади земель, подлежащих рекультивации, в том числе по видам рекультивации (видам угодий), о стоимости рекультивации земель, средней стоимости 1 га рекультивируемых земель, а также стоимости рекультивации, отнесенной на 1 км автодороги.

2.1.7. Экономическую эффективность запроектируемых мероприятий.

2.1.8. Сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соответствие этих решений нормам и правилам проектирования.

2.2. Приложения к пояснительной записке

2.2.1. Ведомость снятия плодородного слоя почвы (прил. 4).

2.2.2. Ведомость временно занимаемых земель под временные здания, сооружения и землевозные дороги (прил. ).

2.2.3. Ведомость рекультивации существующей дороги (прил. ).

2.2.4. Ведомость сосредоточенных резервов и карьеров, подлежащих рекультивации (прил. ).

2.2.5. Сводная ведомость объемов работ по рекультивации временно занимаемых земель (прил. ).

2.2.6. Технологическая схема биологического этапа рекультивации (прил. ).

2.2.7. Ведомость результатов агрохимического анализа почвенных (почвенно-грунтовых) образцов включают в проект (рабочий проект) в случае необходимости (прил. ).

2.2.8. Расчет потребности органических удобрений (прил. )*.

2.2.9. Расчет потребности минеральных удобрений (прил. )*.

2.2.10. Расчет потребности семян (прил. )*.

* Ведомости включают в проект при наличии семи и более объектов (резервов, карьеров), подлежащих рекультивации.

2.3. Графические материалы

2.3.1. Схематический план трассы (прил. ).

2.3.2. График занимаемых земель (прил. ).

2.3.3. План рекультивации резервов и карьеров (прил. ).

2.4. Документы согласований, относящиеся к проекту рекультивации.

Какую почву считать плодородной?

Не устанавливают также норму снятия плодородного слоя почвы на почвах в сильной степени щебнистых, сильно- и очень сильно каменистых, слабо-, средне- и сильноcмытых дерново-подзолистых, бурых лесных, серых и светло-серых лесных; средне- и сильносмытых темно-серых лесных, темно-каштановых, дерново-карбонатных, желтоземах, красноземах, сероземах.

Основными положениями (пункт 8) при проектировании также устанавливались нормы снятия потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и другие) в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

В отличие от Основных положений, в Правилах отсутствует понятие «потенциально плодородный слой почвы», а технические мероприятия по рекультивации земель включают снятие и нанесение плодородного слоя почвы.

Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя почвы должны выполняться в соответствии с СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Ширина полосы снятия плодородного слоя по трассе трубопроводов (выкидных, промысловых, магистральных) должна определяться на основе технологической схемы производства строительных работ.

При этом нет необходимости снимать плодородный слой почвы на всю ширину полосы отвода. В этом случае пришлось бы разместить бурты снятого плодородного слоя почвы за полосой земельного отвода, то есть на «чужом» земельном участке, что не допустимо. На ширину полосы снятия влияют такие факторы, как диаметр трубопровода, профиль и размеры траншеи, типы применяемых машин и механизмов, их расстановка, объем и способы погрузки и вывозки лишнего минерального грунта после засыпки трубопровода.

Согласно СП 45.13330.2012, допускается не снимать плодородный слой:

  • при толщине плодородного слоя менее 10 см;
  • на болотах, заболоченных и обводненных участках;
  • при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.

Запрещается использовать плодородный слой почвы для устройства перемычек, подсыпок и других постоянных и временных земляных сооружений.

Конкретизация основных требований

Первые заметные отличия — в содержании самих понятий. Например, расширено понятие «рекультивация земель»:

СЛОВАРЬ

Рекультивация земель — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в т.ч. путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п. 2 Правил).

Как видим, то, что раньше называлось улучшением условий окружающей среды, теперь является предотвращением деградации земель. Вместо перечисления отдельных направлений рекультивации из ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» просто говорится о приведении земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Также в понятие рекультивации земель входит и устранение последствий загрязнения вне зависимости от его происхождения — природного (действие вулкана, местные геохимические провинции и аномалии вблизи месторождений) или антропогенного (разливы нефтепродуктов, накопление тяжелых металлов и органических загрязнителей от антропогенного влияния).

Исчезло понятие «потенциально плодородный слой почвы», что объясняется возможностью ввода в заблуждение из-за сходства с определением «потенциально плодородные породы» из ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Понятие «нарушенные земли» теперь неразрывно связано с понятием «деградация земель» (п. 2 Правил):

• нарушенные земли — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

• деградация земель — ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Лицом, обязанным разработать проект рекультивации (консервации) и провести мероприятия по рекультивации (консервации) земель, является лицо, деятельность которого привела к деградации земель, а при отсутствии информации о таком лице — собственник, арендатор, землепользователь, землевладелец, уполномоченный орган (рис. 1). Таким образом, теперь проведение рекультивации обязательно вне зависимости от статуса права собственности субъекта, на территории которого выявлена деградация земель, и вне зависимости от наличия доказанной связи между причинителем и установленным фактом деградации земель.

Основным критерием наличия деградации земель является нарушение нормативов качества окружающей среды, которые включают в себя нормативы отдельных ее компонентов — воздуха, воды, почвы — в соответствии с санитарно-эпидемиологическим показателем ПДК (табл. 1). Необходимо также понимать, что сегодня отсутствуют обязательные для применения нормативы качества, кроме утвержденных Роспотребнадзором и Минсельхозом России.

Признаны утратившими силу:

• Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140);

• Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (далее — Положение).

См. Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995.

3.3. Рекультивация земель, нарушаемых при разработке сосредоточенных резервов и карьеров

3.3.1. В проекте рекультивации земель должны разрабатываться материалы рекультивации для каждого резерва и карьера с соответствующим отражением в текстовой и графической частях проекта. Планы и разрезы карьеров должны составляться на момент завершения рекультивационных работ.

3.3.2. При разработке проекта рекультивации резерва или карьера должны рассматриваться прежде всего принципиальные решения по приведению нарушенных земель в прежнее состояние, а при невозможности или экономической нецелесообразности этого — различные варианты их рекультивации для других целей.

3.3.3. Снятие плодородного слоя почвы должно производиться с опережением фронта строительных работ.

3.3.4. Рекультивируемые территории, расположенные на косогорах с большой водосборной площадью, должны быть защищены путем устройства нагорных канав или обвалования от стока поверхностных вод. Если грунты легко размываемые, то дно и откосы канавы укрепляют посевом трав, дерном, фашинами либо устраивают лотки.

3.3.5. Участки, предназначенные для складирования плодородного слоя почвы, должны быть расположены по возможности на ровных, возвышенных и сухих местах.

3.3.6. Высота отвала плодородного слоя почвы должна определяться с учетом исключения развития эрозионных процессов; основание отвала должно иметь правильную геометрическую форму, близкую к кругу или квадрату.

3.3.7. Предварительная планировка насыпных поверхностей производится до усадки грунтов, окончательная через 2 — 3 года после усадки. В зависимости от состояния грунтов и способов формирования поверхностей этот срок может быть увеличен или сокращен.

3.3.8. Во избежание заболачивания не допускается создание котлованных форм резервов, а продольный уклон дна должен быть не менее 0,2 %. Поперечные уклоны назначаются в зависимости от вида использования земель после рекультивации, предотвращении эрозии на основании технических условий, выдаваемых землепользователями.

3.3.9. Участки, предназначенные для лесохозяйственного использования, должны быть спланированы, иметь продольный уклон не более 17 % и поперечный — не более 7 %. С целью предотвращения эрозии и создания благоприятных условий ведения лесохозяйственных работ поверхность может быть спланирована террасами. Поверхности террас придается уклон 1,5 — 3,5 % в сторону вышерасположенной террасы. Ширина террасы должна обеспечивать свободное размещение на ней лесопосадочных и транспортных машин и механизмов.

3.3.10. Водоемы, создаваемые в выработанных резервах, должны иметь выположенные берега, соответствующую защиту дна и берегов с целью предотвращения оползания. Проектирование водоемов следует осуществлять, как правило, специализированными проектными организациями.

Важно

Предварительно, в рамках ТЭО проводится первичная оценка загрязнения территории и исследование свалки, что способствует качественной подготовки плана проектирования и составления технического задания. На первичном этапе определяются и ставятся задачи для ликвидации и/или рекультивации, возможные решения и варианты развития территории, исключаются невозможные к исполнению варианты. Проводятся консультации с заинтересованными сторонами (надзорные органы, при наличии прилегающей инфраструктуры — организации обслуживающие газо-, тепло-, электро- сети, управляющие компании и т.д.), определяются предполагаемые затраты на проектирование, ликвидацию и рекультивацию, подбираются наиболее эффективные и экономически обоснованные технологии и адаптированные практики, определяется направление рекультивации, составляется прикладное ТЗ на проект.

Результаты первичной оценки загрязнения территории в дальнейшем используются при выполнении инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий в рамках проектирования ликвидации и/или рекультивации свалки.

Экспертиза

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

ЗАКОН

СП 11-102-97 » Инженерно-экологические изыскания для строительства» и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Материалы по восстановлению (рекультивации) земельного участка и использованию плодородного слоя почвы, разрабатываемые в составе проекта (рабочего проекта) («Проект рекультивации»), оформляются отдельным томом. Эти материалы возможно объединять с материалами по отводу земель.

1.2. Проект разрабатывается генеральным проектировщиком с привлечением в случае необходимости на договорных условиях проектных организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР.

1.3. Проект рекультивации земель согласовывается с основным землепользователем (совхозом, колхозом, лесхозом и т.д.) и с органами землеустроительной службы системы Министерства сельского хозяйства СССР.

1.4. Затраты на рекультивацию земель по восстановлению их плодородия, а также снятие плодородного слоя почвы, хранение и нанесение его на рекультивируемые земли или малопродуктивные угодья при строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений, относятся на стоимость этих объектов.

1.5. Рекультивация нарушенных земель представляет собой комплекс инженерных мероприятий по технической подготовке земель и биологическому их освоению.

Рекультивационные работы осуществляют в два этапа:

технический, включающий подготовку земель для последующего целевого использования в народном хозяйстве;

биологический, включающий мероприятия по восстановлению плодородия земель, осуществляемые после технической рекультивации.

1.6. Мероприятия по восстановлению плодородия рекультивируемых земель для использования их в сельском хозяйстве (внесение удобрений, известкование и другие работы) осуществляют землепользователи за счет средств организаций, проводивших на этих землях работы, вызывающие нарушение почвенного покрова.

1.7. Улучшение малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы, а также рекультивацию земель на биологическом этапе в случае необходимости осуществляют по проектам, разработанным государственными проектными институтами по землеустройству (гипроземами) системы Министерства сельского хозяйства СССР по договорам с проектной организацией.

1.8. В случае осуществления работ по нанесению снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья возмещение потерь сельскохозяйственного производства не производится (в расчет принимается площадь малопродуктивных угодий, на которой будут проведены указанные работы).

1.9. Изыскательские работы для составления проекта рекультивации нарушенных земель проводятся генеральным проектировщиком.

1.10. Исходными данными для составления проекта рекультивации земель являются:

технические условия приведения земель в состояние, пригодное для использования их по назначению, выдаваемые землепользователями и землеустроительными органами;

график занимаемых земель;

схема расположения временных объектов;

поперечные профили полосы отвода под строительство автомобильной дороги;

паспорта сосредоточенных резервов грунта и карьеров;

топографическая съемка резервов, карьеров и прилегающих участков для размещения растительного грунта с привязкой к пикетажу трассы;

инженерно-геологический паспорт с указанием сельскохозяйственных угодий, геоморфологической характеристики, полезной толщи, грунтов вскрыши, гидрогеологических условий, запасов, наличия подъездных путей, согласования об отводе земель;

материалы почвенно-грунтового обследования и эксплуатации почв, в которой отражены виды и площади сельхозугодий, индексы почв, мощность плодородного слоя, процент содержания гумуса, механический состав.

Как составить проект рекультивации земель

На необходимость подготовки такого проекта указано в п. 8 Правил по рекультивации. Вы должны его разработать, если вы обязаны провести рекультивацию земель (п. п. 3, 4 Правил рекультивации земель).

Отметим, что проект рекультивации может входить в состав проектной документации. Это возможно в случае строительства (реконструкции) объектов на землях сельхозназначения, если оно приведет к деградации этих земель и (или) снижению их плодородия (п. 10 названных Правил).

Требования к структуре и информации, которые должны содержаться в проекте рекультивации, приведены в п. 14 указанных Правил.

Вы можете выделить отдельные этапы работ, определить их содержание, объемы и график. В этом случае мероприятия по рекультивации будут проводиться поэтапно (п. 9 Правил рекультивации земель).

В проекте определяется срок проведения работ по рекультивации. Он должен быть не более 15 лет (п. 28 указанных Правил).

Как согласовать проект рекультивации земель

После подготовки проект рекультивации должен быть согласован. Не нужно согласовывать проект, который входит в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта или подлежит государственной экологической экспертизе (п. 15 Правил рекультивации земель).

Проект рекультивации вам нужно согласовать (п. 15 названных Правил):

  • с собственником частного земельного участка, если вы им не являетесь;
  • арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности, если вы им не являетесь;
  • органом госвласти (органом местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

Чтобы согласовать проект, вам нужно подготовить заявление. Формы такого заявления нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. При этом в нем вы должны указать способ, которым вам нужно направить уведомление о согласовании проекта (п. 16 названных Правил).

Заявление и сам проект вы можете передать для согласования лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет. Уведомление о согласовании (отказе в согласовании) вам должны направить в срок не более 20 рабочих дней со дня получения (п. п. 16, 18 указанных Правил).

Отметим, что в рамках этой процедуры согласовываются достаточность и обоснованность указанных в проекте мероприятий для рекультивации земель (п. 17 названных Правил). Причины, по которым вам могут отказать в согласовании, перечислены в п. 19 Правил рекультивации земель.

Если вам отказали, то в уведомлении об отказе должны быть указаны все основания для отказа, а также рекомендации по его доработке. После доработки направьте проект на повторное согласование. Сделать это нужно в течение трех месяцев со дня поступления вам уведомления (п. п. 20 – 22 указанных Правил).

 В каких случаях проект рекультивации должен пройти государственную экологическую экспертизу

Такую экспертизу должен пройти проект рекультивации всех земель, которые используются для размещения отходов I – V классов опасности. Так, согласно пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проект рекультивации:

  • земель, которые нарушены при размещении отходов I – V классов опасности;
  • земель, которые используются, но не предназначены для размещения указанных отходов.

Как утвердить проект рекультивации земель

После того как проект рекультивации согласован или прошел экологическую экспертизу, вы должны его утвердить. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента получения уведомления о его согласовании или положительного заключения экспертизы (п. 24 Правил рекультивации земель).

Далее вам нужно подготовить уведомление об утверждении проекта. Его форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. Такое уведомление и сам проект направьте лицам, которые согласовали проект, а также (п. 24 названных Правил):

  • в Россельхознадзор, если рекультивируются земли сельхозназначения (кроме тех земель, на которые не распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения);
  • Росприроднадзор, если проводится рекультивация других земель.

Уведомление и проект вы можете передать лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет (п. п. 16, 24 указанных Правил).

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение рекультивации

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

  • при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);
  • при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);
  • после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

Расчетная стоимость проекта ликвидации и/или рекультивации зависит от перечня и количества проводимых работ в рамках проектирования ликвидации и/или рекультивации свалки.

Для подготовки и составления ТЗ необходимо получение подробных исходных данных, формирование целей последующего использования и применения территории.

В техническом задании должен быть сформирован конкретный перечень, порядок и график мероприятий (изысканий), проводимых в рамках выполнения проектирования, составлена нормативная база документов, составлен список для согласования надзорных органов и заинтересованных сторон.

В техническом задании должны быть описаны методики (приборы и техника) и характеристики проводимых изысканий, их количество, используемое программное обеспечение, необходимые требования к лицензиям и сертификатам для проектной организации и привлекаемых подрядчиков (для проведения лабораторных и изыскательских работ).

В соответствии с ТЗ составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проведения проектирования и/или коммерческое предложение на предполагаемые проектные работы.

Разработка проекта рекультивации земель

А) площади нарушенных земель, показателей состава и свойств почвы, выявленных в результате инженерно-экологических изысканий;

Б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий;

В) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

В случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в проект рекультивации земель включают локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ.

5. СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ВРЕМЕННО ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ

5.1. Сметная стоимость рекультивации временно занимаемых земель определяется локальным сметным расчетом (локальной сметой) по видам и объемам работ, предусмотренных проектом (рабочим проектом) в порядке, установленном СН 202-81x, Указаниями по применению единых районных единичных расценок (ЕРЕР-84) и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утвержденными Госстроем СССР от 12.04.84 г. № 17-Д.

5.2. В локальном сметном расчете (локальной смете) должны быть выделены отдельно работы по техническому и биологическому этапам рекультивации.

5.3. Исчисленная сметная стоимость работ по рекультивации временно занимаемых земель включается отдельной строчкой в 1 главу сводного сметного расчета стоимости строительства.

Локальный сметный расчет (локальная смета) на рекультивацию временно занимаемых земель включается в состав тома «Сметная документация».

3.2. Технический этап рекультивации

3.2.1. Рекультивации подлежат все нарушенные строительством земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, в образовании новых форм рельефа, изменении гидрогеологического режима территории (иссушение, подтопление), а также прилегающие угодья, на которых в результате строительства произошло снижение продуктивности.

3.2.2. Мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель назначают в соответствии с техническими условиями, выданными землепользователями и землеустроительными организациями.

3.2.3. Рекультивация нарушенных земель проводится с целью последующего их использования по направлениям:

сельскохозяйственное — создание на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий;

лесохозяйственное — создание на нарушенных землях лесных насаждений различного типа;

рыбохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа рыбоводческих водоемов;

водохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа водоемов различного назначения.

3.2.4. Определение рациональных видов и направления рекультивации должны базироваться на совокупном учете следующих факторов:

климата, рельефа, почвенного покрова, растительности, геологии, гидрологии, гидрогеологии;

хозяйственных и санитарно-гигиенических условий с учетом перспектив развития района;

технологии и комплексной механизации земляных и транспортных работ;

экономической целесообразности рекультивационных работ.

3.2.5. Система разработки и транспортировки грунта из-под основания насыпей, временных зданий и сооружений, на площадях, зажимаемых выемками, землевозными дорогами и строительными площадками, должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение плодородного слоя в объемах, предусмотренных проектом для использования его при восстановлении нарушенных или для повышения плодородия малопродуктивных земель.

3.2.6. При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы принимают меры, исключающие ухудшение его качества, а при длительном хранении — меры, предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы. Поверхности отвалов закрепляют посевом трав или другими способами.

3.2.7. Снятие плодородного слоя почвы производят в теплый и сухой период года, на участках, занятых сельскохозяйственными культурами, — после уборки урожая.

Перед снятием плодородного слоя почвы проводят подготовительные работы по удалению пней, кустарников, валунов и т.д.

3.2.8. Земляные участки, подготавливаемые для использования в сельском хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным слоем почвы, удобны для выполнения сельскохозяйственных работ с применением современных средств механизации.

3.2.9. После рекультивации, карьеры и резервы, предназначенные для сельскохозяйственного использования, должны иметь вид пологой лощины с поперечным уклоном дна в сторону от насыпи не более 1,5 % и продольным (во избежании заболачивания) — не менее 0,2 %. Откосы боковых резервов принимаются не круче 1:6 и назначаются в зависимости от вида дальнейшего использования земель и возможностей предотвращения эрозии на основании технических условий, выдаваемых землепользователями.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

4.1. В разделе приводятся ссылки на обязательные нормативные документы по вопросам безопасного ведения работ, производственной санитарии и охране окружающей среды.

4.2. При ведении рекультивационных работ с применением бульдозеров, экскаваторов, при погрузке грунта в автосамосвалы, производстве буровзрывных работ, а также транспортировке грунта автотранспортом необходимо руководствоваться Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом и Едиными правилами безопасности при взрывных работах.

4.3. Производятся общие требования производственной санитарии и охраны окружающей среды, а также намечаемые мероприятия по их выполнению.

Обзор документа

Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет необходимость в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

Речь также идет о землях, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

Полномочия по проведению экспертизы переданы органам госвласти регионов в области лесных отношений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 7 октября 2016 г. N АВ-01-47/12754 О необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда

25 ноября 2016

Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение центра правового обеспечения природопользования о необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда Рослесхозом и (или) его территориальным органом и сообщает следующее.

На основании статьи 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Федеральный закон N 78-ФЗ) к землеустроительной документации относятся проекты рекультивации нарушенных земель.

Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 514, проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Вместе с тем Рослесхоз отмечает, что в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

На основании статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки.

Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов; в случаях, предусмотренных статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Заместитель руководителя А.О. Винокурова
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector