Формы и виды собственности на землю
Содержание:
- Субъекты публичной собственности
- Комментарий к Ст. 16 ЗК РФ
- Зачем государству собственность?
- Субъект и основания возникновения прав на землю у государства
- Как оформить такую землю в собственность?
- Какие земли считаются государственными?
- Виды государственных земель
- Процедура оформления земли в частную собственность
Субъекты публичной собственности
В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.
Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:
— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).
Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.
В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.
Комментарий к Ст. 16 ЗК РФ
1. Исходя из положений п. 1 комментируемой статьи все земли в Российской Федерации находятся в собственности государственной, муниципальной или частной. Это следует иметь в виду при реализации в отношении земельных участков положений п. 2 ст. 53 ЗК, согласно которому при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством, а также положений ГК о возникновении права собственности на основании приобретательной давности.
Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности комментируемая статья называет не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)
Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК статьёй 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и нормы об управлении и распоряжении землями (см. ст. ст. 9 — 11 ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и комментарии к ним).
Вопрос о правовой природе государственной собственности на землю в «неразграниченном состоянии» является до сих пор дискуссионным. С одной стороны, данная собственность рассматривается как разновидность общей собственности публичных образований, с другой стороны, высказывается мнение о том, что Российская Федерация как правопреемник СССР должна считаться изначальным собственником всех земель в государстве. Законодательство не обращается к этому вопросу специально. В то же время, исходя из общих положений о разграничении государственной собственности на землю, действующих в настоящее время, можно сделать вывод о том, что законодатель признает равенство Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при приобретении (закреплении за ними) прав на землю.
Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК, нормами ФЗ о введении в действие ЗК, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.
2. Разграничение государственной собственности на землю представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК, а также статьями ФЗ о введении в действие ЗК (см. комментарий к нему).
Обратим внимание на положения п. 5 ст
214 ГК, которым определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Зачем государству собственность?
Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.
Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:
- ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
- Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
- Приобретение земли государством согласно принятым законам.
Государственной собственностью являются земли:
- лесные ресурсы;
- обороны и безопасности;
- территории, подлежащие особой охране;
- водный фонд;
- территории сельскохозяйственного использования;
- населенные пункты;
- территории, имеющие культурную, историческую ценность;
- зоны рекреации;
- земли промышленности, связи, транспорта и др.
Существуют следующие виды государственной собственности на землю:
- федеральная;
- региональная;
- муниципальная.
Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.
На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.
Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.
Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:
- Вступление в силу законодательных актов.
- Разграничение территорий.
- Приобретение земли согласно действующему порядку.
- Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.
Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.
Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.
Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.
Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.
Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.
Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.
Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.
Заключение
- Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
- В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
- Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
- Земля не может иметь нескольких собственников.
- Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
- Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
- Земля распределяется по определенным категориям.
Субъект и основания возникновения прав на землю у государства
Установка такой форму указывает, что конкретная территория находится в полном распоряжении у государства. Лишь гос.органы вправе распоряжаться, владеть и пользоваться субъектом. Таких ведомств может быть немало. Между ними распределяются полномочия в отношении конкретных земельных территорий
Принимая во внимание федеративное устройство РФ и существование двухуровневой власти, право государства на землю может устанавливаться в двух видах:
- Федеральная собственность.
- Владения субъектов или региональные территории.
Объектом права в гос.собственности выступают территории, которые не состоят в распоряжении граждан, юр.лиц или муниципалитета.
Право на территорию появляется на основании законодательных актов. Можно выделить такие законодательные акты:
- федеральные нормативные акты;
- процедура разграничения гос.собственности на территорию;
- основания гражданско-правового характера;
- передача земель из федеральной собственности (для регионов) безвозмездно.
Управление федеральной и региональной гос.собственностью осуществляется органами гос. власти РФ и субъектами РФ.
Как оформить такую землю в собственность?
Исходя из того, что существенными преимуществами владения землёй обладает только право собственности, целесообразно переоформить участок путём приватизации или выкупа у администрации.
Для этого нужно обратиться в земельный отдел (департамент) администрации населённого пункта, написав заявление на имя начальника департамента или главы районной администрации, содержание которого можно найти ниже.
Составление заявления
Специальной формы для такого документа не предусмотрено, поэтому оно может быть написано собственноручно заявителем, или напечатано на листе формата А-4. В верхнем правом углу формируется «шапка» документа, где указано:
- наименование учреждения;
- фамилия заявителя;
- домашний адрес согласно прописке.
В осведомительной части, которая следует за наименованием документа, указываются основные сведения:
- Основания и дата вступления во владение ЗУ: путём выдела, в результате получения наследства или при покупке дома.
- Параметры участка: категория земель, общая площадь, кадастровый номер и адрес расположения.
- Наличие строений.
- Индивидуальное или совместное владение. При совместном владении все правообладатели должны выступить заявителями или оформить нотариальные доверенности на представительство.
- Отсутствие обременений сервитутом, отсутствие обременения залогом расположенных на ЗУ строений.
В просительной части указывают просьбу о приватизации или выкупе по кадастровой стоимости. Здесь указывают, что ранее правообладатель не участвовал в приватизации. Также вносят формулировку, что оформление участка в собственность не нарушает прав третьих лиц. В завершение ставится дата и подпись.
- Скачать бланк заявления о приватизации ЗУ
- Скачать образец заявления о приватизации ЗУ
Внимание! Приватизация ЗУ допускается только один раз. Если это право было использовано – лучше сразу запрашивать выкуп без участия в торгах.
Какие документы прилагаются?
К заявлению нужно приложить:
- Копию гражданского паспорта.
- Акт выдела (распоряжение) администрации о передаче ЗУ во владение или свидетельство о наследовании земельного участка в виде удостоверенных копий.
- Свидетельство, выданное Росреестром, или выписку из ЕГРН.
- Кадастровый паспорт ЗУ.
- План межевания земли с актом утверждения границ ЗУ.
Куда обращаться?
С заявлением и прилагаемым пакетом документации нужно обратиться по месту расположения участка, в административный орган:
- к начальнику земельного департамента;
- к председателю райисполкома (поселковой администрации).
Сроки и стоимость
Заявление будет рассматриваться административной комиссией на очередных публичных слушаниях. Поэтому срок зависит от времени назначения очередных слушаний. Максимальный срок составит полтора календарных месяца. После проведения слушаний будет выдана выписка из протокола, которую оформят в течение трёх дней.
Если комиссия даст разрешение на приватизацию – вся процедура в администрации будет проводиться безвозмездно. В других случаях будет назначена стоимость выкупа. Максимальная цена будет равна кадастровой стоимости. Если участок в пользовании гражданина более 5 лет, допустимо соразмерное снижение.
Регистрация и государственная пошлина
После того как будет получена административная выписка, нужно подойти в Росреестр для регистрации права собственности. Данная процедура будет длиться около месяца, пошлина составит 2 000 рублей.
Сложности при приватизации
Основные сложности для приватизации таких участков заключаются в наследственных спорах. Если наследники оспаривают правоспособность завещания, или по иным причинам возбудили спор – до момента вынесения решения суда этот вопрос решаться не может. Кроме этого, сложности могут возникнуть из-за утраты документа о выделе ЗУ. В этом случае нужно немедленно восстановить акт выдела, обратившись в администрацию или в архив. То же требуется, если акт стал ветхим, его текст неразборчив.
Справка! Документы на землю не имеют срока давности, даже если были получены при советской власти.
Причины отказа
Административная комиссия может принять как положительное, так и отрицательное решение.
Отказать могут по следующим причинам:
- с заявлением обратилось неправоспособное лицо;
- заявление написано неверно;
- пакет документации не полон;
- один (несколько) документов имеют неправоспособный вид, подверглись порче;
- оформление в собственность нарушает права третьих лиц.
Отказ не может быть произвольным. В выписке должны указываться его причины со ссылкой на законодательство. В десятидневный срок после её получения можно оспорить результаты слушаний в суде.
Какие земли считаются государственными?
Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.
Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.
Категория земель | Какие именно участки входят в группе |
Федеральные наделы |
|
Гос.владения, недоступные для передачи |
|
Территории субъектов федерации |
|
Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным
Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях
Виды государственных земель
В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.
Перечни земель, отнесенных к трем уровням власти, содержатся в Земельном кодексе РФ.
О каждом из видов собственности будет рассказано далее.
Федеральная собственность
Сюда включены следующие земли:
- участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
- земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
- участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
- территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.
Региональная собственность
Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.
Это могут быть следующие виды участков.
- Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
- Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
- Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
- Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.
Земли могут также передаваться из федеральной собственности в собственности городов федерального значения. Их в стране три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.
Муниципальная собственность
В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.
При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:
- на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
- те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.
Процедура оформления земли в частную собственность
Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:
- Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
- После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
- На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
- Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
- После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.
Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.