Статья 16. государственная собственность на землю

Какие земли считаются государственными?

Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.

Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.

Категория земель Какие именно участки входят в группе
Федеральные наделы
  • земли, на которых расположены сооружения и постройки РФ;
  • представленные казенным или некоммерческим ведомствами, гос.органам;
  • принадлежащие научным академиями;
  • находящиеся в распоряжении госкомпании Росавтодор;
  • другие территории.
Гос.владения, недоступные для передачи
  • со строениями или иными объектами на них находящимися и возведенными по указанию гос.органов;
  • природные территории, находящиеся под охраной гос.органов;
  • леса и земли, расположенные в границах особых экономических зон;
  • резервные земли и территории под застройку;
  • принадлежащие природным монополиями и находящиеся в ведении гос.органов;
  • расположенные рядом с железнодорожными объектами;
  • с/х наделы, переданные гос.учреждениям.
Территории субъектов федерации
  • на них построены субъекты РФ;
  • наделы переданные гос.органам или ведомствам субъектов;
  • с/х земли и территории под дорогами и объектами связи;
  • другие территории.

Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным

Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях

Кто распоряжается неразграниченными участками?

Неразграниченные территории находятся под юрисдикцией государственных органов местного самоуправления (ФЗ №137, ст. 3.3, п.2):

  • городских администраций;
  • органов самоуправления поселений;
  • администраций муниципальных округов.

Помимо своих внутренних территорий муниципальные власти распоряжаются и неразграниченными землями сельских поселений, расположенных в пределах муниципального округа. Неразграниченные территории городов федерального значения находятся под юрисдикцией Правительства РФ.

Закон разрешает формировать на неразграниченных территориях участки и отдавать их в пользование муниципалитетам и субъектам РФ, сдавать в аренду либо безвозмездно физическим и юридическим лицам (ФЗ №137, ст. 3.3, п. 1). Арендная плата поступает в бюджет муниципальных властей (ФЗ №137, ст. 3.4, п. 15).

Наблюдение за использованием неразграниченных земель осуществляет Институт развития жилищной сферы. Если он посчитает целесообразным передачу контроля от муниципальных властей федеральным структурам, первым направляется соответствующее заявление.

Неразграниченные земли, то есть не переданные под управление конкретных органов власти, подлежат разграничению. Процедуру реализует комитет при Министерстве земельных отношений на основании заявления главы местной администрации. Неразграниченные территории также используются. Ответственность за это возлагается на муниципальные округа.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Субъект государственной собственности на землю

В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.

Что говорят цифры

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

  Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.

История разграничения государственной собственности в России

Определение 1 Разграничение государственной собственности – это правовой институт, регламентирующий вопросы распределения собственности государства при его федеративной организации между Федерацией и субъектами, ее образующими.

Современная Россия находится на пути перехода от приоритета общественной собственности, собственности государства к утверждению различных форм собственности и их равной защиты.

Господствовавшая в Советском государстве марксистско-ленинская концепция в качестве основы общественного устройства признавала общественную собственность, частная собственность отвергалась. Указанное положение вещей получило подтверждение в первых конституционных актах советской власти: с первых декретов 1917 года и до последующих конституций единственная форма собственности, признаваемая и гарантированная советским правопорядком, – это государственная собственность.

Качественные изменения произошли в 90-е годы с началом преобразований общественно-государственного устройства на демократических началах. Тогда были приняты первые законы, допускающие плюрализм собственности на территории Советского государства. Так, теперь имущество на совокупности прав пользования, владения и распоряжения могло принадлежать частным лицам, их объединениям, местным сообществам и государствам. Наряду с объектами «личной» собственности, допускаемой советским правопорядком (предметами личного потребления, домашнего обихода и пр.), допускалось нахождение в собственности физических лиц и организаций таких видов имущества, как земельный участок, жилая и нежилая недвижимость, имущественные права, предприятия и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разграничение государственной собственности 450 руб.
  • Реферат Разграничение государственной собственности 280 руб.
  • Контрольная работа Разграничение государственной собственности 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принятие новой конституции демократического государства закрепило указанные достижения на конституционном уровне. Реализация конституционных положений обеспечивалась процессами передачи объектов, находящихся в государственной собственности, в собственность физических лиц и организаций (приватизация).

Проблемы

Многие трудности, обусловленные несовершенством ФЗ №101, преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.

В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству разграничение госсобственности осуществляется в такой последовательности:

  1. глава администрации населенного пункта или субъекта РФ подает в Министерство земельных отношений РФ заявление о предоставлении территории в собственность. Приводятся основания для этого: на участке расположены принадлежащие муниципалитету или субъекту РФ здания, земля нужна для реализации социальных или инвестиционных проектов и т.д. Также приводят кадастровый номер надела и реквизиты проекта межевания, если они есть. Подавать заявление также могут заместитель главы либо уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов;

  2. комитет по распределению земель при Министерстве в течение 30 дней рассматривает заявку и выносит по ней положительное или отрицательное решение;
  3. на основании решения комитета, Министерство издает соответствующее распоряжение;
  4. если делу дан ход, заявителю выдается скорректированная схема с указанием площади и месторасположения территории. Тот обращается с этим документом в лицензированную геодезическую компанию с просьбой выполнить кадастровые работы;
  5. кадастровый инженер определяет точные границы участка и разрабатывает межевой план. Последний подается на утверждение в федеральный комитет;
  6. право собственности регистрируется в Росреестре.

Если основанием разграничения выступает факт наличия на участке недвижимости, регистратору подают правоустанавливающие документы на нее и кадастровый план с этими объектами.

В зависимости от цели разграничения вместе с заявлением в Министерство земельных отношений подаются документы:

  • проект межевания, если на территории предполагается развернуть строительство;
  • комплексный проект развития местности;
  • план распределения наделов среди граждан;
  • план застройки.

Мнение эксперта

Ирина Васильева

Эксперт по гражданскому праву

При наличии на территории строений прикладывается свидетельство о праве собственности на них.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

История правового регулирования неразграниченной государственной собственности на землю

Определение 1 Неразграниченная государственная собственность – это институт отечественного земельного права, опосредующий собственность государства в отношении тех земельных участков, границы которых не установлены и права на которые не зарегистрированы за гражданами, организациями или муниципалитетами.

Использование земельных участков для строительства, производства и пр. напрямую связано с обеспечением развития экономики и благосостоянием общества, поэтому вопросы оптимального земельного регулирования являются приоритетным направлением отечественной политики.

Действующее земельное законодательство относит все земли, границы которых не определены и права на которые в надлежащей форме не установлены за физическими лицами, организациями или муниципалитетами, к неразграниченной государственной собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Неразграниченная государственная собственность 440 руб.
  • Реферат Неразграниченная государственная собственность 230 руб.
  • Контрольная работа Неразграниченная государственная собственность 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Демократизация общественно-политических и экономических отношений в стране в период перестройки ставила новые вызовы в вопросах правового регулирования, в том числе земельных правоотношений.

Вопросам регулирования неразграниченной государственной собственности на землю было посвящено специальное законодательство. Так, с 2002 года действовал федеральный закон, регулирующий вопросы разграничения государственной собственности на землю, и нормативно-правовой акт правительства страны, утверждающий правила подготовки и согласования списка земельных участков, на которые у федерации, региона или муниципалитетов возникает право собственности. Названные нормативно-правовые акты предусматривали сложно и длительно реализуемую процедуру разграничения права собственности на землю. Это было обусловлено тем, что всякий земельный участок должен был включаться в специальный перечень участков, на которые у государства, региона или муниципалитета возникает право собственности, а далее производилась проверка такого перечня, его согласование, по результатам которых правительство страны издавало акт о включении соответствующего земельного участка в перечень собственности соответствующего публично-правового образования. Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты характеризовались неэффективностью.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Внесение изменений в 2006 году в законодательство о введении в действие Земельного кодекса РФ и федеральное законодательство, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость, повлекло к утрате юридической силы приведенных выше нормативно-правовых актов.

Новое законодательство преобразовало процедуру государственной регистрации федеральной собственности, региональной собственности, собственности муниципалитета на земельные участки, в том числе и когда решался вопрос о разграничении права собственности на них.

Список документов, которые должны быть представлены для регистрации права собственности за публично-правовым образованиям на соответствующий земельный участок был утвержден постановлением правительства страны. Названный список включал следующие виды документации:

  • документы, подтверждающие право на недвижимость и кадастровый план участка, когда на участке есть недвижимость, принадлежащая собственнику;
  • документы, подтверждающие право на земельный участок и кадастровый план.

Собственность субъектов РФ

Как и в случае с федеральными землями, участки, входящие в собственность отдельных субъектов, не имеют отношения к частному владению. Например, это могут быть территории, на которых есть объекты, относящиеся к недвижимости, принадлежащей субъектам страны. Само по себе такое разграничение государственной собственности в РФ находится под контролем органов власти. В то же время это не исключает возможности отнесения федеральных земель к собственности отдельных субъектов территорий, которые входят в фонды охранных зон. К примеру, это территории особого регионального значения, и такой статус им не помешает быть отнесенными в собственность субъекта РФ.

К особым региональным землям, в частности, относятся участки природоохранных зон, территории с водными ресурсами и т. д. Более того, даже если на участке находится приватизированный объект, это не является помехой для распределения. Но в таких случаях должно выполняться два условия. Во-первых, сам участок не должен быть приватизирован. Во-вторых, до приватизации имущества, располагаемого на участке, оно должно было находиться в собственности субъекта.

Законодательное регулирование

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

Возникновение прав на собственность

Как уже говорилось, для разграничения земель должны быть основания, но изначально возникает право на владение территорией – как минимум она должна быть в собственности РФ. Данное право возникает из двух аспектов. В первую очередь оно обуславливается государственной регистрацией собственности в соответствии с законодательством РФ. Это относится и к федеральному, и к муниципальному фондам.

Вторым аспектом выступает судебное решение или правительственный акт – обычно такая регуляция права владения распространяется на процедуры введения новых земель в состав РФ. Последующее разграничение государственной и муниципальной собственности с формированием участков и наделением новых статусов производится на тех или иных основаниях, которые следует рассмотреть в отдельном порядке.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования

Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:

  • Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
  • Ненадлежащее использование земли.
  • Приобретение этого же участка в частную собственность.

Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector