Правовой режим земель лесного фонда

Где и какие документы нужно оформить?

Если у гражданина появилась причина для запрашивания определенного клочка земли в лесном массиве в собственность, то нужно обращаться с заявлением непосредственно к владельцу лесного фонда. Это обычно орган местного самоуправления, на территории которого он и находится. Обычно в собственность подобные участки не дают (они не разграничены). Но, есть исключение из правил. Это перевод лесного участка в иную категорию. Здесь будет принимать участие Департамент лесного хозяйства, а само утверждение будет проходить в 3 стадии – на местном уровне, на уровне субъекта и федеративном. Это очень сложный и запутанный процесс, требующий не только время и силы, но и денежные средства.

Предоставленные документы (их количество обычно огромно) могут возвращать гражданину на доработку и корректировку по несколько раз. Это привычное явление. Сразу при подаче всего пакета участок в собственность не дадут. Уполномоченный орган обычно устраивает аукцион либо предоставляет его конкретному лицу в аренду.

Сроки колеблются от 10 лет до 49-50. За аренду взимается плата – обычно 100% от общей суммы единовременно. Независимо от того, будет ли лицо использовать участок все время или нет.

На участки, отданные в аренду, разрешается:
  • Выращивать саженцы, сооружать пасеки.
  • Охотиться, собирать грибы и ягоды, лекарственные растения.
  • Рубить деревья для индивидуальных целей.
Примерный пакет бумаг, необходимых для предоставления:
  • Паспорт гражданина РФ и его копии.
  • ИНН и СНИЛС.
  • Квитанция об оплате госпошлины (при необходимости).
  • Справка из ЕГРН.
  • Собственноручно заполненное заявление.
  • Выписки, справки и акты государственных органов по отношению к участку.

Некоторые запросы, возможно сделать посредством обращения на электронную почту или форму обратной связи на официальных сайтах муниципального образования. Также к услугам физических и юридических лиц существует электронный портал Госуслуги.

Что такое лесная амнистия

Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

Комментарий к Ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья 8 ЛК РФ устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  • Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  • Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  • Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  • По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Муниципальная собственность на леса

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.

У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Замечание 1

Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).

В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.

В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.

Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.

Как получить надел в лесистой местности и как потом его использовать

Получить такой участок вправе как физическое, так и юридическое лицо, но права его пользования строго оговорены. Это:

  • аренда с использованием для производственных нужд;
  • безвозмездное пользование;
  • концессия (договор, по которому передается муниципальная собственность);
  • не длительное пользование.

От арендаторов требуется соблюдать в точности все положения заключенного соглашения: реализация мероприятий по лесовосстановлению, соблюдение санитарно-гигиенических норм, запрет на оставление заготовленной древесины, недорубов на месте рубок, когда срок вывозки уже истек.

Арендаторам дозволено заниматься заготовкой древесины, пчеловодством, вырубкой новогодних елок. Они могут использовать арендованные территории под сенокосы и пастбища, как площадку для научно-исследовательских разработок, проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Аренда лесов

Чаще всего лес оформляется во владение заключением арендного договора, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Аренда земель, принадлежащих лесному фонду, осуществляется в соответствии с правилами, определенными гл. 6 ЛК РФ. В ст. 72 ЛК сказано, что участок леса может быть получен в аренду на период от 10 до 49 лет.

Арендатором земли становится победитель аукциона, проведенного в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минсельхоза № 75 от 04.05.2009. Если на территории участка располагается принадлежащая заявителю постройка, его в виде исключения можно арендовать без аукциона.

Прежде чем взять надел с лесом в аренду, соискатель должен подать заявку организатору торгов. При этом будет выполнена проверка, не числится ли заявитель в реестре недобросовестных арендаторов. Строгих требований к форме заявки не установлено, но в нее обязательно следует включить:

  • Ф.И.О. гражданина или название организации, являющихся претендентами на аренду;
  • паспортные данные гражданина или сведения об организации либо ИП (в последних двух случаях требуется приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • координаты участка с лесом;
  • адрес проживания или место регистрации заявителя.

Заявителю также стоит подготовить документ, удостоверяющий личность, а также квитанцию, подтверждающую уплату задатка (его размер может находиться в пределах от 10% до 100% первоначальной цены аренды). Начальная цена устанавливается согласно рекомендациям Правительства, итоговая – в зависимости от результатов торгов.

На арендатора возлагается обязанность по созданию проекта по освоению участка леса. Перед началом его использования необходимо добиться получения положительного заключения.

В процессе использования надела арендатор обязан:

  • рационально пользоваться лесными ресурсами, обеспечивая сохранность лесов;
  • заботиться об улучшении породного состава леса и состояния почвенного покрова;
  • принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия вверенной территории;
  • соблюдать условия, необходимые для сохранения объектов природного, культурного и исторического наследия.

В случае необходимости арендатор может сооружать на участке постройки вспомогательного предназначения.

Право федеральной собственности на участки лесного фонда возникает в силу закона

Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами.

Напомним, что одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11, спорный участок до включения в границы населенного пункта был расположен в соответствующих кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств. Данное обстоятельство доказывает его принадлежность к землям лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы. Под лесным кварталом при этом понимается, как правило, отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами (натурными границами) часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно-хозяйственной единицей в лесу <1>. Следовательно, в силу ст. 8 ЛК РФ спорный участок принадлежал к землям лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

<1> См.: www.rosleshoz.gov.ru/terminology/k/36.

Следует признать, что норма ст. 8 ЛК РФ до сих пор реализуется с трудом. Часто проблемы возникают при защите права федеральной собственности на земли лесного фонда. Так, в частности, из приведенного судебного акта следует, что предметом спора был земельный участок из земель лесного фонда. Тогда как ЛК РФ, определяя право федеральной собственности на участки лесного фонда, говорит о лесных участках. Несмотря на то что ЛК РФ рассматривает лесные участки как разновидность земельных, их образование и постановка на кадастровый учет осуществляются в особом порядке (ст. 7 ЛК РФ). На основании этой нормы в некоторых случаях органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта РФ делается вывод о том, что федеральной собственностью являются не все земли лесного фонда, а только включенные в границы сформированных лесных участков. Далее, рассматривая в качестве объектов отношений лесной фонд и земли лесного фонда, ЛК РФ тем не менее не дает понятия лесного фонда, ограничиваясь понятием леса как экологической системы или природного ресурса (ст. 5 ЛК РФ). Ответ на вопрос, в чьей собственности находится лесной фонд, в состав которого входят земли лесного фонда, в ЛК РФ отсутствует. Как представляется, неясность в решении этого вопроса стала одной из причин рассматриваемого спора.

Мы согласны с позицией Президиума ВАС РФ, подтвердившего право федеральной собственности на участок из земель лесного фонда, поскольку она обеспечивает право федеральной собственности на лесные земли, а также в целом основана на принципе земельного законодательства, согласно которому регулирование земельных отношений должно исходить из приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве.

Вместе с тем представляется, что для обеспечения защиты федеральных лесных земель положение ст. 8 ЛК РФ нуждается в корректировке. Также считаем целесообразным (и правоприменительная практика подтверждает это мнение), по аналогии с положениями Водного кодекса РФ, в ст. 8 которого установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), закрепить в ЛК РФ, что леса (или лесной фонд) как природный ресурс или объект находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Состав

К нему относят лесные, нелесные земли и сами леса. Границы устанавливаются законодательно (земельным и лесным кодексами) – ЛК Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Исключение составляют лесонасаждения, располагающиеся на землях с/х назначения, водного фонда, городских и других населенных пунктов, а также на землях обороны.

Исходя из выполняемых функций, хозяйственного значения, местоположения классифицируется на 3 группы. Это лесонасаждения:

  1. Национальных парков, природных памятников, заповедников, в которых допустимы только санитарные и уходовые рубки, выполняющие различные санитарные и оздоровительные, защитные и водоохранные функции, где допускаются лесовосстановительные рубки. Их разделяют по категориям защиты.
  2. В районах с хорошо развитой сетью наземного транспорта, где высока плотность населения, а биоресурсов недостаточно. Лесопользование должно осуществляться в ограниченном режиме.
  3. Многолесных регионов – именно они в основном отвечают потребностям в древесине. Требуют сохранения экологических функций. Делятся на основные и резервные (заготовка в ближайшие 20 лет там не планируется).

Нелесные земли – просеки, дороги, болота и т. д.

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Категории земель

Лесными участками фонда считаются участки:

  • с вырубками, т.е. с расположением на площади леса пней,
  • с культурами леса и молодым лесом, в котором еще не осуществилось соединение крон деревьев,
  • с гарью и погибшими деревьями в результате горения и воздействия вредителей,
  • с прогалинами, без насаждений,
  • с площадью менее половины гектара,
  • с рединами &#8212, насаждениями от 3-его возрастного класса и диаметром до 0,3 м, имеющих обособленное месторасположение.

Любые леса, расположившиеся на территории РФ, принадлежат фонду. Исключения включают в себя леса, произрастающие в городах и других населенных пунктах, а также земли, которые эксплуатируются вооруженными силами, т.е. являются землями обороны. Такие земли, как правило, имеют на картах определенные обозначения, т.к. являются государственной собственностью.

Данное различие по категориям определяется тем, что в составе фондов леса находятся земли, целевое значение которых дифференцировано: для выращивания лесов, их использования и восстановления.

К нелесным территориям относятся земли, незанятые лесами и не пригодных для их выращивания. Их использование заключается в другом &#8212, осуществление лесохозяйственных нужд. Отношение нелесных земель к лесному фонду косвенное, в отличие от прямого отношения лесных. В большинстве случаев используются для прокладывания дорог и просек.

Для соответствия положения действительности дел документам, актам и инструкциям устанавливается правовое признание лесных участков, т.е. проводится определенный порядок аттестации, при котором земли фонда переводятся в земли, покрытые растительностью леса, а также наоборот.

Допускается ли оформление в собственность лесного участка

Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.

Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.

Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:

  • обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
  • акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
  • выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
  • одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
  • справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
  • экспертное заключение в случае проведения экспертизы.

Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.

Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:

  • Юридические;
  • Физические;
  • Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.

Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:

  • Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
  • Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
  • Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
  • Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
  • Акта выбора участка лесного фонда;
  • Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
  • Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
  • Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
  • Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
  • Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
  • Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
  • Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
  • Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.

Поймите, что такой процесс сложно осуществить без помощи специалиста, не каждый юрист возьмется за такую работу. Можно несколько лет заниматься процессом перевода земель лесного назначения в другие виды землепользования, но результат может быть отрицательным.

Причиной этого чаще всего становится постоянно усиливающийся контроль над землями лесного фонда со стороны государства.

Кроме этого, имейте в виду, что придется оплатить нанесенный ущерб лесному хозяйству, если получится перевести земли лесного фонда в иную категорию.

Делая вывод, отметим, что изменения в градостроительном, лесном и земельном кодексе привели к тому, что полномочия местного самоуправления в отношении территории поселения сильно сократились.

Это, в свою очередь, привело к сокращению коррупционных неправомерных сделок в отношении территории лесного фонда. Такая работа государственных органов власти приводит к сохранению и защите леса и природных ресурсов.

Когда и кому можно передавать ЗЛФ

Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.

О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.

Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:

  • права постоянного пользования;
  • аренды земельных участков;
  • сервитута, в том числе публичного;
  • права безвозмездного пользования;
  • концессионного соглашения.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Аренда наделов лесфонда

Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).

Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.

Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:

  • наименование лица, желающего взять участок в аренду;
  • его анкетные и прочие данные;
  • место расположения участка;
  • место жительства заявителя.

К заявлению нужно приложить минимальный список документов:

  • удостоверение личности заявителя;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
  • квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.

Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.

Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.

Право пользования ЗЛФ

Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:

  • организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
    • органам власти и государственным учреждениям;
    • казенным предприятиям;
    • центрам исторического наследия.
  • физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.

Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:

  • религиозные организации;
  • граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
  • некоммерческие организации;
  • лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.

Передача на основе концессии

В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:

  • гидротехнических сооружений;
  • объектов портовой инфраструктуры;
  • линий связи и электропередач;
  • дорожной инфраструктуры;
  • сооружений для ведения сельхоздеятельности;
  • физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.

В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector