Как быть, если прекращено право бессрочного пользования земельным участком?
Содержание:
- Пошаговая инструкция регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком
- Статья 56.1 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
- ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
- Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав
- Права и обязанности собственника с правом бессрочного пользования
- Порядок прекращения права бессрочного пользования земельным участком
- Проведение проводок при прекращении бессрочного права
- ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-05-04-02/43359 Об отнесении земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте
- Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Пошаговая инструкция регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком
Теперь пришло время описать сам алгоритм предоставления земельного участка в бессрочное пользование.
Если заинтересованное лицо стало приобретателем частного дома на земле, принадлежащей муниципалитету, ему следует написать заявление главе администрации с просьбой разрешить регистрацию ЗУ, принадлежавшего предшествующему владельцу на правах постоянного использования. К заявлению прилагают:
- Правоустанавливающую документацию на частный дом или иное приобретённое имущество.
- Правоудостоверяющую документацию в виде свидетельства о собственности на частный дом.
В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного пользования отражаются сведения о кадастровых, технических характеристиках строения, а так же – адрес места расположения. Этот нюанс служит правовой основой для удостоверения права лица на продолжение использования ЗУ. Кроме этого, в свидетельстве указывают, что жилой дом расположен на участке, находящемся в распоряжении лица на праве постоянного (бессрочного) пользования, что определяет пролонгацию аналогичных гражданско-правовых отношений с новым собственником.
К правоустанавливающей документации относится договор имущественной сделки, который регламентирует переход частного дома во владение приобретателя. В договоре бессрочного пользования земельным участком (образец можно скачать в конце статьи) так же следует указать, что строение расположено на участке, который передан администрацией в бессрочное пользование, с указанием места нахождения ЗУ и его общей площади. В совокупности данные документы определяют имущественные позиции владельца, становясь основанием для регистрации земельного участка.
Административная комиссия рассматривает заявление в течение 1 месяца, после чего выдаёт на руки заявителю ответ в виде выписки.
Выписка основывается на нормах законодательства, которое предусматривает:
- согласие на регистрацию;
- мотивированный отказ.
На основании согласия составляется административный акт, в котором указывается право гражданина продолжать пользоваться земельным участком постоянно, в связи в приобретением имущественных прав на недвижимость, расположенную на участке. Административный акт – основание для регистрации ЗУ в Росреестре. Он прилагается к пакету документов на приобретение дома, с чем заинтересованное лицо посещает лично местное отделение кадастра и картографии, внося сведения о пользовании участком в записи ГКН.
Процедура ограничивается сроком в 21 рабочий день или 1 календарный месяц.
За регистрацию права постоянного бессрочного пользования земельным участком потребуется внести пошлину в размере 2 тысяч рублей.
Вот так выглядит свидетельство на право собственности на землю бессрочного пользования (еще его называют актом):
Статья 56.1 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
- Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
- Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
профессиональный земельный адвокат (Москва и Московская область)
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Каждый из перечисленных выше путей имеет свой алгоритм действий для вступления решения об лишении владельца прав на участок в силу. Решение будет юридически действенным только после полного и официального оформления на отказ от участка или его изъятие.
Это важно знать: Для чего нужно ОСАГО: как оно работает, обязательно ли приобретение полиса и каковы особенности действия страховки?
Как осуществить прекращение права постоянного пользования без суда (добровольно)
Добровольный отказ имеет под собой самый простой алгоритм действий, состоящий всего из четырех пунктов:
- подача заявления в Комитет;
- предоставление пакета документов;
- ожидание решения;
- получение копии.
Подробнее по порядку. Первый пункт включает в себя составление заявления на добровольный отказ от владения ранее приобретенной территорией и подача его в исполнительные органы. Второй пункт включает предоставление пакета документов, состоящего из:
- оригинал свидетельства о приобретении участка и праве владения;
- удостоверение владельца;
- регистрация юридического лица;
- кадастровый паспорт.
Ожидание, прописанное в третьем пункте, согласно действующему законодательству, длиться до 30 календарных дней с момента принятия заявления к рассмотрению. Спустя 33 календарных дня после данного события необходимо получить в суде копию принятого решения.
Как осуществить пользование земельным участком путем суда (принудительно)
В случае с принудительным аннулированием прав пожизненного владения существует два алгоритма развития событий. Первый состоит из трех пунктов:
- получение предупреждение по причине нецелевого использования;
- исправление допущенных нарушений;
- оплата штрафа.
Согласно действующему законодательству предупреждение должно состоять из:
- списка нарушенных обязанностей;
- периода, предоставляемого на устранение;
- уточнения о последствии в случае, если нарушение не будет исправлено;
- права, если дойдет до вмешательства суда.
Закон о штрафных санкциях в последний раз был отредактирован по инициативе президента в марте 2020 года. Глава 46 ФЗ об административных нарушениях включает в себя самовольное присвоение участка, что также карается штрафными санкциями, а также нецелевое использование приобретенных территорий. Сумма штрафа отсчитывается от кадастровой стоимости территории и составляет:
- для физических лиц – от 0,3% до 1,5%;
- для юридических лиц – от 1,5% до 10%.
В случае игнорирования предупреждения, алгоритм развития событий таков:
- возбуждение дела;
- рассмотрение;
- принятие решения;
- отправление документов в организации, специализирующиеся на регистрации недвижимости, в течении 10 дней;
- выплата штрафа согласно главе 46 ФЗ.
Тем не менее, каждый гражданин имеет право на обжалование вынесенного приговора.
Отказ от права постоянного бессрочного пользования – что это и как отказаться
Отказ от права пожизненного пользования – это официальное оформление документов, лишающих права на использования территории согласно указанной при приобретении цели и использования по собственному решению.
К подобному прибегают в случае отсутствия надобности в участке. Для отказа пакет документов доставляется в соответствующие органы. Срок ожидания решения – 30 календарных дней.
Права и возможности после суда: последствия
Статьи 60 и 61 ЗК указывают, что даже после вынесения приговора владелец имеет право на подачу апелляции по двум параметрам:
Каждый гражданин имеет право опровергнуть решение суда и присвоить себе свои права обратно, однако он должен будет исправить все нарушения и выплатить штраф. А время на подачу апелляции – 10 дней.
Оплату штрафа также можно опровергнуть, если нарушения, на самом деле, не было.
Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав
25.05.2016 15:32
Динской отдел
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Объектами гражданских прав могут выступать только земельные участки и части земельных участков.
Земельные участки могут выступать как объекты вещных, так и обязательственных прав (аренда, право безвозмездного срочного пользования)
Правовой режим земельных участков определяется:
1. оборотоспособностью участка;
2. категорией земли (целевым назначением);
3. разрешенным использованием участка;
4. территориальной зоной и градостроительным регламентом (для земель поселений).
Если иное не установлено , право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, , иными законами и не нарушает прав других лиц.
Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Статья 129 ГК РФ указывает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены Земельным кодексом РФ.
Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения будет урегулирован в специальном в Федеральном Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 г.). Этот Закон не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиям
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Земельных участков в государственной или муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Права и обязанности собственника с правом бессрочного пользования
В соответствии со статьёй под номером №40 земельного кодекса, права собственника следующие:
- Землепользователь может использовать территорию для своих целей карьеры, пруды, пресные подземные воды.
- Строить дом и иные строительные объекты. Но в соответствии с целевым назначением, и это правило не должно быть нарушено.
- Если имеется разрешение, он может проводить оросительные, осушительные и иные процедуры.
- Строить водные объекты, если это не запрещено целевым назначением земли.
- Получать выгоду от реализации с\х культуры, продукции.
Всё это допустимо к реализации на земельном участке, если это не противоречит договору. Право постоянного пользования наделом не является правом собственности. Распоряжаться этой территорией на законных основаниях может только непосредственный собственник. Ещё до недавнего времени, землепользователь (не собственник) мог сдавать землю в арендное пользование или передавать в безвозмездное срочное пользование, теперь это запрещено. Об этом свидетельствует статья под номером №270 ГК РФ.
Порядок прекращения права бессрочного пользования земельным участком
Порядок прекращения правила бессрочного пользования земельным участком регламентируется статьями №53 и 54 ЗК РФ. Если гражданин желает добровольно отказаться от права владения, то он должен составить заявление и подать его в муниципалитет. Правила подачи заявления едины для физических и юридических лиц.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- паспорт заявителя;
- если используется доверенное лицо, то должно присутствовать соответствующее разрешение от владельца, заверенное нотариусом;
- юридическое лицо нуждается в предоставлении копии документов, которые подтвердят, что процедура юридического лица была пройдена, например, выписка из ЕГРЮЛ;
- кадастровый паспорт;
- кадастровый план;
- кадастровый номер;
- документ, которые подтверждают прав лица на пользование землей.
После того, как полный пакет был передан вместе с заявлением в уполномоченные органы, в течение одного месяца будет принято решение. Если же гражданин приложит недостаточный пакет документов, то органы пошлют запрос в уполномоченные структуры, либо самому заявителю. Это напрямую повлияет на сроки проведения работ по снятию права пользования.
Принудительное прекращение права проводится в соответствии с регламентом, установленным в статье №54 ЗК РФ. Согласно кодексу, если участок является объектом, которым пользуются государственные или муниципальные учреждения, то изъятие может быть проведено уполномоченными органами без судебного разбирательства. Но при условии, что будет установлен факт нарушения правил.
При предоставлении бессрочного права пользования частному лицу, то изъятие возможно только по решению суда. Гражданин, в отношении которого было применена схема изъятия, может в течение десяти рабочих дней обжаловать решение суда.
Если же следует изъять земли, находящиеся в бессрочном пользовании у научных учреждений или специализированных организаций, то решение по каждому объекту будет приниматься в индивидуальном порядке. Для этого проводится анализ доказательств и ситуации.
Проведение проводок при прекращении бессрочного права
Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.
Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Как осуществить пользоваться земельным участком путем суда (принудительно)
- После нахождения нарушений эксплуатации земельного участка вы должны оплатить штраф и устранить их.
- Вместе с этим вы получаете предупреждение, которое содержит:
- перечень нарушений;
- промежуток времени, который дан на устранение проблемы;
- упоминание, что игнорирование приведет к лишению земельных прав;
- ваши права, о которых вы сможете заявить, если начнутся судебные разбирательства.
- В случае, если вы не исправите допущенные нарушения, дело о прекращении прав попадает в суд.
- После истечения 10 дней с вынесения приговора, гос. структура отправляет акт и бумагу о гос. регистрации в организацию, где совершаются сделки по недвижимости.
- Так как по закону лишение прав не избавляет от ответственности, вам придется ответить за свои совершенные действия, возместить ущерб.
- Вы можете обжаловать решение, вынесенное судьей.
ВАЖНО! В процессе судебных разбирательств предоставление документов не требуется, так как заявление о нарушениях подается третьими лицами
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-05-04-02/43359 Об отнесении земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте
25 июля 2017
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных Учреждением, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и применения к данным земельным участкам положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2016 № 303-КГ16-13304, постановлениях Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 02.05.2017 № Ф03-1271/2017, Арбитражного Суда Уральского округа от 02.02.2017 № Ф09-11322/16 и Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № А33-26001/2015.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 стать 93 Земельного кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Таким образом, если земельный участок, предоставленный Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответствует вышеуказанным критериям, то при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Директор Департамента | А.В. Сазанов |
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.
Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.
При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.
В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
показать содержание