Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Общая информация

Под определенными условиями подразумевается перечень оснований. Это факторы, подтвержденные и установленные современным законодательством.

При осуществлении операции изъятия не принимаются во внимание такие, казалось бы, важные факторы, как владелец земли и основания получения ее в собственность. Что касается причины изъятия, то главным основанием является реализация разных общественных интересов

Участок может забираться в добровольном и принудительном порядке. Если изъятие осуществляется по согласию собственника, между сторонами операции составляется специальное соглашение на выкуп земли.

Здесь важно уделить внимание формированию стоимости участка. Она складывается на основании таких параметров:

  1. Рыночная стоимость.
  2. Цена имущества, которое располагается на участке.
  3. Сумма убытков, которые связаны с упущенными выгодами или с переездом на иной участок.

С определением стоимости обычно возникают определенные проблемы. Государственные организации опираются на рыночные показатели

Также принимаются во внимание полученные при оценке результаты

Если владелец участка по какой-то причине не согласен с оценкой, он имеет полное право инициировать проведение независимых оценочных мероприятий. Может назвать свою собственную стоимость.

Как только государство принимает решение об изъятии участка, сотрудники официальных организаций должны уведомить об этом собственника. Сделать это нужно в течение недели с даты принятия решения. В этот же период собственнику передается проект договора выкупа. В нем прописывается стоимость земельного участка, то есть сумма, которая будет выплачена владельцу.

С даты уведомления собственнику дается три месяца на изучение всех нюансов, на проведение необходимых мероприятий. Ранее положенных 90 дней земля может быть передана исключительно с согласия ее собственника.

Штрафные санкции

Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

  • физическим лицам 10-20 т. р.;
  • должностным лицам 20-50 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

  • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
  • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
  • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

  • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

  • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
  • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

  • физическим лицам 20-50 т. р.;
  • должностным лицам 50-100 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.

При несвоевременной уплате штрафа взимаются дополнительные средства, которые поступают в местный бюджет.

Актуальность

В качестве основания выступает необходимость строительства, например, промышленных объектов, дорог, сооружений при условии, что возведение в любом другом месте не представляется возможным.

Один из примеров – возведение олимпийских объектов в Сочи, перед проведением Олимпиады. Также земли периодически изымаются для обеспечения целей газоснабжения и прокладывания нефтепроводов, линий электропередач и так далее.

Государственный или муниципальный орган должен выявить участки, которые нужно изъять, на стадии создания проектной документации. Одновременно с этим проводится их предварительная оценка. Чаще всего примерная выкупная цена определяется на основании имеющейся кадастровой документации и затем составляется предложение собственнику.

Основания, условия и причины принудительного изъятия

Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?

Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих:

  • строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
  • Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
  • Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
  • Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.

Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.

На этом основании изъятие допускается:

  1. при использовании ЗУ не в соответствии с установленным целевым назначением.
  2. В связи с его не использованием в течение определённого законодательством срока. (это называется изъятие неиспользуемых земельных участков)

Такое вмешательства государства в имущественные права недобросовестных земледельцев продиктовано тем, что земли относятся к важному экономическому ресурсу, допускающему повышение благосостояние граждан. Те из них, кто ориентируется лишь на инвестирование в землю, с целью дальнейшего накопления капитала за счёт повышения стоимости земли, поступает незаконно, нарушая возможности других граждан, желающих распоряжаться землёй по-хозяйски

Особенно негативно относится орган власти к лицам, которые не проводят застройку участка, полученного для этих целей из числа земель ИЖС. Такие наделы ориентированы на повышение степени обеспечения граждан населённого пункта жильём. Недобросовестное удерживание ЗУ в бесхозном состоянии нарушает регламент планирования администрацией, жилищной политики региона.

Как добиться включения в состав возмещения убытков, понесенных в связи с изъятием недвижимости?

В состав возмещения за изымаемую недвижимость можно включить убытки, которые понес правообладатель. Причем убытками будет считаться не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. Обычно это касается случаев, когда правообладатель вел предпринимательскую деятельность с использованием изымаемых объектов.

Но если материальный ущерб доказать относительно просто, то с упущенной выгодой дело обстоит несколько сложнее. Правообладателю нужно будет доказать следующие обстоятельства:

  • наличие прав на земельный участок или иной объект недвижимого имущества;

  • ведение предпринимательской деятельности с использованием этого объекта;

  • размер доходов, которые должен был получить правообладатель, если бы недвижимость осталась у него, и размер расходов, которые он при этом понес бы.

Например, если на изымаемом участке была посеяна пшеница, которую собственник предполагал продать, то он должен доказать следующие обстоятельства:

  • он является законным владельцем участка (например, на основании договора купли-продажи);

  • он ведет предпринимательскую деятельность с использованием участка (доказательством послужит регистрация собственника в качестве индивидуального предпринимателя и договор контрактации в отношении посевов на участке);

  • размер доходов, которые он планировал получить в результате использования земельного участка (доказывается это расчетным путем, например в виде разницы между ценой по договору контрактации и расходами, которые правообладатель должен был бы понести для исполнения договора).

Ответственность за нецелевое использование земли

Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости, и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)).

Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.

Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, в 2016 существенно выросли относительно предыдущего года и составила:

при наличии кадастровой стоимости:

  • для физических лиц собственников земли — от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
  • для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);

при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:

  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3х лет подряд составляют:

  • для физических лиц, собственников участков — до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
  • для юридических лиц — от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).

Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:

  • для физических лиц — до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
  • для юридических лиц — до 10%, (минимум 200 000 рублей)

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств. Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены. Если все же избежать иска от лица местной администрации не удалось, правообладатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенное ранее решение об изъятии земли, и при наличии основательной доказательной базы, есть возможность добиться отмены постановления.

  • С возмещением компенсации – если земля отнимается для государственных или муниципальных нужд (при условии, что с владельцем не было заключённого соглашения об изъятиях);
  • Без возмещения – в случае санкций, назначенных в результате каких-либо нарушений или преступных действий, в соответствии с действующим сегодня Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исковое заявление в судебный орган подаётся государственными или муниципальными структурами. При этом данный иск нельзя подать, если земельный участок находился в собственности владельца меньше 3-х месяцев.

По решению суда устанавливается срок изъятия, размеры денежных компенсаций и их наличие, а также прочие условия оформления изъятия объекта для государственных нужд. Кроме того, вся процедура регламентируется внесёнными в Земельный кодекс поправками. Они регулируют не только этапы фактического изъятия для установленных государственных и публичных нужд, но и сам порядок, в котором рассчитываются и возмещаются понесённые владельцем убытки.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Строительство объектов общефедерального или местного значения

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Основания для процедуры

Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:

  • взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
  • изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
  • национализация, конфискация или реквизиция наделов;
  • выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
  • участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
  • надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.

Положения решения об конфискации

Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:

  • использование не отвечает установленной категории и целевому назначению;
  • нарушается экологическая обстановка, снижается плодородность надела для земель, имеющих сельскохозяйственное назначение;
  • собственник высказывается против устранения последствий нарушений, которые связаны с загрязнением окружающей среды;
  • проигнорированы обязательные меры по осуществлению охранных мероприятий, улучшению почвы;
  • лицо уклоняется от уплаты налоговых платежей.

Допускается изъятие на принудительной основе:

  • когда конфискация проводится в рамках программ, проводимых государством, муниципалитетом;
  • реквизиция;
  • иные случаи, закрепленные в законах.

Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации  в пользу государства или муниципалитета.

Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.

Решение

Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:

  1. Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
  2. Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
  3. Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
  4. Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
  5. Цели, с которыми проводится процесс.
  6. Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
  7. Данные сторон договора.
  8. Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
  9. Сервитут земельного участка, если таковой действует.

Понятие соглашения об изъятии

В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:

  • соглашение направляется собственнику надела для изучения;
  • акт подписывается либо когда человек отказывается его подписывать или в течение трех месяцев с момента получения игнорирует – отправитель подает иск в судебный орган о принудительной конфискации;
  • документ отправляется органу, который его направил;
  • соглашение направляется в Росреестр для регистрации;
  • производятся регистрационные мероприятия и переход прав от частного лица к органам государства или муниципалитета.

Образец соглашения

К соглашению прикладываются:

  • кадастровая документация относительно ЗУ и построек на нем;
  • отчет, содержащий рыночную стоимость земли и сооружений;
  • когда предусматривается компенсация при изъятии, то составляется отчет с указанием реальных стоимостей.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Как определяют размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости?

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение на основании п. 1 ст. 281 ГК РФ.

Возмещение осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ. Если решение об изъятии принято на основании ходатайства, поданного организацией, то именно она выплачивает правообладателям возмещение (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).

Размер возмещения определяют в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и с учетом особенностей, установленных Земельным и Гражданским кодексами. Его рассчитывают не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю участка соглашения об изъятии недвижимости.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на участок, а также убытки, причиненные изъятием (п. 2 ст. 281 ГК РФ).

Расходы на установление рыночной стоимости недвижимости и размера убытков на досудебной стадии несет уполномоченный орган, принявший решение об изъятии.

При определении размера возмещения не учитывают:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector