Частный сервитут: как установить, зарегистрировать

Содержание:

Регистрация сервитута на земельный участок

Процедуру проводит обладатель доступа в ближайшем МФЦ. Порядок содержит 4 этапа:

  1. Предоставление специалисту заявления на регистрацию вместе с необходимым пакетом документов.
  2. Проведение юридической экспертизы. Проверяется правильность составленного соглашения, соблюдение законодательных норм, подлинность подписей.
  3. Регистрация сервитута в Едином государственном реестре.
  4. Выдача заявителю отчета об успешности процедуры.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

Частный договор заключают между собой собственники участков. Как правило, толчком к подписанию становятся бытовые причины:

  • подход к собственному жилью;
  • строительство дороги;
  • проведение хозяйственных коммуникаций;
  • доступ к воде;
  • прокладка линий связи и электропередачи.

Инициаторам переговоров следует тщательно проверить собственную документацию на землю и законность построек. Закон запрещает оформлять подход к подлежащим сносу строениям и самостроям.

Какие документы необходимо представить

Специалист МФЦ оформит регистрацию только при наличии полного пакета документов:

  • соглашение, подписанное обеими сторонами;
  • заявление на регистрацию (образец предоставят в МФЦ);
  • кадастровая документация на обремененный надел;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • решение суда.

Законом разрешено проводить регистрацию через доверенное лицо. Подтверждают полномочия доверенностью, заверенной в нотариальной конторе.

Разновидности земельных сервитутов 

Обременение классифицируют в зависимости от времени использования:

  1. Постоянный договор подписывают, если предполагается бессрочное пользование. Например, на территории находится объект государственного значения.
  2. Срочный доступ открывают на определенный период. Например, на время прокладки коммуникаций. После окончания работ обременение снимается.

Как оспорить наложение сервитута

Землевладельцы обычно негативно воспринимают новость об общественном доступе на их землю. Спор с местной администрацией, разрешившей доступ, проводят только в суде. Если собственник сможет указать пути обхода своей делянки без ущерба для граждан, то документ будет аннулирован.

Самовольно перекрывать проход ни в коем случае нельзя. Иначе местная администрация обратится за помощью в прокуратуру, и собственника ожидает штраф или более жесткие меры за нарушение закона.

Законодательное регулирование

Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне освещается двумя крупнейшими в этой сфере нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях 274-277, формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права, формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

Однако вопросов, касающихся правил регистрации сервитута как вида права, эти статьи не касаются.

Говоря о регистрации сервитута, следует подразумевать, что осуществление этой процедуры должно происходить также, как и регистрация любых других прав на недвижимость.

Подробно этот процесс рассматривается в статье 27 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Для чего нужен сервитут

Он необходим в том числе для целей:

  • прокладки дорог;
  • возможности продвижения транспорта;
  • прохода;
  • установки электрических кабелей;
  • создания иной инфраструктуры.

Устанавливается он путем:

  • заключения письменного договора между владельцем недвижимости и ее пользователем;
  • судебным вердиктом.

И может являться как платным, так и безвозмездным.

Если одна из сторон отказывается от заключения договора, то другая сторона вправе обращаться в суд для получения решения.

В соответствии с действующим законодательством при переходе права на объект, обремененный сервитутом, он сохраняет свое действие вне зависимости от желания или нежелания нового владельца участка. При этом сам не представляет собой предмет:

  • купли-продажи;
  • залога;
  • мены.

Главные причины для оформления частного сервитута

Среди основных провокаторов регистрации непубличных сервитутов можно выделить следующее:

  • Необходимо обустроить проезд к собственному участку через чужую территорию;
  • Установка природных объектов на соседней территории.
  • Необходимость в проведении строительных работ;
  • Ремонт электросети, водопровода, другого оборудования или фасада дома;
  • Иные ситуации, которые невозможно разрешить без наложения ограничений.

Оформление публичного сервитута возможно в случае использования участка местным населением или муниципалитетом. В данном случае, основные причины наложения обременений это:

  • Необходимо обеспечить подход или проезд на частную территорию. В данном случае речь может идти о прокладке дороги общего пользования;
  • Проведение работ, касающихся прокладки межи, а также геодезического характера;
  • Прокладка коммуникаций сетей общего назначения;
  • Если надел расположен в прибрежной зоне, может потребоваться проход к воде именно через него;
  • Выпас скота.

Регистрация

После того, как стороны приходят к соглашению, наступает следующий этап – регистрационный. Регистрация частного или публичного сервитута происходит согласно установленной законом процедуре. Главными документами, которые могут инициировать регистрацию, является соглашение сторон, распорядительный акт государственного органа или решение суда. Обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением может один из участников сделки.

Помимо заявления необходимо предоставить следующие бумаги:

  • справку, подтверждающую, что заявитель оплатил госпошлину;
  • личные документы, если документы подает физическое лицо;
  • соглашение, распорядительный акт и т. д.;
  • кадастровый план.

Когда сервитут устанавливается не на весь участок, а только на его часть, это отмечается в кадастровом плане. Все отметки должны быть завизированы уполномоченными органами.

Процедура длится не более 5 дней, после чего заявитель, если он не является владельцем земли, получит уведомление. А собственнику отправляют справку о государственной регистрации.

Госпошлина и оплата

Итак, участники сделки обязаны ее регистрировать. Как и любая государственная процедура, регистрация облагается налогом. Для физических лиц государственная пошлина обойдется в 1 тыс. 500 рублей, а для юридических лиц – в 6 тыс. рублей. Что касается платы за само соглашение, то этот вопрос решают стороны. Чаще всего размер выплат за использование земли основывается на ее стоимости.

Прекращение сервитута

Обременение с земельного участка чаще всего снимается после того, как истечет установленный соглашением срок. Но есть ситуации, когда сервитут прекращает действовать досрочно. Это происходит по следующим причинам:

  1. У второй стороны отпала необходимость использовать землю.
  2. Имуществу собственника был нанесен ущерб.
  3. Лицо использует участок не по назначению.
  4. Наличие сервитута не позволяет хозяину использовать свое имущество в полной мере.

Для того чтобы заинтересованное лицо могло пользоваться участок на основании соглашения, требуется регистрация. Это не то же самое, что регистрация сделки. Вся информация об обременении вносится в реестр и только после этого соглашение вступает в законную силу. Пользователь участка в свою очередь ответственен за сохранность чужого имущества.

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

Формулы для определения стоимости сервитута

Реальная стоимость убытков (РСУ)

РСУ = рыночная стоимость 1 кв. м земли * общий объём отчуждаемой земли в процентном соотношении к площади участка

Например:

1 кв. м земли стоит 2 тысячи 857 рублей. Отчуждается 2% площади участка (общая площадь 11,9 соток, то есть 1190 кв. м, размер отчуждаемой площади 23 кв. м). Первая часть расчетов будет выглядеть как 2857*23=65 711 рублей.

Вторая часть расчетов представляет собой уравнение, в котором определяемся стоимость использования участка, если он используется на праве постоянного бессрочного пользования, но максимальный срок составит сорок девять лет:

49*65 711=3 219 839 рублей.Это та сумма, которую инициатор установления сервитута должен был бы выплатить, если бы пользовался участком на праве постоянного бессрочного пользования в течение 49 лет.

Предположим, что сервитут устанавливается на 2 года, то сумма будет составлять: 2*65 711=131 422. Эта сумма высчитывается по уравнению: 49 лет=100% стоимости, а срок сервитута — Х% стоимости.

Таким образом, базовая стоимость всех понесенных убытков составит 131 422 рублей.

Упущенная выгода

Упущенная выгода от эксплуатации земельного участка рассчитывается как разница тем количеством денежных средств, которые владелец участка может получить при эксплуатации своего надела без обременения и которые получает при установлении такого обременения.

Например:

Участок без обременения сдаётся в аренду по стоимости 20 тысяч рублей в месяц, что составит за два года 20000*24=480 000. С обременением величина арендной платы составит 15 тысяч рублей, а общая сумма 15000*24=360 000.Разница составит 120 тысяч рублей. Эта сумма прибавляется к базовой стоимости всех понесенных убытков: 131 422+120000=251 422 рублей.

Реальный ущерб

Реальный ущерб формируется путем установления разницы между рыночной стоимостью участка без установления обременения и с таковым.

Например:

Участок площадью 11,9 соток без обременения стоит 3 400 000 рублей (285 714 рублей за сотку). С обременением его цена падает до 2 100 000 рублей (176 470 тысяч за сотку). Разница составляет 1 300 000 рублей.Общая стоимость сервитута в этом случае составит 251 422+1 300 000=1 551 442 рублей.

Эту сумму лицо, инициировавшее установление сервитута должно будет выплатить владельцу обремененного участка. Порядок выплат устанавливается в заключенном договоре сервитута.

Цена сервитута = Реальная стоимость убытков + Упущенная выгода + Реальный ущерб

Важные моменты

Не может быть установлен сервитут для целей доступа:

  • к самовольной постройке;
  • к строящемуся объекту, являющемуся самовольной реконструкцией здания;
  • к подлежащему сносу строению;
  • когда владелец собственными постройками закрыл или сузил проезд, после чего стал требовать допуска на соседский участок.

Юристы иногда рассматривают возможность наложения сервитута при долевой собственности на квартиру, в которой одна из комнат проходная. Но это больше в теории. На практике не встречаются случаев закрепления за лицом права владения на проходную комнату. А долевая собственность не предполагает четкого закрепления комнат за совладельцами, именно в силу того, что в конкретном жилом помещении выдел каждому жилплощади в соответствии с нормами ЖК не представляется возможным.

Прекращение действия сервитута

Действие частного сервитута может быть прекращено в таких ситуациях:
  • Владелец земельного надела, на территорию которого был установлен частичный сервитут, требует прекратить его действие, так как в нем нет больше необходимости;
  • Судебный орган вынес постановление о прекращение сервитута, в связи с тем, что дальнейшее действие личного сервитута может стать причиной возникновения затруднений в эксплуатации земли у ее законного владельца;
  • Соглашение об установлении частичного сервитута, подписанное на добровольной основе каждой из сторон;
  • Постановление из судебного органа.

ВНИМАНИЕ !!! Соглашение об установление частичного сервитута не может быть прекращено в том случае, если земельный надел реализуется, так как он все равно считается ограниченной территорией. Поэтому если владелец участка передает права на него иному лицу, то он получает землю уже с имеющимся на ней сервитутом

Для того чтобы узнать, есть ли сервитут на той земле, которую планируется приобрести, потенциальный собственник должен обратиться в Росреестр в письменной форме. Ему будет выдана специальная выписка из государственного реестра, в которой и будет содержаться вся необходимая информация.

Также действие частичного сервитута может быть прекращено по таким причинам:
  • Земельный надел был уничтожен в связи с природными явлениями;
  • Земельный надел был конфискован государством для государственных потребностей;
  • Земельный надел был приобретен лицом, по требованию которого ранее на нем уже был установлен частичный сервитут;
  • Заинтересованное лицо по личной инициативе расстегнуло сервитут;
  • Истек срок соглашение об установлении частичного сервитута.

Когда личный сервитут прекращает свое действие это также фиксируется в государственном органе. На самом соглашении и записи в Росреестре ставится штамп «погашен

  1. Территория расположена на участке лесного фонда и лесополосах, в том случае, если они входят во владения фонда.
  2. Территория расположена на участке водного фонда, относящемуся к общественности, и на котором уже установлено частичное обременение.

Если владельцу территории, на которую заинтересованное лицо хочет установить частичный сервитут, не желает, чтобы это произошло, он может попытаться отстоять свои права в судебном порядке. Он должен доказать в суде, что наложение обременения на его личную территорию станет помехой для осуществления его личных дел. Как правило, суд при решении подобных проблем пытается найти баланс, чтобы каждая из сторон могла сохранить свои права и личные интересы.

Что такое сервитут

Хозяйственная деятельность владельцев усадеб невозможна без взаимодействия с соседями. Причин, по которым требуется воспользоваться чужой землей, множество:

  • обеспечение проезда или прохода к своему дому;
  • подвод коммунальных, электрических, инженерных сетей;
  • доступ к системе жизнеобеспечения;
  • подход к береговой полосе.

Если соседи категорически не пускают в свои владения, в дело вступает официальный документ, который разрешает конкретному гражданину использовать чужое имущество на определенных условиях. Договор сервитута земельного участка — крайняя мера. Регистрируют его, когда ситуация жизненно важна и не приносит серьезных неудобств владельцу.

Законодательное понятие земельного сервитута

На законодательном уровне договорные отношения регулируются сразу двумя нормативными актами:

  • Гражданский кодекс содержит основную концепцию и правила особого пользования (ст. 274-277);
  • Земельный кодекс определяет обширный перечень ситуаций для доступа, а также использование государственной и муниципальной земли (ст. 23).

Регистрация обременения не лишает собственника прав на использование земли. Он далее распоряжается своим имуществом, может подарить его или продать. Переход права собственности не приводит к отмене или изменению договора, поскольку его положения касаются исключительно земельной делянки, а не владельца.

Если статус надела меняется вследствие аренды, купли-продажи, мены, то собственник обязан заранее предоставить потенциальному приобретателю информацию об обременениях. В случае сокрытия или предоставления ложной информации сделка может быть признана недействительной.

Закон содержит указание на прекращение доступа в случае изъятия делянки в государственную или муниципальную собственность (ст. 279 ГК РФ). Датой аннулирования документа считается последний день владения землей прежним хозяином. Однако, по решению властей договор может быть продлен, если его положения не противоречат целям дальнейшего использования территории.

Собственников делянки законодательство в обиде не оставило: им разрешено устанавливать соразмерную плату за использование своего имущества (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Главное, при заключении договора прописать правила и сумму оплаты отдельным пунктом.

Обладатель сервитута

Лицо, получившее ограниченное право на пользование чужой территорией, называется обладателем сервитута. Условия обременения строго определены и обязательны к исполнению обеими сторонами. Обладателем могут быть исключительно собственники того надела, для жизнеобеспечения которого заключено соглашение.

Виды сервитутов

Наложение ограниченного пользования встречается, в основном, в сфере земельных отношений. Судебная практика рассматривает обременение на недвижимость больше в теории. Например, закрепление за гражданином права передвижения через проходную комнату в квартире. Подобное использование собственности практически невозможно, потому что долевое распределение жилплощади не выделяет жильцам конкретную комнату. Законодательство закрепляет за владельцами квадратные метры, а в помещениях они расселяются самостоятельно.

Законодательством закреплены две разновидности договоров:

  • Частный назначается владельцам конкретного надела, если по-другому невозможно обеспечить их жизнедеятельность. Обременение земельного участка сервитутом может вводиться как на всю территорию, так и на определенную часть. Документ составляется по добровольному согласию соседей или в судебном порядке.
  • Публичный впускает во владения неопределенный круг граждан, если того требуют общественные интересы. Например, прокладка коммунальных сетей, прогон скота, доступ к водным ресурсам. Установление проходит принудительно без изъятия земли. Инициатором обременения выступает государство или муниципалитет.

Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда

В Администрацию г. Екатеринбург

от

Общества с ограниченной ответственностью «С»

Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская

ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)

   Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.

   Смежные участки находится во владении … соответственно.

   Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.

   В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

   Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

   В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

   Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения. Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута. Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.

  В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.

   Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.

   На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  • Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
  • О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута»

6 сентября 2019

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector