Сервитут

Законодательное обоснования заключения обременения на надел

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Законодательные база, обеспечивающая выполнение процедуры

  1. Порядок установления частных сервитутов регулируется статьей 39.26 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заявления от заинтересованного лица в уполномоченные органы власти, устанавливает сроки и порядок выполнения поставленной задачи.
  2. Статья 39.24 ЗК РФ оговаривает особенности при заключении договора между сторонами и указывает участвующим в нем лицам на особые требования к процедуре.
  3. На требования к содержанию соглашения указывает статья 39.25 ЗК РФ. Во втором пункте статьи регулируется порядок установления оплаты по заключаемому между сторонами договору.
  4. Статья 23 ЗК РФ перечисляет основания и причины, которые предшествуют процедуре установления частного сервитута, эту же функцию выполняет статья 274 ГК РФ.

Интересы сторон

Сервитут предоставляет гражданину право воспользоваться установленной законодательством возможностью для решения возникающих проблем. Согласно статье 274, п. 2 ГК РФ, собственник обремененного земельного надела не лишается своих прав в отношении используемой им территории. Руководствуясь пунктом 5, статьи 274 ГК РФ владелец земли приобретает право требовать от граждан, в чьих интересах был установлен предусмотренный законом сервитут соответствующей соразмерной платы.

Заключаемое между сторонами соглашение предполагающее установление частного сервитута может носить самостоятельный характер и указывать на одно определенное основание предшествующее созданию такого документа.

Например, договор о праве прохождения через территорию. В некоторых случаях предусматривается использование соглашения в договорах аренды, где уже существуют положения оговаривающие условия проезда к зданию, проведение коммуникаций через территории других собственников.

Собственник территории, который для решения вопросов жизнеобеспечения вынужден обратиться к установлению сервитута, является только пользователем оформленного документа, а обремененная сторона имеет право распоряжаться им и в случае прекращения оснований для его действия или нарушения условий пользования своей территорией подать заявление на остановку процесса предусмотренного соглашением.

Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся (п. п. 5, 6 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):

  • проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ;
  • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).

Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.

В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).

Обратите внимание: в случае установления публичного сервитута на земельный участок запись об ограничении (обременении) – госрегистрации сервитута – в реестр прав на недвижимость ЕГРН не вносится. Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН

Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН. Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута.

Если публичный сервитут распространяется на часть земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав осуществляет действия по образованию данной части и вносит эти сведения в записи кадастра недвижимости об этом участке в установленном порядке и объеме.

Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация

Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку. Что делать?

Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.

Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

В  п. 10 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
— содержание сервитута,
— вид сервитута,
— сферу действия,
— срок сервитута,
— условия о плате за сервитут,
— виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

Рекомендуем: «Примеры решений судов об установлении сервитутов» (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.

Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Так, в пунктах 7, 8 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Практика

На консультацию обратился клиент, которому в наследство достался участок, огороженный другими с четырех сторон, так как ранее это был единый участок, поделенный на 5 разных. Ввиду конфликтных отношений с собственниками смежных земельных участков, у клиента отсутствовал доступ на проезд к своему участку. В связи с чем ему потребовалась помощь в суде.

  • Адвокат составил иск, где описал все обстоятельства дела.
  • На суде заявили о проведении судебной экспертизы.
  • Эксперт подготовил заключение, в котором описал возможный вариант проезда к участку клиента, путем обременения сервитутом части участка расположенного с северной стороны, так как в других случаях это сделать было невозможно.
  • Суд требования удовлетворил и установил сервитут на проезд к участку клиента по варианту экспертизы.

Цели установления

Отвечаем на часто встречающийся вопрос наших читателей: «частный сервитут устанавливается в соответствии с чем?»

Ситуации, в которых допускается возникновение обременения, многочисленны. Они могут потребоваться, если сосед проводит ремонт или реставрацию стены дома, заступающей во двор собственника.

Иногда инженерные коммуникации проводят через прилегающий к меже участок. А в некоторых случаях, на территории ЗУ требуется установить объект для пользования третьих лиц. Все подобные ситуации объединены взаимодействием собственника с лицом, владельцем объекта, расположенного на участке собственника.

Установление сервитута допускает ввести нормы гражданско-правовых отношений в систему построения и соблюдения имущественных отношений сторон, регламентируя право каждого из участников на извлечение пользы из обременяемого земельного участка:

  1. Владелец имущества или инициатор проводимых работ получает возможность прохода, проезда и иного вида для эксплуатации ЗУ соседа.
  2. Собственник контролирует проведение работ на участке, уступая его часть. При этом допускается взимание соразмерной платы.

Обозначенные преимущества говорят в пользу установления обременения. Однако требования к сервитуту не носят резолютивного характера. Если работы краткосрочные, официальное установление сервитута может не допускаться в силу его ничтожности. Стороны вправе согласовать взаимодействие по усмотрению, без письменного оформления. Они могут просто пойти на уступки, обговорив условия предоставления места на территории ЗУ. Но в данном случае, возникновение конфликта или нанесение ущерба участку во время работ, будет сложно доказать в силу отсутствия документального подтверждения — соглашения об установлении сервитута.

В вопросе, касающемся обременения в пользу юридических лиц, однозначно требуется официальная констатация факта. Исключение составляют ничтожные ограничения, допускающие представителей компаний на территорию собственника для мониторинга или составления заключения о преимуществах обременения.

Понятие и виды сервитутов.

26.12.2018 11:32

Геленджикский отдел

Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью. 

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.  
           В соответствии с п.4 ст.44  Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.  
          Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
          В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.  
         Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
          Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
          Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
         Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
       

Прекращение действия сервитута

Действие частного сервитута может быть прекращено в таких ситуациях:
  • Владелец земельного надела, на территорию которого был установлен частичный сервитут, требует прекратить его действие, так как в нем нет больше необходимости;
  • Судебный орган вынес постановление о прекращение сервитута, в связи с тем, что дальнейшее действие личного сервитута может стать причиной возникновения затруднений в эксплуатации земли у ее законного владельца;
  • Соглашение об установлении частичного сервитута, подписанное на добровольной основе каждой из сторон;
  • Постановление из судебного органа.

ВНИМАНИЕ !!! Соглашение об установление частичного сервитута не может быть прекращено в том случае, если земельный надел реализуется, так как он все равно считается ограниченной территорией. Поэтому если владелец участка передает права на него иному лицу, то он получает землю уже с имеющимся на ней сервитутом

Для того чтобы узнать, есть ли сервитут на той земле, которую планируется приобрести, потенциальный собственник должен обратиться в Росреестр в письменной форме. Ему будет выдана специальная выписка из государственного реестра, в которой и будет содержаться вся необходимая информация.

Также действие частичного сервитута может быть прекращено по таким причинам:
  • Земельный надел был уничтожен в связи с природными явлениями;
  • Земельный надел был конфискован государством для государственных потребностей;
  • Земельный надел был приобретен лицом, по требованию которого ранее на нем уже был установлен частичный сервитут;
  • Заинтересованное лицо по личной инициативе расстегнуло сервитут;
  • Истек срок соглашение об установлении частичного сервитута.

Когда личный сервитут прекращает свое действие это также фиксируется в государственном органе. На самом соглашении и записи в Росреестре ставится штамп «погашен

  1. Территория расположена на участке лесного фонда и лесополосах, в том случае, если они входят во владения фонда.
  2. Территория расположена на участке водного фонда, относящемуся к общественности, и на котором уже установлено частичное обременение.

Если владельцу территории, на которую заинтересованное лицо хочет установить частичный сервитут, не желает, чтобы это произошло, он может попытаться отстоять свои права в судебном порядке. Он должен доказать в суде, что наложение обременения на его личную территорию станет помехой для осуществления его личных дел. Как правило, суд при решении подобных проблем пытается найти баланс, чтобы каждая из сторон могла сохранить свои права и личные интересы.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено (
).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом (
).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен (
,
).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут (
).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон (
).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд. Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (
). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (
).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (
).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (
).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (
,
).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков (
).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (
,
). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

ЖД

Для установления сервитута железнодорожного пути необщего пользования необходимо подать соответствующее ходатайство в уполномоченный орган. Оно может быть подано лично, через законного представителя или почтой. Можно подать документы по электронной почте, но для этого необходимо иметь электронную цифровую подпись.

После направления ходатайство решение будет принято в течение 20 дней. Услуга предоставляется бесплатно.

Отказ в предоставлении услуги возможен в следующих случаях:

·         в ходатайстве нет обоснования установления сервитута;

·         не соблюдены условия установления сервитута;

·         деятельность заявителя, для обеспечения которой требуется сервитут, запрещена действующим законодательством;

·         деятельность, для которой требуется сервитут, повлечет за собой невозможность использования или затруднение использования земельного участка;

·         границы сервитута не соответствуют документам по планировке территории;

·         сервитут препятствует размещению других объектов, запланированных на территории.

Отказ от установления обременения должен быть обоснован.

Для получения услуги потребуются следующие документы:

·         выписка из ЕГРЮЛ;

·         выписка из ЕГРН;

·         доверенность представителя или приказ о назначении, если действует генеральный директор;

·         кадастровый план;

·         ходатайство об установлении публичного сервитута;

·         иные документы в зависимости от ситуации.

По итогам обработки заявления выдается решение об отказе или об установлении публичного сервитута. Отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Если требуется обращение в суд и в любых других спорных ситуациях правового характера, рекомендуем воспользоваться услугами опытных юристов. Специалист представит ваши интересы в уполномоченных органах, подготовит необходимые документы и поможет добиться желаемого результата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector