Сокращение госслужащих-2021: неожиданно и неизбежно. инициатива правительства сократить чиновников оставляет вопросы
Содержание:
- Сокращение
- Пособие по безработице гражданским служащим при сокращении
- Реорганизация юридических лиц.
- Вакансии в другом госоргане.
- История административной реформы в России
- Выплаты при сокращении государственного гражданского служащего
- Отличия московских и региональных доходов
- Выплаты при сокращении госслужащего в 2021 году налоги
- Причина для нововведений с 1 января 2021 года
- Особенности и законодательная база
Сокращение
Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.
Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2020 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе
Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.
Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:
- уведомление сотрудника в зависимости от типа сокращения (при ликвидации или реорганизации – 3 месяца, в остальных 2 месяца) в установленный срок;
-
Образец уведомления о сокращении должности
- уведомление профсоюза, который регулирует трудовые взаимоотношения в организации. Этот момент обязателен и осуществляется он в одно время с уведомлением сотрудников;
- уведомление всех заинтересованных служб и органов;
- при наличии свободных вакансий предоставляется возможность перевода в соответствии с квалификацией и должностными навыками;
- за месяц до фактического сокращения при отсутствии должностей в организации начинается поиск рабочих мест в однотипных государственных учреждениях;
- проводится внеочередная аттестация, которая позволяет ряду сотрудников получить преимущественное право на получение нового рабочего места;
- осуществляется перевод в соответствии с законодательными нормами;
- если сотрудник отказывается от предоставленных вакансий, то в установленный срок с ним расторгается трудовой договор. Любой отказ или согласие должны быть правильно оформлены и иметь письменную форму. Эти документы подкрепляются к личному делу сотрудника. Если отказа не было, но госслужащий был сокращен, то он имеет право обжаловать данное решение через обращение в судебную инстанцию. Важным моментом считается правильное заполнение отказа или согласия и обаятельное присутствие подписи сотрудника;
- в крайний день работы со служащим производится расчет. Также он должен получить все необходимые документы.
Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу. Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта
Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника
Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.
Читайте по теме: Особенности увольнение муниципального и госслужащего с гражданской службы по собственному желанию
Читайте по теме: Расторжение срочного служебного контракта с государственным служащим
Пособие по безработице гражданским служащим при сокращении
Часто сотрудник сразу же получает двойное выходное пособие, по распоряжению работодателя. Работник, вставший на учет в государственный центр занятости вправе получить третий раз выходное пособие в размере среднего ежемесячного оклада от бывшего работодателя. Увольнение по сокращению штата регламентируется трудовым законодательством, где зафиксирован минимальный размер выходного пособия, на который может рассчитывать увольняемый по сокращению сотрудник. Причем, для госслужащих и работников муниципальных организаций это законы такие: No 79-ФЗ и No 25-ФЗ. Для сотрудников Министерства внутренних дел и силовых структур – отдельные. Условия для работающих по найму Трудовой кодекс Российской Федерации диктует, что размер пособия по сокращению равняется среднему ежемесячному заработку. Каким образом рассчитывать это расписано в статье 139 того же кодекса.
- если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
- при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.
Реорганизация юридических лиц.
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Осуществляется реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут и сочетаться.
Реорганизация может проходить с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Ограничения реорганизации юридических лиц устанавливаются законом. Для некоторых компаний (например, кредитных, страховых, клиринговых) особенности реорганизации определены законами, регулирующими деятельность в соответствующей сфере.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица:
-
в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц – осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда;
-
в форме слияния, присоединения или преобразования – может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Правопреемство в результате реорганизации согласно ст. 58 ГК РФ осуществляется следующим образом:
При слиянии юридических лиц |
Права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу |
При присоединении одного юридического лица к другому |
Последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица |
При разделении юридического лица |
Его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом |
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц |
К каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом |
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой формы |
Права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей |
Вакансии в другом госоргане.
Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.
Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.
Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.
Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.
Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.
История административной реформы в России
По словам главы российского кабмина, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти
Важно, чтобы «вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы», отметил он
Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 сотрудников, служб и агентств — не менее 25 сотрудников.
Все организационно-штатные мероприятия в министерствах и ведомствах Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля.
Но это как раз те люди, которые работают с населением. В конечном итоге государственная машина на низовом уровне только ослабнет.
За последнее время правительство неоднократно предпринимало попытки сократить штат государственных работников. Но планируемые значения по количеству сотрудников ни разу не были достигнуты. На данный момент около 20% рабочих мест в госведомствах и различных министерствах по-прежнему остаются вакантными. Это можно объяснить сравнительно низким уровнем зарплат и высокой нагрузкой.
Анонсированное сокращение госслужащих в 2021 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу.
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.
Освобожденные от НДФЛ доплаты медперсоналу за работу с коронавирусом выплачивают за счет как федерального бюджета, так и бюджетов регионов.
Объясняя алгоритм работы, Михаил Мишустин делал упор на сокращение за счет вакантных позиций. Такой подход позволит провести оптимизацию относительно оперативно и без значительных потерь для работоспособности определенного ведомства. Для примера была приведена статистика центрального аппарата, где речь идет о 20% вакансий. В территориальных органах показатель несколько меньше – всего лишь 18%.
Выплаты при сокращении государственного гражданского служащего
При увольнении в связи с уменьшением штата сотрудникам можно не опасаться за выплату компенсации. Этот вопрос подробно освещен в Трудовом кодексе (ТК). Если работодатель не желает столкнуться с серьезными проблемами, то он обязательно должен выплатить уволенному сотруднику определенную сумму. При этом получить компенсацию работник должен в день увольнения.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.
- из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
- из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Мне нравитсяНе нравится
25 Апр 2021
klasterlaw
37
Отличия московских и региональных доходов
Вряд ли для кого-то будет секретом более высокие зарплаты, начисляемые столичным госслужащим. При этом жители регионов забывают о факторе высокого уровня московских цен даже на самые обычные продукты питания. Та же разница в цене молока или хлеба при одинаковой зарплате будет ощущаться весомой регулярной тратой. Это и было учтено в МРОТе, начисляемым в столичных учреждениях.
Такая же ситуация с разницей в ценах на товары первой необходимости учтена и в северных районах. Банальные помидоры, стоящие на юге несколько десятков рублей, в том же ХМАО (Ханты-Мансийский автономный округ) даже в летний период могут достигать пары сотен. Следовательно, для северчан идет компенсация разницы в ценах за счет коэффициентов, хотя более высокие зарплаты положены в целом по причине более суровых условий проживания. Впрочем, можно примерно представить средний разброс размера жалований государственных служащих.
Средний доход госслужащих на примере нескольких областей
Не стоит забывать про фактор средних показателей. Госслужащие, занимающие высокие должности, получают жалование, значительно превышающее средние значения. При этом те, кто трудится на более «простых местах», заметно не дотягивают по сумме до указанных цифр.
Очевидно, что в Москве помимо Государственной Думы, есть и иные чиновники. Именно они получают не самые высокие оклады, лишь немногим превышающие в цифрах региональные жалования, хотя средние данные все же выглядят слишком скромно для столицы. При этом власти уже задумались о смене принципа начисления зарплат, но пока ожидаемые новшества лишь потенциальные изменения, а не заявленный на официальном уровне план действий.
Резюме
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Выплаты при сокращении госслужащего в 2021 году налоги
При увольнении по сокращению численности (штата) закон защищает права более уязвимой стороны — работника. В ТК РФ предусмотрены несколько видов гарантий, позволяющих сделать расставание сотрудника с нанимателем менее болезненным. В том числе это денежные средства, которые работодатель обязан заплатить, чтобы не нарушить трудовое законодательство:
Работнику, попавшему под сокращение, полагаются определенные выплаты и компенсации. Выплаты при сокращении работника необходимы для его финансовой поддержки на время трудоустройства. Что и в какие сроки должен компенсировать сотрудникам работодатель, сокращая штат, расскажем в нашей статье.
Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).
Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.
Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.
Причина для нововведений с 1 января 2021 года
Михаил Мишустин подчеркнул тот факт, что оптимизация проводится с благими намерениями. Вместо того чтобы штат был раздутым, его стараются укомплектовать максимально рационально. В состав должны входить специалисты, которые имеют достаточный уровень компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей. Изменения помогут в создании четко очерченной сферы ответственности для каждого ведомства, относящегося к структуре исполнительной власти.
С финансовыми ресурсами, которые существовали до начала запланированной оптимизации, все будет по-прежнему.
Со сроками осуществления программы постоянно возникала путаница, так как власти все время откладывали ее начало по ряду причин. После того как стало понятно, что затягивать с реализацией поставленной цели нельзя, чиновники все же определились с временным интервалом. Система заработает с начала года, а для ее реализации отведено всего 3 месяца. До апреля специалисты на местах должны успеть вложиться в выдвинутые нормативы.
Особенности и законодательная база
Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ. Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ. Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.
Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.
Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.
Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).