Права и обязанности учителей в школе по закону
Содержание:
- Резюме
- Обязанности Учащихся:
- Как написать жалобу на учителя директору школы?
- Какими должны быть действия родителей
- Кто имеет право на обучение
- Как психологически настроить ребёнка
- Как писать жалобу?
- Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»
- Когда в школе нужна справка от врача
- Обязанности
- Как защитить ребенка
- Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- Лишение ученика возможности присутствовать на занятии
- Не подписывать документы на аттестацию
- Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании
- Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно
- Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?
- Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой
- Обучение
- Могут ли родители посещать уроки
- Анонимная жалоба на преподавателя
Резюме
Права ученика и учителя в школе определяются законодательством, федеральными стандартами обучения, внутренними документами школы. Педагог обязан соблюдать указанные акты, не допускать применения физической силы к детям, оскорблять или унижать их. Выставление оценок должно базироваться на объективной оценке знаний, а также правилах школы.
Любое нарушение обязанностей педагога по отношению к ученикам влечет меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Специалисты нашей компании помогут разъяснить объем прав и обязанностей учителей вашей школы, окажут содействие при выявлении нарушений и привлечении к ответственности. Подробнее об услугах наших юристов вы можете узнать на консультации по телефону либо через форму обратной связи.
Обязанности Учащихся:
2.1. Добросовестно учиться.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)
2.2. Выполнять требования Устава школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.27.
Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.
1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)
1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.
Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.
1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.
1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)
1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.
(Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)
Как написать жалобу на учителя директору школы?
Составляя жалобу на учителя школы, человек должен указать причины её написания и предложить выход из сложившейся ситуации. Документ не имеет законодательно установленной формы. Однако на практике выработалась стандартная структура, которой лучше придерживаться. Заполняя заявление, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- В правом верхнем углу жалобы на учителя школы пишется обращение к директору учреждения с указанием его ФИО. Дополнительно необходимо зафиксировать в документе полное название учебного заведения.
- Заявитель должен указать данные о себе. На бумаге предстоит отразить ФИО, адрес проживания и дату рождения. Дополнительно необходимо указать данные преподавателя, на которого подается жалоба.
- В документе нужно коротко изложить суть обращения. Не стоит выражать эмоции и переходить на личности. Претензия к школьному учителю должна быть составлена в официально-деловом стиле. Заявитель должен написать, чем именно он недоволен, привести доказательства своей правоты, а также изложить требования и предложения по урегулированию сложившейся ситуации.
- Указать, какие действия будут предприняты, если решить вопрос не удастся. Наличие информации в документе является обязательным.
- Отразить дату составления бумаги и поставить подпись. Реквизиты указываются в конце документа.
Человек может самостоятельно составить претензию или использовать готовый образец, скачать который можно здесь.
Какими должны быть действия родителей
Если родитель услышал жалобу от ребенка на преподавателя, стоит сразу разобраться в ситуации. В первую очередь нужно выяснить, не клевета ли это. Потому как несовершеннолетний может обмануть, допустим, чтобы не идти на урок или не делать домашнее задание. Однако если школьник не врет, тогда следует незамедлительно явиться в школу.
Вполне возможно, учитель поймет свою ошибку и прекратит вести себя неподобающим образом. Однако если этого не произойдет, тогда останется идти в вышестоящие органы.
Рекомендуется предварительно опросить ребенка по поводу случившегося и узнать все подробности. Также следует побеседовать с другими учениками, которые стали свидетелями неподобающего поведения со стороны учителя или сами подвергались оскорблениям. Если родитель уверен, что унижать детей для учителя не ново, и он не собирается исправлять свое поведение, тогда необходимо идти в прокуратуру.
В заявлении следует указать подробности случившегося, уточнить дату и время, а также место. Стоит написать, какие неправомерные действия совершил педагог, какие слова использовал для унижения несовершеннолетнего. Подробно расписывать историю необязательно, потому как при возбуждении уголовного дела будет проведен опрос.
Прокурор обязан предпринять все меры, чтобы расследовать правонарушение. Как правило, это занимает не более месяца. Опрошена должна быть каждая из сторон конфликта. Далее направляются материалы в суд, и вопрос рассматривается на протяжении 60 дней. В большинстве случаев достаточно одного заседания, чтобы решить проблему. Присутствовать должны прокурор, родители несовершеннолетнего и учитель.
По итогам заседания преподавателя могут привлечь к ответственности или же прекратить административное дело. Решение можно оспорить в течение 10 дней с момента получения копии постановления. Если дело серьезное, рекомендуется обратиться за юридической помощью, чтобы наказать виновного.
Кто имеет право на обучение
Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.
Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?
В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.
Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.
Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны
Как психологически настроить ребёнка
Доверие — основа отношений с ребёнком Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:
- учеником;
- учителем;
- родителями школьника.
Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности
Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:
- Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
- Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
- Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
- Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
- Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.
Как писать жалобу?
Жалобу пишете в свободной форме с кратким описанием сложившейся ситуации. Указывается учебное заведение, Ф.И.О. учителя и ученика, номер класса. Уточните, кто и как угрожал и чем обидел. Сдерживайте свои эмоции при написании.
В процессе написания ссылайтесь на ФЗ «Об образовании», который гласит, что все учащиеся учебного заведения имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от психологического и физического насилия, оскорблений, а также охрану жизни и здоровья личности (статья 34).
Жалобу можете подать лично или посредством почты, желательно прикрепить к ней доказательства в виде аудио-и видеофайлов. Изменение ситуации не заставит себя ждать.
Защищайте своих детей. Этого не сделает никто, кроме вас!
Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»
После гомельской истории во всех кабинетах школы № 10 Пинска появились коробочки для мобильных телефонов. Их школа купила за свой счет. В каждой коробке по 30 ячеек, куда перед началом занятия ученики кладут свои мобильные. А после урока забирают.
— Если на уроке дети разбирают темы, где нужно что-то посмотреть в интернете, они берут телефоны, смотрят, а потом возвращают в коробочку, — рассказывает Елена Ярошук, учитель истории и обществоведения СШ № 10 Пинска. — Получается еще и физкультминутка.
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Станислав Коршунов
Несмотря на то, что особых проблем с телефонами в школе и раньше не возникало, к нововведению ученики отнеслись спокойно. К тому же, уточняет Елена Владимировна, строгого запрета на мобильные у них нет. Если смартфон школьник не сдал, а, выключив звук, положил в рюкзак, вопросов к ребенку не возникнет. Главное, чтобы ребенок не пользовался гаджетом на уроке.
— В этом году я преподаю в 5 и 6 классах. По опыту скажу, если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается — где-то нажал, где-то задел, уронил, — описывает ситуацию педагог. — А так нет телефона — нет повода для проблемы.
Почему решили собирать телефоны именно в коробочки? Так удобнее.
— Некоторым детям идея коробочек очень понравилась. Недавно в школе проходил первый этап республиканской олимпиады. Так вот перед тем, как приступать к заданиям, участники стали сами предлагать сдать мобильные. Так, объясняли, будет честнее.
— Почему телефоны решили забирать только на уроках? В некоторых учебных заведениях их сдают на весь день.
— Чтобы у детей оставалась возможность быть на связи с родителями. Где-то, если нужно позвонить маме, получить поддержку. Да и не стоит быть категоричными, когда у правила более мягкий вариант, его проще принимают, — поясняет ситуацию учитель. — К тому же, суть нововведения не только в том, чтобы на занятии ребенок не отвлекался на мобильный. А в том, чтобы он научился выполнять правила
И тут уже не важно, это правила дорожного движения или правила пользования мобильным. Ведь если человек поймет, что этим правилам нужно следовать, он и все другие не нарушит
— После того, как дети стали сдавать мобильные, на уроках стало проще работать?
— Я бы сказала удобнее. На уроке ученик должен слушать учителя (тут, конечно, все зависит от педагога), а посидеть в гаджетах ребенок и потом успеет.
— А что будет, если ребенок не сдаст телефон, и на уроке ему кто-то позвонит?
— Учитель попросит ученика отключить звук и сдать мобильный.
— А к директору его за это не отправят?
— Конечно, нет! Нельзя так решать вопросы, — улыбается собеседница. — Да и у директора других дел хватает.
Когда в школе нужна справка от врача
Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.
С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.
Обязанности
В компетенцию преподавателя права входят следующие обязанности.
- Обучение студентов. Эта важная функция включает в себя чтение лекций, проведение и организацию семинарских занятий. При этом чаще всего каждый из таких преподавателей отвечает лишь за определенную отрасль права (гражданская, уголовная, трудовая). В некоторых случаях данные специалисты могут выступать в роли репетиторов для школьников.
- Участие в научном, исследовательском процессе кафедры. Работа таких педагогов также включает в себя проведение исследований в области различных отраслей права, представление своих работ на научных конференциях, в том числе на международных.
- Выполнение установленных учебных планов в заведении. Такие работники должны соблюдать план лекций и семинаров, проводить обучение студентов в соответствии с ними.
- Разработка обучающих программ. Преподаватели права также должны заниматься составлением различных методических рекомендаций и планов по курсу преподавания.
Как защитить ребенка
Обязанность каждого родителя защищать своих детей, в том числе от нападок учителей. Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам. Но родитель не должен оставаться в стороне.
Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей.
Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности. Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости. Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Лишение ученика возможности присутствовать на занятии
Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.
Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.
Не подписывать документы на аттестацию
По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.
Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае — это некие антидостижения учителя.
Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.
Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов. Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад. Администрация задолго собирала антидостижения.
Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании
Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.
В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:
- работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
- оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
- не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
- при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
- выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
Популярные вопросы по данной статье
Какие права у учителя в школе?
В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск.
Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?
Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.
Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика?
Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы.
Имеет ли право учитель повышать голос на ученика?
Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.
Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику?
Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем: нельзя делать оскорбительных замечаний, оказывать физическое воздействие, ставить в угол, выгонять из классного кабинета, забирать личные вещи, кричать с отходом от учебного процесса, проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно
Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми — она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос — обращайтесь к директору.
Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.
Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?
Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:
- нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
- оказывать физическое воздействие;
- ставить в угол;
- выгонять из классного кабинета;
- забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
- кричать с отходом от учебного процесса;
- проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
- Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.
Ответственность за оскорбление ученика
Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.
Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.
Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
Обучение
Чтобы стать преподавателем права, нужно иметь полное высшее образование в зависимости от профильного направления (гражданское, уголовное право). Часто данные специалисты проходят обучение по следующим программам:
- история и право;
- правоведение и правоохранительная деятельность;
- право, обществознание;
- право и экономика;
- правоведение и управление воспитательной работой;
- право и иностранный (английский) язык.
Чаще всего в будущем такие работники трудоустраиваются в университетах, научно-исследовательских центрах, академиях и колледжах.
Описание, преимущества и недостатки преподавателя права смотрите в видеоролике.
Могут ли родители посещать уроки
Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков — это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.
Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.
Анонимная жалоба на преподавателя
Опасаясь преследования своих детей со стороны персонала учебного заведения в связи с обжалованием действий учителя, многие родители направляют анонимные заявления. Как показывает практика, в большинстве своем такие обращения не рассматриваются, и профилактические меры по ним не применяются.
Это связано с необходимостью предотвращения фактов клеветнических действий в отношении педагогов, а также невозможностью уведомить заявителя о результатах проведенной проверки.
Важно! При наличии в поступившей жалобе сведений о конкретных значительных нарушениях проверочные действия все же проводятся. В частности, проверяется информация о:
В частности, проверяется информация о:
- действиях, квалифицируемых как экстремизм или терроризм,
- поступках, угрожающих жизни детей,
- деяниях, следствием которых могло стать причинение вреда здоровью.
Анонимное обращение пишется по общим правилам, за исключением указания данных, персонифицирующих составителя.