Квалификационная (аттестационная) работа медсестры на высшую категорию
Содержание:
- Как выучиться на медицинскую сестру
- Основные правила
- Санитарно-эпидемиологические меры
- Немного из истории
- Чем отличается аккредитация от аттестации и сертификации
- Качество медицинской помощи
- Как зарегистрироваться и учиться на портале НМО
- Инструктор-дезинфектор
- Трудовые обязанности
- Как принимается решение аттестационной комиссии о присвоении категории медработнику
- Стандарты учёбы и наставничество
- Обязанности
- Инструктор ЛФК
- Повышение квалификации медсестры
- Знания и навыки
Как выучиться на медицинскую сестру
Прежде чем подать заявку на обучение сестринскому делу, нужно знать, какой должна быть медицинская сестра. Специалист должен быть дружелюбным, внимательным и иметь искреннее желание помочь каждому поступившему пациенту. Необходимо обладать навыками коммуникации, чтобы объяснить больному необходимость проведения процедур, не вступая с ним в словесные пререкания.
Чтобы стать медсестрой необходимо после окончания общеобразовательной школы, поступить в среднее специальное заведение – медицинское училище или колледж. Во время учебы все студенты направляются в больницу на практику, где они проводят обучение, как ставить капельницы, накладывать повязки и делать уколы, т. е. учатся выполнять свои обязанности.
Медсестра должна уметь выполнять простые процедуры
После получения диплома можно отправиться на поиски работы. Развитие по карьерной лестнице возможно в следующих вариациях:
- Получать надбавку к зарплате, работая на одной и той же должности, постоянно повышая свой уровень квалификации.
- Развиваться в административном направлении: можно стать старшей медсестрой больницы или для начала отделения.
- Поступить в медицинский ВУЗ и стать настоящим врачом.
Средняя зарплата медицинских сестер зависит от вида профессии, категории и обязанностей. Ниже представлены данные самых высокооплачиваемых должностей сестринского дела:
- детская медсестра в Украине – 32000 грн;
- медсестра у косметолога в России – 30000 руб.
Основные правила
Медицина испытывает необходимость в профессиональных специалистах, справляющихся со своими обязанностями быстро и качественно. По этой причине создаются особые стандарты, в соответствии с которыми необходимо написать аттестационное портфолио
Важное значение имеет поддержка со стороны руководителя сестринской службы. Он обязан помогать со сбором документов и проверкой знаний, прежде чем студентка направится на сдачу теста
Хорошую поддержку способна оказать инструкция, в которой содержатся:
- специальные схемы;
- отчёты;
- симулятор теста.
Санитарно-эпидемиологические меры
Они вносятся в соответствующий раздел. Это часть аттестационной рецензии, необходимой для анализа:
- соответствия требованиям асептики и антисептики мер, проводимых в учреждении; правильности манипуляций с медицинскими отходами;
- дезинфекции и стерилизации, осуществляемых в ЛПУ;
- организации текущих и генеральных уборок, оценка их эффективности.
Если сестра хочет получить высшую категорию, ей следует включить в работу ссылки на актуальные сегодня нормативные акты и требования. В работе должны присутствовать показатели по санэпидрежиму. Это данные, касающиеся контроля, организованного внутри учреждения. Также следует перечислить достижения, которые были отмечены в отчётном периоде. Старшие (главные) медсёстры несут ответственность за соблюдение санитарных норм в учреждении и своевременное проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения инфекции.
Немного из истории
Изучение истории сестринского дела очень важно для будущего специалиста, обучающегося на любом этапе. Историю возникновения, становления и развития медсестринства стоит добавить в багаж своих знаний медицинскому работнику среднего звена
Сознание своей причастности к благому и гуманнейшему делу помощи страдающим людям, гордость за свою работу помогут держать на высоком уровне престиж профессии.
Начало
От какой даты считать уход за больными как самостоятельную и — главное — профессиональную — деятельность? На заре православия, c I по XII век н.э. существовало движение «диаконис» — священнослужительниц, которые заботились о больных и раненых, а также помогали страждущим. Наиболее известной считается диакониса Олимпиада Константинопольская, жившая в V веке н.э., как сподвижница Иоанна Златоуста.
С XII века в Европе внутри рыцарских орденов начинается образование духовных женских общин опять же служительниц церкви. Одна из первых таких общин основана священником Ламбертом Ле Бегом на территории современной бельгии, в Люттихе (сейчас — Льеж). По имени основателя служительницы назывались бегинками.
Эдмунд Блэр Лейтон. Благотворительность святой Елизаветы Венгерской
В XII веке Елизавета Венгерская (Тюрингская или Тюрингенская), урожденная принцесса, от рассказов монахов проникнув идеями сострадания и милосердия, избрала свой путь служения бедным. После разного рода жизненных испытаний: казавшегося счастливым замужества, рождения троих детей, предательства мужа, правления Тюрингией в период голода и эпидемии, удаления от двора, Елизавета основала на собственные средства больницу для бедных (госпиталь) и приют для сирот и подкидышей.
Она трудилась наравне с другими женщинами, ухаживая за больными, а когда не занималась уходом — собирала подаяние на нужны госпиталя. Елизавета Тюрингенская умерла в 24 года, после смерти была канонизирована. В ее честь последовательницы Елизаветы, участницы католической общины, помогающие больным женщинам, назвали себя «Елизаветинками». Во время военных действий Елизаветинки ухаживали также и за ранеными мужчинами. Большой вклад община внесла в помощь больным проказой.
Читать также: Сестринское дело как специальность и призвание
В XIV веке во время эпидемии чумы огромную помощь оказали члены другой общины — «иоаннитки» или «госпитальерки» (члены Ордена Святого Иоанна, или Госпитальеры). Монахини-госпитальерки полностью владели деятельностью многих госпиталей Франции того времени.
Дочери, они же — сёстры — милосердия
В той же Франции, но уже в XVII веке, священник Викентий де Поль (позже канонизированный), покровитель госпиталей и благотворительных организаций, совместно с Луизой де Мариньяк создал женскую католическую организацию (конгрегацию) «Дочери милосердия». Дочери милосердия, сёстры милосердия, старшие сёстры — именно так Викентий Поль стал называть служительниц общины. Настоятельницей, обучающей девушек навыкам ухаживающей сиделки, была Луиза Мариньяк. Члены общины не были обязаны стать священнослужительницами и не принимали на себя строгие обеты. Зато получали необходимые знания и умения.
Позже подобные общины появились в Польше, Нидерландах и других странах Европы, а в середине XIX века западноевропейские общины сестер милосердия насчитывали около 16000 участниц.
Крымская война и профессия медицинской сестры
В XIX же веке профессия медицинская сестра утвердилась как самостоятельная параллельно в России и Великобритании. Этому способствовала Крымская война. В 1854 году в России была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Сёстры вместе с врачами сразу же после учреждения устава организации отправились на поля сражений для оказания помощи раненым.
Сёстры Крестовоздвиженской общины, Севастополь, 1855 год. Сканирование: Владимир Васильев — XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. СПб.: Издание А.Ф. Маркса. 1901. С. 132.
Руководил их деятельностью великий русский хирург Николай Иванович Пирогов. Николай Иванович впервые применил организацию «женского ухода» за ранеными в районах боевых действий, поэтому именно он считается в России инициатором создания профессии медицинской сестры.
Из Великобритании в 1855 году на места сражений Крымской войны выехала стихийная организация женщин-монахинь и сестёр милосердия, во главе которой стояла Флоренс Найтингейл, считающаяся основательницей профессии медсестры.
В России датой возникновения профессии медицинской сестры считается 1863 год, когда вышел приказ за № 33 от военного министра Российской империи о ведении постоянного сестринского ухода за ранеными и больными в военных госпиталях.
Чем отличается аккредитация от аттестации и сертификации
Вместо сертификата специалиста с 1 января 2016 года медсестры могут получить свидетельство об аккредитации. Оно подтверждает знания и квалификацию медсестер. Если у сотрудника несколько специальностей, он может подтверждать их все, но для каждой аккредитацию придется проходить отдельно.
До 2021 года включительно медсестры имеют право продлевать сертификат специалиста. Действовать он будет до 2026 года. Это правило устанавливают статьи и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Определение
Сертификация – процедура, которая позволяет получить допуск к осуществлению медицинской деятельности.
Условия выдачи сертификата специалиста медработникам: наличие диплома о получении медицинского или фармацевтического образовании; сдача сертификационного экзамена либо прохождение государственной итоговой аттестации.
Аттестация медицинских работников – это добровольная процедура, связанная с присвоением (второй, первой и высшей) на основании имеющейся специальности, которая подтверждается сертификатом специалиста.
Аккредитация специалиста – процедура определения готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи или фармацевтической деятельности.
Аккредитация – это по сути процедура, аналогичная процедуре получения и подтверждения сертификата специалиста, и это процедура обязательная.
Для медсестер существует три вида аккредитации:
· первичная – проходят медицинские сестры, впервые завершившие обучение в образовательной организации по какой-либо специальности;
· первичная специализированная – ее предстоит пройти медсестрам, которые завершили обучение программ по профессиональной переподготовке или получили образование на территории иностранного государства;
· периодическая – будут проходить медсестры каждые пять лет по специальности, по которой у них уже есть допуск к профессиональной медицинской деятельности.
Ситуация
Этапы внедрения процедуры аккредитации
С 2016 года происходит поэтапный переход от процедуры сертификации к процедуре аккредитации специалистов ().
В 2019 году аккредитацию прошли выпускники:
· получившие высшее образование по основным образовательным программам «Здравоохранение и медицинские науки»;
· получившие среднее профессиональное образование;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам – уровень ординатуры – и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальностям: «неврология», «кардиология», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «онкология», «педиатрия», «терапия».
В 2020 года процедуру аккредитации пройдут лица:
· получившие медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам;
· получившие высшее образование по основным образовательным программам в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» – уровни бакалавриата, магистратуры, ординатуры;
· получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки.
С 2021 года процедуру аккредитации будут проходить все медработники.
Ситуация
Минздрав отменил выдачу сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года
Минздрав установил мораторий на получение сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года (). Если действие сертификата врача, медсестры истекает в этом году, оно продлевается еще на 12 месяцев ().
Срок действия сертификатов, которые истекали после 6 апреля 2020 года, пролонгируется на год. Поскольку с 1 января 2021 года все медработники должны получать свидетельство об аккредитации, то те, кому продлили срок действия сертификатов, после его окончания должны будут проходить не сертификацию, а аккредитацию. Фактически с 26 апреля в России окончательно останавливается сертификация.
Выпускники, которые должны проходить первичную аккредитацию, сдадут экзамены на нее в этом году, получат справку, а свидетельство им выдадут в следующем году.
Качество медицинской помощи
Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).
Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.
Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные исходы заболеваний при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.
Как зарегистрироваться и учиться на портале НМО
Чтобы вступить в НПР, нужно зарегистрироваться на официальном портале edu.rosminzdrav.ru и регулярно проходить обучение.
Минздрав рекомендует обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов непрерывного образования не менее 250 часов за пятилетний период – по 50 часов ежегодно. Из них не менее 180 часов – обучение по программам повышения квалификации и 70 часов – освоение интерактивных образовательных модулей и обучения на очных образовательных мероприятиях.
Можно либо обучиться по одной программе повышения квалификации с продолжительностью обучения не менее 180 часов, либо по программам продолжительностью не менее 16 часов и в сумме за пять лет набрать 180 часов – законодательство это не запрещает.
Технические средства портала позволяют формировать персональные рекомендации по обучению в соответствии с интересами специалиста, особенностями профессиональной деятельности, текущим состоянием профессиональных знаний и умений, а также с потребностями системы здравоохранения в целом.
Основа для формирования образовательных траекторий – созданные в автоматизированном режиме рекомендации по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения.
Однако не стоит забывать, что система НМО сегодня существует всего лишь как проект и как система непрерывного медицинского образования на Федеральном уровне для всех категорий медицинских работников еще не принята.
Посмотрите видеоинструкцию, как пройти регистрацию на портале.
Видеоинструкция: как зарегистрироваться на портале НМО
После регистрации специалист входит под своим логином и паролем на сайт и добавляет в свой учебный план нужные программы повышения квалификации, образовательные мероприятия, интерактивные образовательные модули.
Руководство МО оплачивает обучение и следит, чтобы у всех сотрудников были действующие документы об образовании, в частности сертификат или свидетельство об аккредитации.
Материал из Справочной системы «Главная медсестра»https://vip.1glms.ru
Дата копирования: 06.10.2020
Инструктор-дезинфектор
Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.
Трудовые обязанности
Медсестра обязана перечислять их в собственном отчёте. Желательно делать это по этапам, составляя график действий, которые сотрудница совершает на протяжении дня:
- манипуляции в процедурном кабинете и на сестринском посту;
- подготовка необходимого инструментария и его настройка;
- действия в отношении пациентов;
- дезинфекция, стерилизация и прочие обеззараживающие процедуры;
- заполнение медицинских карт, составление отчётов.
Анестезист может рассказывать, какие препараты были ею использованы, для каких целей. Свои обязанности есть и у специалиста по физиотерапии. Он должен включать перечень своих навыков и проводимую за день работу в рецензию. В физиокабинете осуществляются различные манипуляции, например, массаж, нанесение лечебных грязей и прочее.
Диетсестра имеет отдельный список обязанностей, среди которых выдача пациентам плана диетического питания, консультации пациентов.
Как принимается решение аттестационной комиссии о присвоении категории медработнику
Решение о присвоении категории медику принимается аттестационной комиссией открытым голосованием большинством голосов. Если голоса распределились поровну, то решение принимает председатель комиссии. Результат заносится в протокол, который подписывают все члены группы, присутствующие на заседании. Если кто-то из членов группы не согласен с финальным решением, то он может письменно изложить свои возражения. Эти возражения будут оформлены как приложение к протоколу заседания комиссии.
Протокол направляется в соответствующий региональный департамент, где издается распорядительный акт о присвоении квалификационной категории.
Стандарты учёбы и наставничество
Обычно работа медсестёр, сдающих тест на высшую категорию, включает в себя раздел, посвящённый присутствию на различных образовательных мероприятиях.
Это конференции, различные конкурсы и планерки. Следует описывать то, какую роль играл медработник в них.
Медсестра играет роль наставника для новых специалистов, студентов колледжей и ВУЗов. Поэтому надо описать, каким образом проводится такая работа. Можно поведать о целях, с которыми организуется такое наставничество. Если у медсестры был опыт по обмену специалистами других направлений, можно также включить эту информацию в свою работу.
Обязанности
Перечень обязанностей медсестры зависит от ее специализации:
- главная — руководит работой всего среднего медицинского персонала учреждения. Принимает и реализует заявки на лекарства, перевязочный материал, другие нужные для работы предметы. Формирует рабочий график медсестер, санитаров, распределяя дежурства и отпуска. В большинстве случаев она должна иметь диплом о высшем медицинском образовании;
- старшая — прямой помощник заведующего отделением, который отвечает за порядок на отведенной территории. Выполняет практически те же обязанности, что и главная, но в рамках своего отделения;
- младшая — выполняет назначения врачей, распоряжения старших коллег, ухаживает за пациентами. Является связующим звеном между ними и остальным медицинским персоналом;
- операционная — готовит инструменты и перевязочный материал к операции. Помогает врачу непосредственно в ходе операции, выполняя его указания. После окончания процедуры пересчитывает инструменты и перевязочный материал, занимается его отправкой на стерилизацию или утилизацию;
- процедурная — работает в процедурном кабинете, выполняя различные медицинские манипуляции по назначению врача (инъекции, клизмы, сбор анализов и др.), делая соответствующие отметки в карте больного;
- постовая — находится на посту, где к ней в любой момент могут обратиться пациенты с вопросами или врачи с распоряжениями. Следит за порядком во вверенном ей крыле, контролирует посещение больных родственниками, раздачу пациентам лекарств;
- палатная — занимается больными, размещенными в палатах (обычных, интенсивной терапии). Следит, чтобы те соблюдали постельный режим или были достаточно активными, питались в соответствии с диетой. По графику измеряет пациентам АД, пульс, температуру, частоту дыхания, после чего заносит данные в документы;
- сестра-хозяйка — контролирует работу склада, выделенного для отделения. Следит за наличием на нем нужных наименований, при необходимости пополняет запасы. Также она собирает белье, чтобы отправить его в прачечную, затем забирает и распределяет по палатам;
- хирургическая — сотрудник хирургического отделения, который ассистирует хирургу на перевязках, при незначительных операционных вмешательствах. Может самостоятельно по назначению врача снимать швы, удалять дренаж, выполнять другие простые манипуляции;
- лабораторная — сотрудник лаборатории, который может принимать биологический материал, помогать врачу с его проверкой, заполнением документации;
- патронажная — обычно работает при детской поликлинике, совершает визиты на дом к молодым матерям с целью осмотра новорожденного оказания консультационной помощи;
- геронтологическая — медсестра, которая взаимодействует с пожилыми людьми. Такие сотрудники чаще всего нужны в домах престарелых, реабилитационных центрах, геронтологических отделениях, хосписах;
- школьная — работает в школе или детском саду, где контролирует состояние ребят. Может оказать первую медицинскую помощь, а затем принять решение о вызове врача. Проводит профилактические мероприятия по графику (прививки, осмотры, беседы, сеансы закаливания);
- профильная — это может быть сотрудник стоматологической клиники, центра реабилитации, кабинета эстетической медицины, отделения физиотерапии и лечебной физкультуры. Перечень обязанностей устанавливается должностной инструкцией;
- участковая — работает в поликлинике, ведет прием вместе с врачом. Может совершать визиты к пациентам по своему адресу, если нужно выполнить назначенную доктором манипуляцию, взять анализы у лежачего больного;
- диетическая — составляет меню для пациентов на основе подобранной врачом диеты, следит за соблюдением рациона.
Пример должностной инструкции
Пример инструкции (стр. 2)
Пример инструкции (стр. 3)
Инструктор ЛФК
ЛФК – это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.
Повышение квалификации медсестры
Результатом такого периодического контроля становится аттестационная работа медицинских сестер. Она пишется лично медсестрой и содержит подробную информацию о претендентке на квалификационную категорию. В таких работах, помимо информации об оконченном учебном заведении и квалификации, обычно описываются основные навыки, которыми владеет медсестра. А также специфика и особенности лечебного учреждения, в котором она выполняет свои обязанности. Одним из разделов такой работы является характеристика на медсестру. Для аттестации это немаловажный раздел, который пишет она сама, а подписывают сотрудники отделения.
После прохождения аттестации, которая повторяется с определенной периодичностью, медицинской сестре присваивается определенная категория. Сначала вторая, затем первая и, наконец, высшая. И даже если медсестра имеет высшую квалификационную категорию, это не значит, что ее обучение закончилось. Категорию нужно будет подтверждать. И если медсестра по каким-то причинам не пройдет аттестацию, она ее лишится. А это, в свою очередь, скажется на оплате ее труда.
Поэтому высшую категорию присваивают работникам со стажем, которые уверенно выполняют свои обязанности. Однако им, так же как и остальным, следует внимательно следить за всеми изменениями в сфере здравоохранения, за новыми технологиями. Ведь медицинская сестра высшей категории в лечебном учреждении — один из самых высококлассных специалистов.
Знания и навыки
В аттестационной работе медсестры терапевтического участка должен быть проведён анализ профессиональных знаний и навыков среднего медицинского персонала. Эту информацию следует конкретизировать. Надо перечислить, что за манипуляции выполняет специалист, какими приемами неотложной помощи он владеет. При этом недостаточно просто перечислить свои обязанности. Комиссия будет внимательно присматриваться к тому, насколько объективно и точно человек анализирует свои умения.
При составлении квалификационной работы, необходимой для подтверждения знаний и повышения уровня, занимаемого медработником, должна быть указана специализация ЛПУ.
Это могут быть наркологический, дерматовенерологический, психоневрологический диспансеры, инфекционное, неврологическое, офтальмологическое, хирургическое, психиатрическое и ЛОР-отделения при стационаре, отделение функциональной диагностики и УЗИ, клиника стоматологии и т. д.
Медсестра указывает, какие манипуляции освоила во время пребывания в эндоскопическом кабинете, операционном блоке, приемном отделении, в перевязочной и других местах. Любая деятельность должна быть описана максимально подробно. Те же рекомендации даются работникам детских садов и школ-интернатов.
Надо детально описывать требования по уходу за пациентами, пребывающими в различных состояниях, поведать о потенциальных последствиях проведения определенных процедур и побочном действии лекарств
Важно, чтобы затрагивались моменты, с которыми человек столкнулся на практике.. Раздел необходимо подытожить качественными и количественными показателями в деятельности медсестры, которые должны быть приведены в виде графиков либо таблиц
Можно также составлять такую информацию в форме диаграмм.
Раздел необходимо подытожить качественными и количественными показателями в деятельности медсестры, которые должны быть приведены в виде графиков либо таблиц. Можно также составлять такую информацию в форме диаграмм.