Как перевести земельный участок в другую категорию в 2021 году

Категории земельных участков — классификация по закону

Всего существует 7 групп земельных наделов с особыми характеристиками, назначением, кодом и видами пользования. Эта информация зафиксирована в ст. 7 Земельного Кодекса РФ.

Земельный фонд составляют следующие участки:

  1. специального назначения, включая промышленные;
  2. для реализации сельскохозяйственной деятельности;
  3. входящие в группу лесного фонда;
  4. участки, принадлежащие населенным пунктам, используемые для строительства жилых домов;
  5. земли, причисленные к водному фонду;
  6. особо охраняемые зоны;
  7. земли государственного запаса.

Каждой из таких групп соответствуют определенные правовые нормы, основанные на ее отличиях от иной категории земель. Целевое назначение считается общей характеристикой.

Законодательное регулирование в отношении наделов определяется не только принадлежностью к конкретной группе, но и разрешенным пользованием.

Виды разрешенного использования земли — это особые классификаторы, разработанные для конкретных участков после проведения процедур зонирования и фиксирования границ территорий.

Ст. 37 ГК РФ предусматривает разделение земель в поселках и городах на:

  • основные виды – по их первоначальному функциональному значению;
  • условно разрешенные – цели не считаются основными, но разрешены по нормам градостроительного регламента;
  • вспомогательные – дополняют первые 2 типа.

Виды разрешенного использования отражают особые характеристики земель, поэтому один участок может иметь несколько видов использования.

Для одинаковых наделов могут быть доступны разные виды пользования. Установление того или иного вида фиксируется правилами землепользования, принятыми на данных территориях.

Информация о виде пользования имеется в кадастровом деле, которое хранится в местных органах власти.

Ее также можно получить, изучив принятые правила застройки и землепользования. Владелец может изменить основной вид использования на основании планируемой им деятельности.

Понадобится отправить соответствующий запрос и убедиться в отсутствии противоречий техническому регламенту.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию ЗК РФ

Согласно Земельному кодексу РФ, земли с/х назначения находятся за пределами муниципальных образований. Они используются для ведения сельского хозяйства. Владельцами участков этой категории могут быть не только организации и физические лица, но и муниципалитет и государство.

На перевод в другую категорию ЗК РФ накладывает серьезные ограничения. Не получится изменить назначение участка, если:

  1. Сельхозземля является особо продуктивной, либо на ней выращиваются ценные с/х культуры;
  2. Кадастровая стоимость надела минимум на 50% выше, чем средняя по муниципалитету кадастровая цена земель.

Существует и ряд оснований, согласно которым допускается изменение категории сельскохозяйственных территорий. Они прописаны в федеральном законе №172-ФЗ, отсылка на который есть в Земельном кодексе РФ. Согласно положениям закона, перевод в другую категорию возможен, если:

  • меняются границы муниципалитета, расположенного на смежной территории;
  • происходит консервация сельскохозяйственных земель;
  • в границах выбранного участка создается природная зона с особыми условиями;
  • на территории надо разместить промышленный объект;
  • нужно построить ЛЭП, проложить дорогу, разместить коммунально-бытовые объекты.

Есть и другие условия, которые обязательно надо соблюдать. Следует заранее ознакомиться с подобными обстоятельствами, либо по заявлению о переводе вынесут отказ.

Решение принимается на уровне местного муниципалитета. Основанием для его вынесения послужит грамотно составленное заявление и пакет документов. Перевести участок сельхозназначения в другую категорию можно только в том случае, если информация о нем имеется в ЕГРН. Иногда для проведения процедуры требуется экологическая экспертиза и другие согласования. Юристы нашей компании проконсультируют вас по вопросам изменения категории.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель из одной категории в другую

29.01.2016 16:22

Горячеключевской отдел

В соответствии со статьей 2 ФЗ № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);
2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Законодательная база

Процесс перевода отражен в тексте ФЗ-172, касающегося смены категории наделов. В 2020 году он остался неизменным. Кроме возможности изменения, указывается перечень ограничений, касающийся каждой разновидности надела. Включая прямой запрет, обойти который практически невозможно.

Например, превратить сельскохозяйственные земли в другие можно, при:

· консервации;

· создании охраняемой зоны;

· формирование там черты ближайших населенных пунктов;

· размещение объектов промышленного назначения, если соблюден предел указанной кадастровой стоимости (средней);

· включение земли в общий состав лесного/водного фонда, если она непригодна для ведения там с/х хозяйства;

· размещение объектов общественного значения;

· выполнение заключенных международных соглашений и взятых обязательств.

Простому обывателю осуществить это очень трудно. Проще взять участок для ИЖС, запаса или же промышленности (хотя там тоже имеются ограничения). Например, промышленную территорию можно превратить в другую, если там отсутствует загрязнение, и их не касается проект рекультивации.

Оценка нужна?

Смена категории не просто изменит порядок использования земли. Она влияет на кадастровую стоимость объекта. Что соответственно, изменит налог, выплачиваемый собственником.

Налоговая база обновляется в следующем указанном налоговом периоде после процедуры. Получается, гражданин заплатит один раз по старой методике начисления. Потом размер налога изменится.

Законодательство не принуждает граждан проводить оценку. Это желание самого пользователя, если новый размер выплаты, его не устраивает. Можно оспорить это в суде, а для подтверждения своей позиции использовать данные оценки.

Как оспорить отказ в изменении категории земельного участка?

Основания для отказа указывают в уведомлении, которое направляют заявителю в ответ на обращение за сменой категории. Получив такой документ, необходимо направить претензию в адрес органа, вынесшего отказ. Обычно претензия пишется в адрес главы администрации. В ней ссылаются на отсутствие оснований, либо на нарушения закона. Иногда необходимо представить дополнительный пакет документов, подтверждающий возможность и необходимость изменения категории.

Если и в этом случае ответили отказом, либо претензию оставили без рассмотрения (не ответили в установленный срок), придется оспаривать решение в судебном порядке.

Необходимо получить официальное решение уполномоченного органа, где указана причина отказа. Если проводили претензионный порядок обжалования, результаты такового добавляют в общий пакет документов.
Затем собирают остальные бумаги. Среди них документация на участок, подтверждение прав владения землей (договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.п.), бумаги, подтверждающие возможность изменения категории, квитанция об оплате госпошлины.
Составляется исковое заявление, где детально описывают ситуацию. Также в иске надо сослаться на основания, приведенные в отказе, подробно разобрав каждое из них

Важно доказать, что причины либо отсутствуют, либо нарушают законодательство. В просительной части требуют отмены отказа.
Иск и комплект бумаг подают в судебный орган (в какой суд обращаться, зависит от правовой формы истца и места нахождения участка)

Вторая сторона разбирательства представит свои доводы и доказательства обоснованности отказа. Возможно, судья назначит проведение экспертизы.
Получив положительное решение суда, следует повторно обратиться за сменой категории. Если вынесли отказ, придется обжаловать его в других инстанциях.

Земельные юристы нашей компании оспорят отрицательное решение с гарантией результата. Чтобы начать процедуру, достаточно подписать доверенность на представление ваших интересов.

Заручившись поддержкой специалистов нашего центра, Вы разом решите все возможные проблемы. Земельные юристы нашей компании возьмут на себя все работы по проведению процедуры предварительного согласования, прохождению экспертиз, изготовлению и защите проекта, регистрации изменений категории вашего земельного участка.

Изменим категорию вашего земельного участка

Дополнительно смотрите материалы по включению земельных участков в границы населённых пунктов, а так-же изменению вида разрешенного использования земельных участков, которые готовы выполнить наши специалисты под нужды заказчика.

Изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения под ИЖС

Часто владельцы такой категории земель желают перевести под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), чтобы можно было построить частный жилой дом для постоянного проживания и зарегистрироваться в нем. Это дает возможность также получить строению адрес и провести коммуникации. Но следует знать, что заявиться для перевода земли в другую категорию вправе только собственники. Арендаторам это запрещено.

Чтобы правильно юридически перевести землю из сельхозназначения в ИЖС, нужно придерживаться законодательства. Существует два метода осуществить это:

  1. Перевести участок в границы населенного пункта в рамках земельного законодательства. Здесь вопрос в тех средствах, которые придется возместить, как разница между стоимостью земли ИЖС и с/х.
  2. При расширении границ поселения в рамках Градостроительного кодекса. В этом случае не обязательно переводить землю в ИЖС. Земли сельхозназначения в границах поселения дают возможность построить жилой дом на законных основаниях с последующей регистрацией права собственности и пропиской жильцов.

Шанс на расширение населенного пункта с включением нового участка есть только в том случае, когда они расположены территориально на близком расстоянии. Чем дальше участок, тем меньше надежд на положительное решение властей.

Чтобы изменить категорию земельного участка, следует:

  • обратиться с заявлением в орган местной власти,
  • приложив удостоверение личности собственника земли,
  • правоустанавливающие документы на нее, а также кадастровый паспорт участка.

Бланк заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка —

На рассмотрение и принятие решения отводится двухмесячный срок. В результате выдается постановление об изменении категории участка или отказ. При отказе собственник может попытаться оспорить решение в суде.

Также читайте: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

У многих граждан возникает вопрос по поводу постоянной регистрации в доме, построенном на землях, отнесенных к категории сельхозназначения и предназначенных для садоводства или огородничества. С января 2020 года для этого необходимо получить технический план, который выдается кадастровым инженером. Ранее в свидетельстве о собственности или выписке из ЕГРН было указано «дом» или «жилой дом». В 2020 году стали указывать «жилое здание» или «жилое строение». Вся особенность как раз в формулировке. В жилом здании можно зарегистрироваться, в отличие от жилого строения.

Как же получить статус жилого дома на участке под дачное строительство? Так же, как и с ИЖС, придется получать разрешение на строительство. Большинство администраций отказывают в таком разрешении. Отметим, что для земли под огородничество статус жилого дома получить невозможно. Поэтому при покупке участка необходимо внимательно смотреть на вид разрешенного использования.

Интересы государства

Решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы может быть принято только на общегосударственном уровне Правительством РФ, в то время как в иных случаях подобные полномочия переданы субъектам РФ.

Именно Правительство РФ, руководствуясь общенациональными интересами, обязано решать, не нанесет ли в данном случае изъятие земель в лесах первой группы ущерба интересам государства и общества. Гарантией объективности такого решения должны служить: процедура экологической экспертизы, установленная Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и процедура получения согласия ряда федеральных ведомств. В случае отрицательного заключения экологической экспертизы или при отсутствии заключения Правительство РФ не имеет права принимать какие-либо решения по данному вопросу. Это же касается и согласия федеральных ведомств.

Кроме того, предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные одновременно устанавливаются условия изъятия и предоставления земельного участка, а также определяется плата за перевод лесных земель в нелесные, равная размерам убытков.

Таким образом, действующие правовые нормы демонстрируют заботу государства о сохранении особо ценных лесов первой группы.

Однако можно ли считать вопрос решенным? Анализ судебной практики по переводу земель лесного фонда в нелесные земли показывает, что распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Иными словами, они уже освоены, ненужный лес вырублен и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность.

В апреле 1997 года в ВС РФ слушалось дело по жалобе общественных организаций и граждан против Правительства РФ. Истцы требовали признать недействительными двенадцать распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в промежутке с января 1996 года до января 1997 года. В качестве основного аргумента заявители выдвигали в адрес Правительства РФ обвинение в том, что упомянутые распоряжения были приняты без проведения экологической экспертизы. Кроме того, они уверяли, что практика перевода лесных земель в нелесные приводит к уничтожению особо ценных российских лесов.

Жалоба была удовлетворена, распоряжения Правительства РФ признаны недействительными.

Такое решение подразумевает вполне определенные юридические последствия. Отмена распоряжений Правительства РФ означает, что эти земельные участки должны быть возвращены в лесной фонд в пригодном для их использования состоянии. Следовательно, признание недействительными всех решений, если таковые были, государственных и муниципальных органов о предоставлении земель, их приватизации и регистрации влечет обязанность пользователей вернуть земли, не предоставляя им права на компенсацию.

Процедура перевода

Чтобы перевести земельный участок сельхозназначения в другую категорию, заинтересованному лицу необходимо подать ходатайство о таком намерении в орган местного самоуправления или исполнительной власти, т.е нужно обращаться в местную администрацию.

В ходатайстве необходимо указать ваши права на земельный участок, его кадастровый номер, категорию земель, в которую вы хотите осуществить перевод, и обоснование для такой процедуры. Обоснование перевода земель, как и ходатайство, пишется в свободной форме. Обосновать нужно необходимость и целесообразность перевода. В частности, можно в качестве доказательств привести: заключение экологической экспертизы о низкой сельскохозяйственной ценности земель, существенная социальная ценность возводимого объекта, нужно указать сведения об объекте, который будет размещён на участке, целесообразность размещения его именно в этом месте, доказательство, что объект может быть размещён именно на этом участке и отсутствие возможности разместить его где-либо ещё.

В случае, если земельный участок находится в собственности РФ, то в ходатайстве указывается цель перевода и обоснование необходимости использования участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе земель сельскохозяйственного назначения; обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей, а также финансово-экономическое обоснование целесообразности перевода участков в другую категорию.

Также к заполненному ходатайству необходимо прикрепить следующие документы:

  • Выписка из единого государственного земельного кадастра, в которой указываются сведения об изучаемом участке.
  • Копии документов, которые удостоверяют личность заявителя.
  • Выписка из ЕГРИП (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из ЕГРЮЛ (для заявителей — юридических лиц)
  • Заключение экологической экспертизы государственного образца.
  • Письменное согласие владельца на подобный перевод.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить

В среднем поданное ходатайство рассматривается 2-3 месяца, все зависит от того, в какой орган вы подадите документы. При положительном ответе местной властью принимается акт о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в другую. Также заявитель в течение 14 дней со дня принятия акта может получить письменный отказ, в котором должны быть указаны основания для такого решения.

После того, как орган кадастрового учета сообщает местной власти о внесенных изменениях, осуществляется государственная регистрация прав. Это необходимо для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Особенностью является то, что собственнику не нужно самостоятельно переоформлять все правоустанавливающие документы на участок.

Отказ от перевода

Несмотря на относительную прозрачность процедуры, собственник может получить отказ при намерении перевести земельный участок сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Обычно это происходит по следующим причинам:

  • Из-за ограничений, описанных в федеральном законе.
  • Из-за отрицательного решения экологической экспертизы.
  • Из-за несоответствия целевого назначения утвержденной документации.

Если вы не согласны с решением администрации, полученный акт об отказе перевода земельного участка можно обжаловать в судебном порядке не позже 3 месяцев со дня получения документов об отказе. Если же собственник не может подать апелляцию из-за уважительных причин, которые будут подтверждены документально, решение может быть обжаловано и за пределами этого срока.

Ходатайство о переводе

Ходатайство о смене категории земли является своеобразной формой заявления в органы власти. Точная форма ходатайства для каждого субъекта РФ утверждается местными властями. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ № 172, в ходатайстве обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • ФИО, адрес и паспортные данные заявителя;
  • Номер свидетельства ЕГРЮЛ – для организаций;
  • Кадастровый номер и адрес участка;
  • Действующая и предпочитаемая категории земли;
  • Основания для смены категории;
  • Вид права на участок;
  • Данные о площади и целевом назначении земли;
  • Сведения о решении экологической комиссии.

Заполнение титульного листа следует начинать с наименования органа обращения. В основной части излагается просьба о смене категории земли с указанием причин.

В качестве причин сначала указывают отсутствие законных препятствий для перевода и подтверждают соответствующими данными (например, сравнение кадастровой стоимости участка со средней по региону). Потом приводят причины для смены категории земли (необходимость построить дом или завод) и указывают, почему строительство в другой части региона нецелесообразно (большая удалённость от центра, нарушение экосистемы и т.д.).

В конце ходатайства следует перечисление прилагаемых документов и подпись заявителя.

Как получить декретные, вы можете узнать, прочитав наш тематический материал. Выплаты по больничному не всегда проходят гладко. Узнать как их правильно оформить можно здесь!

Как грамотно сделать проводки в заработной плате сотрудников — читайте в нашей статье.

Документы и порядок их подготовки

Для того, чтобы осуществить перевод и сменить категорию земель населенных пунктов на другую, заинтересованное лицо должно направить соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на его рассмотрение (ч.1 ст.2  N 172-ФЗ).

В данном документе необходимо указать сведения(ч.3 ст.2  N 172-ФЗ):

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель, где находится и куда планируется перевести земельный участок;
  • об обоснованных причинах смены категории земель;
  • о правах на территорию земельного участка.

Чтобы решение о смене категории земель могло быть принято, необходимы также следующие документы (ч.4 ст.2  N 172-ФЗ):

  1. Если заявитель является физическим лицом, то понадобятся копии документов, удостоверяющих личность. В случае, если он еще и индивидуальный предприниматель, то придется добавить выписку из ЕГРИП.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ для заявителей, являющихся юридическим лицом.
  3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на тот участок земли, для которого планируется сменить категорию.
  4. Если требуется законом, необходимо провести государственную экологическую экспертизу, а ее заключение приложить к пакету документов.
  5. Если на использование участка земли не заключено соглашение сервитута, то для его перевода из одной категории земель в другую, понадобится разрешения его правообладателя.

Копии документов, удостоверяющие его личность, а также согласие на смену категории земель, заявитель подает самостоятельно в органы государственной власти или местного самоуправления. Остальная документация, в случае ее не предоставления, запрашивается вышеуказанными органами власти у подведомственных организаций, которые владеют соответствующей информацией (ч.4.1ст.2  N 172-ФЗ).

Если в процессе смены категории земель происходит изменение/установление границ населенных пунктов, или создание особо охраняемых природных территорий, то согласия правообладателей земель не требуется. Однако право владения земельными участками остается за ними (ч.5 ст.2  N 172-ФЗ).

Рассмотрение ходатайства о смене категории земель

По завершении этапа подачи ходатайства в соответствующие органы власти, последние приступают к его рассмотрению. На данном этапе существует риск отклонения ими данного документа, если обнаружится, что его подало ненадлежащее лицо, или будет выявлено несоответствие поданных документов общепринятым требованиям (ч.2 ст.3  N 172-ФЗ). Во втором случае ходатайство возвращается заявителю на протяжении 30 дней с того момента, как оно поступило на рассмотрение с указанием причин его возврата (ч.3 ст.3  N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение о переводе земель населенных пунктов или отказе в нем. Оба варианта выражаются в форме принятия акта о соответствующем решении в течении 3-х месяцев Правительством РФ и 2-х месяцев — органами государственной власти или местного самоуправления (ч.4 ст.3 N 172-ФЗ).

В случае принятия решения о смене категории земель в соответствующем акте должны содержаться сведения о:

  • веских основаниях для принятия такого решения;
  • площади и кадастровых номерах земельных участков, границах и местоположении земель;
  • категории земель откуда/куда осуществляется перевод (ч.5 ст.3  N 172-ФЗ).

Данный акт не имеет установленного срока действия. Любой из актов (о переводе или отказе в нем) направляется инициатору перевода в течение четырнадцати дней с момента его принятия. Если заинтересованное лицо не согласно с принятым решением, оно может оспорить его через суд (ч.6,7,8 ст.3  N 172-ФЗ).

Основания для отказа в смене категории земель (ст.4 N 172-ФЗ):

  1. Если федеральными законами установлено ограничение или запрет на такой перевод.
  2. Если государственная экологическая экспертиза дала отрицательный результат (в случае необходимости ее проведения).
  3. Если установлено, что землеустроительная документация, утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории и испрашиваемое целевое назначение земель не соответствуют друг другу.

Внесение сведений в ЕГРН

После того как категория земель населенных пунктов изменена, их кадастровые номера предоставляются уполномоченным Российской Федерацией федеральным органам исполнительной власти или их территориальным органам ( ч.3ст.8 N172-ФЗ). Это необходимо для того, чтобы внести и зафиксировать осуществленные изменения в ЕГРН. Данные структуры имеют право:

  1. Осуществлять государственный кадастровый учет.
  2. Проводить государственную регистрацию прав.
  3. Вести ЕГРН.
  4. Предоставлять сведения, которые содержаться в ЕГРН.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector