Статья 102. земли водного фонда
Содержание:
- Право пользования подземными водами
- Что представляет собой договор о временной передаче права собственности на водный объект
- Правовой режим водоохранных зон
- Организации и граждане как субъекты прав водопользования
- Право водопользования
- Правила поведения
- Имущественные отношения с водными ресурсами
- Гидрологический цикл
- Особенности и классификация
- Общая характеристика правового режима земель водного фонда
- Правовой режим
Право пользования подземными водами
Основные требования по рациональному использованию и охране недр, установленных ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
В силу ч. 6 ст. 8 Водного кодекса РФ формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. В соответствии с ч. 3 ст.9 физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 утверждены «Правила охраны подземных водных объектов» (далее – Правила).
Пункт 2 Правил гласит, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя целый ряд мероприятий, указанных в данном пункте, в том числе, мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды.
Согласно п.3 Правил, охрана подземных водных объектов осуществляется также и при деятельности по геологическому изучению недр, сопровождаемому проведением горных работ, включая бурение скважин.
Статьей 43 Водного кодекса РФ установлены следующие требования по использованию водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:
Статьей 10.1 Закона «О недрах» установлено, что основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе:
— решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;
— принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
Согласно ч. 1 ст.1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Что представляет собой договор о временной передаче права собственности на водный объект
Договор, заключаемый ради дальнейшего использования акваторий, с точки зрения гражданско-правового законодательства очень напоминает сделку, которая применима в случаях, связанных с взятием в аренду участков земли.
Правом собственности по отношению ко всем водным площадям страны наделена Российская Федерация. Лишь с позволения государства может быть произведена передача данного права другому лицу
Конечно же, земля – иная правовая субстанция, и она может принадлежать как государству, так и физическому, юридическому и прочим лицам. Поэтому, следует ожидать, что должны существовать особые правила для водных объектов, передающихся в использование, отличающиеся от перечня правил, актуальных для земельных наделов.
Если вы временно обрели статус владельца водоема, то не имеете право препятствовать в дальнейшем передвижению по нему только исходя из того, что владеете данной собственностью
Правовой режим водоохранных зон
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.
Водоохранная зона — территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон — 500 м от уреза воды. Структурно в состав водоохранной зоны входят прибрежная защитная полоса, часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водоему. Ее ширина колеблется от 15 до 100 м. Размеры и границы водоохранных зон на территории поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Граница прибрежных защитных полос может быть совмещена с парапетом набережной.
Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель — сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяй-ственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.
Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками.
Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.
Наиболее строгий режим землепользования устанавливается для прибрежной защитной полосы, где запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения. Здесь разрешено размещать объекты водоснабжения, рекреации, портовые и гидротехнические сооружения. За пределами прибрежной защитной полосы в водоохранной зоне независимо от категории земель не разрешаются размещение складов удобрений, мест складирования отходов, применение химических средств борьбы с вредителями, мойка и ремонт автомобилей, размещение коллективных стоянок личных и государственных машин. Разрешается размещение дачных и садово-огородных участков при условии соблюдения землепользователями установленных в проектах ограничений.
Организации и граждане как субъекты прав водопользования
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервиту- ты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
- осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;
- получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
- осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации. Водопользователи обязаны:
- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружаю — щей природной среде;
- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
- информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
- выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняю — щих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водам — также в орган управления использованием и охраной недр;
- своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами. В настоящее время действует ФЗ от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами».
Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или. устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах.
Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:
- осуществления забора воды из водных источников; удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; использования акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:
- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварии;
- забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Льгота действует до 1 января 2003 г.
Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами.
Право водопользования
Право водопользования — единственный титул, на основе которого граждане и организации, в том числе государственные, получают доступ к водным объектам. В зависимости от условий и оснований возникновения право водопользования бывает общим, специальным, особым.
Право общего водопользования — право граждан и юридических лиц использовать водоемы общего пользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется бесплатно, не требует получения государственной лицензии на водопользование и закрепления за водопользователем в каждом случае водного объекта. По смыслу и содержанию, право общего водопользования совпадает с правом публичного сервитута, хотя Водный кодекс не дает на это ясных указаний.
Специальное водопользование — пользование водными объектами гражданами и юридическими лицами с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой и за плату. Водные объекты предоставляются для множества целей, включая удовлетворение питьевых и бытовых нужд, нужд гидроэнергетики, водного транспорта, для добычи полезных ископаемых, строительства причалов и сооружений, сброса сточных вод и др.
Особое пользование водными объектами осуществляется для целей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, иных государственных и муниципальных нужд.
Право специального и особого водопользования может быть краткосрочным (до 3 лет) и долгосрочным (от 3 до 25 лет). Допускается аренда водных объектов на основе общих норм гражданского законодательства. Водное законодательство не регулирует эту разновидность водных правоотношений. Право специального и особого водопользования может быть ограничено в интересах граждан и организаций, нуждающихся в пользовании водным объектом для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных объектов для паромов, лодок на основе права частного сервитута, которое устанавливается договором либо судебным решением.
Право специального водопользования возникает на основании лицензии на водопользование, выдаваемой МПР России либо его территориальными органами, а также заключенного с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ договора пользования водным объектом.
При особом водопользовании выдаче лицензии и заключению договора предшествует вынесение решения по федеральным водным объектам — Правительством РФ, по субъектным — органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензия и договор подлежат регистрации органом, выдавшим лицензию. Для получения лицензии заявитель Лдолжен представить Министерству природных ресурсов РФ или его территориальным органам документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для водопользования. Следует заметить, что согласно ЗК лицензия и договор на водопользование не могут быть достаточными для пользования землями водного фонда. Остается предположить, что дополнительно заинтересованным водопользователям будет необходимо получить в установленном ЗК порядке право на пользование земельным участком.
При совершении правонарушений действие лицензии может быть приостановлено либо прекращено выдавшим лицензию органом.
Правила поведения
- В тёмное время суток на лёд выходить нельзя, а также при плохой видимости: в снегопад, туман, дождь.
- Ногами лёд бить нельзя, проверяя его на прочность. Если под ногами появилось хоть немного воды, нужно немедленно отходить назад по своему следу скользящими шагами, распределяя нагрузку на большую площадь (ноги на ширине плеч).
- Идти по проторённым тропам.
- Группа людей должна переходить водоём, соблюдая дистанцию в 5 метров минимум.
- Необходимо иметь при себе двадцатиметровый прочный шнур с глухой петлёй и грузом (груз нужен, чтобы забросить провалившемуся шнур, а петля, чтобы он продел её под мышками).
- Родители не должны позволять детям находится без присмотра на водоёмах: ни на рыбалке, ни на катке.
- В алкогольном опьянении к водоёмам лучше не приближаться, поскольку люди в этом состоянии реагируют на опасность неадекватно.
Имущественные отношения с водными ресурсами
Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:
- для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
- строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
- краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
- полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.
Аренда
Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.
В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.
Гидрологический цикл
Абсолютно все объекты водных биологических ресурсов друг с другом связаны косвенно или непосредственно, поскольку их объединяет круговорот воды на планете (глобальный гидрологический цикл). Главным компонентом круговорота является речной сток, замыкающий звенья материкового и океанического циклов. Наибольший речной сток имеет величайшая река мира – Амазонка, её водный сток составляет 18% от стока всех земных рек, то есть 7 280 кубических километров в год.
При неизменной за последние сорок-пятьдесят лет массе воды в глобальной гидросфере, количество содержимого отдельных водных объектов часто изменяется, поскольку воды перераспределяются. С глобальным потеплением климата усилилось таяние и покровных, и горных ледников, уходит вечная мерзлота, заметно повысился уровень Мирового океана. Ледники Гренландии, Антарктиды, арктических островов постепенно тают. Вода – природный ресурс, который в состоянии возобновляться, потому что она постоянно поступает с атмосферными осадками, которые стекают при помощи водосборных бассейнов в озёра и реки, образуют подземные запасы, являющиеся главными источниками, позволяющими использование водных объектов.
Особенности и классификация
Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.
Земли лесного фонда
К землям лесного фонда принято относить территории, покрытые лесной растительностью и не относящиеся при этом к землям других категорий.
Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.
В лесной фонд входят:
- Наделы, покрытые лесной растительностью;
- Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
- Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.
При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:
- Лесные насаждения на землях для обороны;
- Леса в черте городских поселений;
- Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.
Граждане имеют право находиться в лесах свободно и бесплатно, а также осуществлять сбор и употребление в пищу дикорастущих ягод, грибов и других лесных ресурсов, согласно п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.
По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:
- Защитные леса;
- Эксплуатационные леса;
- Резервные леса.
Эксплуатационные леса используются как источник древесины различных пород как государственными, так и частными предприятиями.
Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.
Земли водного фонда
К землям водного фонда относят территории рек, озёр, прудов, и прочих водоёмов, расположенных на территории РФ с прилегающими к ним территориями.
Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.
В земли водного фонда входят территории:
- Покрытые поверхностными водами;
- Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
- Граничащие с водными объектами.
Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда. Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:
Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:
- Бытовых;
- Пищевых;
- Промышленных;
- Рыбохозяйственных;
- Энергетических;
- Транспортных.
К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.
Важнейшей областью использования водных ресурсов является эксплуатация гидроэлектростанций.
Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.
Общая характеристика правового режима земель водного фонда
Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод. Земли юридическиЛсоставляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого законодательства занимает принятый в 1995 г. Водный кодекс РФ.
Водные объекты могут находиться только в государственной собственности. Передача водных объектов, относящихся к государственной собственности, в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.
Отношения государственной собственности на водные объекты — пример наиболее противоречивого подхода к регулированию этих отношений. Водные объекты делятся на принадлежащие на праве собственности РФ (федеральная собственность) и принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В соответствии со ст. 36 Водного кодекса к федеральной собственности могут быть отнесены поверхностные водные объекты федерального значения, включая те, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ; водные объекты, предназначенные для удовлетворения общегосударственных нужд, и некоторые другие. В собственности субъектов РФ находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания водного объекта федеральной собственностью требуется вынесение по каждому водному объекту либо перечню водных объектов решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Право государственной собственности субъекта РФ устанавливается решением органов исполнительной власти такого субъекта по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Решением Правительства РФ утвержден перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности.
Одновременно ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территорию РФ составляют территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Из смысла статьи ясно, что как внутренние воды, так и территориальное море не являются территорией субъектов и соответственно не являются субъектной собственностью. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще конституционность статей Водного кодекса о собственности субъектов РФ и признать нецелесообразными все попытки разграничить государственную собственность на воды. По Конституции РФ, внутренние воды и территориальное море — федеральная собственность. Кроме того, смысл разграничения вообще непонятен, если учитывать, что, независимо от права собственности на тот или иной водный объект, функции управления осуществляются взаимосвязанно органами РФ и органами субъектов РФ.
Пользование землями водного фонда является платным. Форма платежа — земельный налог.
Государственное управление в области использования и охраны вод, включая земли водного фонда, возложено на МПР России, которое выполняет свои функции непосредственно и через территориальные органы — бассейновые водохозяйственные управления и территориальные комитеты. В функции МПР России входят выдача лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра, осуществление государственного контроля. Для выполнения возложенных контрольных функций государственные инспектора по контролю за использованием и охраной вод наделены необходимыми полномочиями. Контроль за водопользованием во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется специализированной морской инспекцией.
Правовой режим
На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.
Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:
- при формировании участка с особо охраняемой зоной;
- при расширении площади городов и поселков;
- при переносе федеральных или муниципальных объектов;
- при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.
Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:
- изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
- земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
- земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
- территории, перемещенные в резерв.