Федеральный закон «о национальной платежной системе» от 27.06.2011 n 161-фз ст 3 (ред. от 22.12.2020)
Содержание:
- Правила переводов
- Обязательства оператора
- Информационное письмо о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ)
- Кратко о ФЗ номер 161 статья 9
- Какие были внесены изменения?
- Что такое национальная платёжная система
- Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ
- История создания национальной платежной системы «Мир»
- Общие положения
- Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ
- Привлечение платежных агрегаторов
- Аналогичные проекты
- Особенности электронного перевода
- Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств
- 161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии
- Особенности переводов по требованию получателя
- Прекращение использования электронного средства
Правила переводов
В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.
Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.
Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.
Обязательства оператора
Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.
Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.
В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:
- Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
- Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
- Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
- Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.
Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.
Информационное письмо о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ)
Уважаемые клиенты, являющиеся получателями пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации! Настоящим ПАО КБ «Восточный» (далее – Банк) информирует Вас о следующем.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. Федерального закона от 01.05.2017г. № 88-ФЗ) (далее – Закон № 161-ФЗ), изменится порядок зачисления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, физических лиц (код выплат «1» в реквизите 110 распоряжения), а именно:
- С 1 июля 2017г. при обращении физических лиц (далее – клиент) за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, в целях получения пенсий и иных социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом РФ (далее – выплаты), Банк открывает таким клиентам банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием только платежных карт «Мир», являющихся национальным платежным инструментом (часть 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ).
- Зачисление выплат на банковские счета клиентов, открытые с 1 июля 2017г., предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, производиться не будет.
- В отношении клиентов, получающих выплаты на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт Visa, открытые до 01.07.2017 г., выплаты будут зачисляться в прежнем порядке до истечения срока действия платежных карт, но не позднее 30.06.2020 г.
- С 1 июля 2020 г. выплаты всем клиентам будут зачисляться на банковские счета, предусматривающие осуществление операций только с использованием платежных карт «Мир», либо на банковские счета, не предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт (в соответствии с требованиями пункта 2 части 5, части 5.1, пункта 2 части 5.3 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ). При поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет.
С 01.07.2017 г. – в отношении счетов, открытых с 01.07.2017 г., и с 01.07.2020 г. – в отношении счетов, открытых до 01.07.2017 г., при поступлении выплат на банковский счет клиента, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты Visa, зачисление выплаты на такой банковский счет производиться не будет. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения на зачисление выплаты, направляет клиенту уведомление с предложением в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней со дня поступления распоряжения на зачисление выплаты явиться в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты «Мир», или на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты. Если клиент в указанный срок не явился в Банк за получением суммы выплаты наличными деньгами / не представил распоряжение о зачислении денежных средств на иной банковский счет (с учетом указанных выше требований), Банк на 11 (Одиннадцатый) рабочий день осуществляет возврат плательщику суммы выплаты в связи с несоблюдением требований части 5 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ и направляет клиенту уведомление о возврате суммы выплаты плательщику.
Уведомления клиентам направляются Банком способом, предусмотренным договором банковского счета на выпуск и обслуживание банковских карт с физическим лицом. Во избежание случаев неполучения выплат Банк рекомендует заранее, до установленных Законом № 161-ФЗ сроков, открыть отдельный банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием платежных карт «Мир».
Кратко о ФЗ номер 161 статья 9
В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.
Рассмотрим более подробно положения данной части документа:
Применение электронных средств оплаты может использоваться | Исключительно после подписания соответствующего договора |
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа | Имеет право отказать в услуге клиенту |
До того, как будет заключен договор | В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента |
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов | О совершении каждой электронной оплаты |
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение | При утрате платежного инструмента |
Все оповещения от клиента или оператора | Обязательно должны фиксироваться последним |
Клиент вправе получать все необходимые для него документы | Относительно электронного устройства оплаты |
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок | Не превышающий 30 дней |
Электронное платежное устройство может быть приостановлено | При соответствующем обращении от клиента |
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента | Это не может препятствовать переводу денежных средств |
Если платежный инструмент используется без согласия клиента | Об этом обязательно уведомляется оператор |
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента | То оператор обязуется возместить ущерб |
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены | То клиенту обязуются возместить сумму транзакции |
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы | При этом будут утрачены средства, то они возмещаются |
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора | При возмещении средств |
При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в ФЗ-161 “О национальной платёжной системе” были незначительными и произошли 18 июля 2021 года. Федеральный закон № 176-ФЗ внёс ряд изменений в законодательство об осуществлении клиринговой деятельности и контрагентах, поэтому в ряде статей настоящего законодательства, а именно: ч.2 ст.18, ч.5 ст.19, п.2 ч.1 и ч.7 ст.21, слова “О клиринге и клиринговой деятельности” были заменены выражением “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
Вам будет интересно: последние изменения в ФЗ о судебной системе.
Однако предыдущие изменения, состоявшиеся первого мая 2021 года, внесли ряд существенных изменений в ФЗ о национальной платёжной системе. ФЗ-88 осуществил следующие поправки в настоящем законодательстве:
Что такое национальная платёжная система
ФЗ говорит о том, что национальная платёжная система в РФ включает в себя несколько банков, которые создают и продвигают свои карты с нанесенным логотипом российской системы платежей.
На территории Российской Федерации имеется огромное количество финансовых учреждений. Все они имеют полное право вступить в национальную платёжную систему. Это возможно только в том случае, если они являются резидентами РФ. За последние годы перед государством возникает серьёзная потребность в альтернативе международных систем по типу VISA и Mastercard. Субъектами системы платежей на территории Российской Федерации являются:
- Оператор, владеющий рычагами управления платежной системы. Организация, которая предоставляет услуги по переводу денежных средств от одного лица к другому, является оператором.
- Еще одним важнейшим субъектом числится так называемый государственный оператор. Опираясь на вторую статью настоящего ФЗ, можно сделать выводы, что этими субъектами являются все банки, имеющие соответствующую лицензию.
- Оператор, владеющий электронными возможностями передачи денежных средств.
- Платежный агент или банк.
- Агенты, обладающие платежеспособностью.
- Еще одним участником считается Федеральная почтовая служба.
Общие сведения о Законе национальной платежной системы РФ
По своей сути этот закон является определённой гарантией того, что все операции с денежными средствами, совершаемые российскими гражданами, будут выполнены без участия иностранных контрагентов, собирающих персональные данные своих пользователей.
Указанная платёжная система является единственной на территории РФ.
О том, как правильно должна функционировать национальная платёжная система, рассказывает ФЗ № 161-ФЗ.
Состоит этот акт из следующих разделов:
- Глава 1, рассказывающая о предмете регулирования, нормативных актах, понятиях, используемых в законе.
- Глава 2, информирующая о порядке оказания платёжных услуг.
- Глава 3 о требованиях, предъявляемых к её участникам.
- Глава 4 рассказывает о рекомендациях, которые должны быть соблюдены.
- Глава 4.1 рассказывает о самой системе и порядке использования карт.
- Глава 5 информирует об отслеживании всех операций.
- Глава 6 содержит заключительные положения, а также порядок формирования гарантийного фонда и его использование.
Указанным ФЗ предусмотрено, что осуществлять перевод денежных средств могут контрагенты, у которых с гражданами имеются определённые договорённости. Перевод средств банковским учреждением регламентирован ст. 14 ФЗ № 161-ФЗ, однако допустимо участие и почтовых организаций, деятельность которых уже регулируется иным нормативным актом.
Согласно названному акту, внесение денежных средств на собственный счёт либо их получение с него не будет являться денежным переводом, при этом законодатель чётко ограничил срок их зачисления— 3 дня.
Национальная платёжная система
История создания национальной платежной системы «Мир»
Непредсказуемые односторонние действия третьих стран в виде разного рода санкций и ограничений показали, что вопрос необходимости обеспечения надежности и бесперебойности расчетов физических лиц на территории Российской Федерации стал особенно очевидным.
Однако первые попытки создания национальной платежной системы были предприняты в России еще в 1993 году, когда группа частных лиц и банковских организаций запустили платежную систему под названием «Юнион Кард». В этот же период своя платежная система появилась и у Сбербанка, она получила название «СБЕРКАРТ» и к 2000 году объединяла 22 банковские организации, обеспечив работу примерно 3 млн пластиковых карт. Если в августе 2010 года Сбербанк принял решение о закрытии этого проекта, то запущенная в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке платежная система «Золотая Корона» действует до сегодняшнего дня. Эмиссионный портфель системы на сегодня насчитывает 24 млн карт, включая ко-бейджинговые «Золотая Корона – MasterCard» и «Золотая Корона – UnionPay».
Но, как рассказал профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Юрий Юденков, в 1990-х годах российские банки неоднократно обращались в Банк России с предложением запустить единую национальную платежную систему. Однако Банк России отклонял их из-за отсутствия бюджетных средств, поэтому на тот момент выгоднее оказалось подключиться к международным платежным системам. «Вместе с тем со временем стало понятно, насколько это ненадежно, когда в самый разгар финансового кризиса международные платежные системы отключили обслуживание российских карт в сети банкоматов и торговых точках», – отметил он.
Так, 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами платежных систем, находящимися на территории России, должны привлекаться операционные центры, которые соответствуют требованиям Закона № 161-ФЗ и находятся на территории Российской Федерации.
В связи с чем в июле этого же года было официально зарегистрировано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператор национальной платежной системы «Мир», 100% акций которого принадлежат Банку России. После чего АО «НСПК» приступило к тестированию собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем. Для этих операций использовался операционный и платежный клиринговый центр национальной системы платежных карт. А название «Мир» национальная платежная система получила по результатам всероссийского конкурса.
15 декабря 2015 года Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Сбербанк России, Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк. В 2016 году более 20 банков успешно завершили тестирование карт платежной системы «Мир» в своей инфраструктуре.
К июлю этого года количество выпущенных российскими банками карт национальной платежной системы «Мир» превысило 10 млн штук.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Примером успешного запуска национальной платежной системы является китайская компания UnionPay International. Она основана при поддержке Центрального Банка КНР, в числе ее акционеров входит более 200 финансовых учреждений. Отметим, что на мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт – около 4 млрд. Причем они принимаются к оплате во многих странах мира, включая Россию.
Общие положения
Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.
Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:
Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта | А также о порядке его применения в современной жизни |
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате | А также использовании электронных средств транзакции |
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы | А также выдвигаемые требования к их деятельности |
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации | А также функционированию платежных систем |
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир | — |
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора | В сфере национальной системы оплаты |
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация | О порядке вступления закона в юридическую силу |
В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.
Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.
Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ
Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве. В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года. Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.
Статья 19.1 закона 161
В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты. Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.
161 ФЗ ст 2
Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:
- закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
- Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
- Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.
При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.
9 ст 161 ФЗ
Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:
- эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
- оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
- диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
- ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
- диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
- оператор фиксирует все клиентские уведомления;
- согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
- часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
- пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
- если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
- по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.
Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Привлечение платежных агрегаторов
ФЗ №173 привнес в ФЗ №161 новую статью 14.1, регулирующую процесс назначения требований к платежным агрегаторам, которых могут привлекать операторы по переводу средств. Так, агрегаторы должны соответствовать следующим требованиям (и имеют следующие права):
- Агрегатор должен быть признан банковским платежным агентом для приема и перевода электронных платежей (подпункты «а» и «б» пункта 31 статьи 3 ФЗ№161), а также соответствовать законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.
- Операторы могут воспользоваться услугами агрегаторов, если следующие условия соблюдены одновременно:
- платежный агент – официально зарегистрированное юридическое лицо;
- между оператором и агентом заключен договор;
- агент должен предоставить оператору информацию о его иных клиентах по приему и переводу средств, сведения об урегулировании спорных моментов при осуществлении платежей;
- агрегатор должен предоставить следующие сведения клиентам в местах осуществления операций по платежам: наименования, адреса, ИНН и телефоны оператора и агента, номер лицензии оператора, реквизиты договора между ними, способы подачи претензий.
- Агрегатор имеет право:
- проводить идентификацию клиентов, согласно законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.;
- предоставлять юридическим лицам и ИП технику, за счет которой производятся электронные платежи;
- участвовать в переводах средств в пользу юрлиц и ИП посредством электронных платежей.
- Для проведения идентификации клиентов агрегатор обязан:
- иметь сотрудника, отвечающего за соблюдение законодательства РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр., не имеющего неснятых и непогашенных судимостей за экономические преступления;
- руководитель и главных бухгалтер агрегатора также не должны иметь неснятые и непогашенные судимости за экономические преступления.
- При использовании для работы программ и приложений, а также техники, которые выдаются клиентам, агрегатор обязан:
- защищать информацию, согласно третьей части статьи 27 ФЗ№161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012);
- предоставлять информацию об операциях оператору (запрещено передавать информацию на территорию иностранных государств).
- Средства в пользу юрлиц и ИП, проходящие электронным платежом, должны быть зачислены на специальный счет, который открывается агенту у оператора. На этот счет не может быть наложен арест, не может быть обращено взыскание. По такому счету могут проходить только такие операции, как:
- зачисление средств, которые переводятся, согласно электронным операциям в пользу юрлиц и ;
- зачисление средств, которые должны быть возвращены плательщикам при отмене операции;
- списание средств на счета юрлиц и ИП;
- списание вознаграждения агрегатора;
- списание средств в пользу оператора, в том числе вознаграждение.
Аналогичные проекты
В ноябре 2013 г. компания «Яндекс» также добавила в свой сервис возможность переводить деньги в по электронной почте. Его отличие, пояснили представители Mail.Ru, заключается в том, что у отправителя должен быть не только аккаунт в «Яндекс.Почте», но и электронный кошелек в «Яндекс.Деньгах». Получить перевод может любой человек, независимо от того, в каком домене находится его почтовый ящик и подключен ли он к «Яндекс.Деньгам».
Для зачисления перевода получателю необходимо указать номер своей банковской карты
«Денежное письмо» отправляется так же, как обычное. Пользователь выбирает адрес получателя, пишет сообщение, но вместо файла прикладывает сумму со своего счета в «Яндекс.Деньгах». Через некоторое время на указанный адрес приходит сообщение о переводе. Сразу после этого получатель может перевести всю сумму в электронный кошелек (если у него есть «Яндекс.Деньги») либо отправить ее на банковскую карту (если «Яндекс.Денег» нет или он просто хочет вывести средства).
В первом случае деньги зачисляются мгновенно, во втором — в течение нескольких рабочих дней (срок зависит от банка, который выпустил карту). Перевести на карту можно только в том случае, если сумма превышает 100 руб. Отправить средства получатель может на карту, выданную любым банком.
Комиссия отправителя за перевод составляет 0,5%, если пользователь отправляет деньги на электронный адрес, который уже привязан к существующему электронному кошельку, и 3%, если адресат «Яндекс.Деньгам» неизвестен.
Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/n385581
Особенности электронного перевода
Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.
Операция может осуществляться между субъектами, которых обслуживает как один, так и несколько разных операторов. При переводе электронных средств юрлицо или предприниматель могут выступать как плательщики, если получателем является физлицо. Операция производится одновременным принятием распоряжения клиента, уменьшением остатка плательщика и увеличением его у получателя на предусмотренную сумму. Перевод осуществляется немедленно после принятия поручения.
Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств
1. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямом дебетовании) оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств (далее — требование получателя средств).
2. Право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком.
3. Акцепт плательщика может быть дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) или после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств. Акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения.
4. Акцепт плательщика может быть дан в отношении одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких требований получателя средств.
5. Требование получателя средств может направляться непосредственно обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств или через оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств.
6. В случае отсутствия заранее данного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств передает поступившее требование получателя средств для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления требования получателя средств.
7. Акцепт плательщика должен быть дан в течение пяти рабочих дней, если более короткий срок не предусмотрен договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.
8. При акцепте плательщика требование получателя средств исполняется в сумме акцепта плательщика.
9. Допускается акцепт плательщика в части суммы требования получателя средств (частичный акцепт плательщика), если иное не предусмотрено договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.
10. В случае частичного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств обязан указать на это при подтверждении получателю средств исполнения его требования.
11. При отказе плательщика от акцепта или неполучении акцепта в установленный срок требование получателя средств подлежит возврату получателю средств с указанием причины возврата.
12. При поступлении требования получателя средств с заранее данным акцептом плательщика обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан проверить соответствие требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика.
13. При соответствии требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика оно исполняется в сумме и в срок, которые предусмотрены условиями заранее данного акцепта плательщика.
14. При несоответствии требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика или невозможности их проверки обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан возвратить требование получателя средств без исполнения, если договором не предусмотрена обязанность обслуживающего плательщика оператора по переводу денежных средств в указанном случае запросить акцепт плательщика.
15. Оператор по переводу денежных средств обязан направить плательщику уведомление об исполнении требования получателя средств не позднее дня, следующего за днем исполнения.
161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии
Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ. Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов. Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.
Особенности переводов по требованию получателя
При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.
Прекращение использования электронного средства
Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.
Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.
Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.
Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.