Электронный аукцион по 44‑фз: с чего начать?
Содержание:
- Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
- Как стать поставщиком
- Как выбрать
- Как стать заказчиком
- Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?
- Что такое ЕИС
- Профстандарты в сфере закупок
- Какие теперь бывают закупки
- Как подготовиться к тендеру
- Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки
- Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ
- Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?
Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:
Подпишитесь на рассылку
Часть 1
- Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6–12):
- открытость и прозрачность в сфере информации;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчиков;
- единство контрактной системы;
- другие.
Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.
- Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
- Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
- общие основы проведения закупок;
- порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщика;
- порядок закупок у единственного поставщика;
- процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
Часть 2
Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.
- Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
- установление перечня контролирующих органов;
- определение форм проведения контроля;
- порядок осуществления контроля;
- правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
- Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
- В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
- Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
- порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
- переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
- положения о вступлении закона в силу.
Как стать поставщиком
Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.
К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:
- Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
- Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
- Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.
Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.
- Одной из статей расходов на начальном этапе станет ЭЦП (электронная цифровая подпись). Купить виртуальный аналог личной подписи для документов можно в специальных центрах, занимающихся удостоверением личности. Наличие ЭЦП необходимо для получения доступа к торговым площадкам.
- Когда подпись будет готова – самое время регистрироваться на официальном сайте госзакупок. Там можно найти все актуальные заказы. Но не забудьте, что сами аукционы проводятся на ранее упомянутых электронных площадках…
- …на которых также нужно зарегистрироваться. Это бесплатная, но длительная и трудоемкая процедура: потребуется не просто придумать уникальный логин и пароль, но и пройти полную верификацию. Нужно будет загрузить все скан-копии учредительных документов, проверка которых занимает у сотрудников технической поддержки ЭТП до пяти рабочих дней. При этом для каждой электронной площадки данную процедуру придется повторять заново.
- Когда аккредитация пройдена – открывается доступ ко всем тендерам. Можно смело изучать рынок госзакупок, выбирать наиболее интересные контракты и подавать заявку на участие. Стоит помнить, что при отклике нужно вносить залог, так что не стоит претендовать одновременно на большое количество заказов – может не хватить средств на их обеспечение.
- У каждого заказа есть указанное время начала торгов. После подачи заявки остаётся лишь принять участие в конкурсе, предложив свои услуги по реализации поставленных задач, и ждать итогового решения заказчика. Заказчик выбирает поставщика на основании анализа всех полученных предложений. Организации с наиболее выгодными условиями, соответствующей всем критериям, присылают на электронную почту проект договора. Обмена бумажными экземплярами не предусмотрено. Все контракты заключаются в электронном виде – именно для этого нужна цифровая подпись.
- Контроль за соблюдением взятых обязательств. Сотрудничество с государственными структурами – это не только выгода, но и ответственность. Вся информация, связанная с текущим статусом реализации заказа, имеется в личном кабинете на сайте госзакупок. Туда же после выполнения работ приходит подтверждение со стороны заказчика.
Как выбрать
При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.
Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.
Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.
Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор
Способ | В каких случаях применяется | Особенности |
Конкурс
(в электронной и бумажной форме) |
Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям | Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный |
Электронный аукцион | При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р | НМЦК снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене |
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме) | Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей | Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн рублей |
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме) | В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) | Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиям заказчика |
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме) | По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ | Способы:
|
Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.
Как стать заказчиком
Право формировать тендеры для госзакупок имеют все государственные структуры, работа которых регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ. Существует официальный реестр, уточняющий перечень организаций с подобными полномочиями. Заказчик проходит регистрацию на сайте и торговых площадках с помощью идентификационного кода, который формируется в данном реестре.
После заполнения всех анкетных данных руководителя в личном кабинете, нужно самостоятельно назначить сотрудника, который будет администрировать закупочную деятельность. Для этого выбирается специальный пункт – «регистрация нового пользователя», после чего указываются все необходимые данные закупщика. Потребуется также подгрузить пользовательский сертификат. Если всё сделано правильно – программа, закончив проверку, предложит утвердить данные с помощью ЭЦП. После подписания на электронную почту придет письмо, в котором будут указаны логин и пароль для авторизации в системе ЕИС.
Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?
Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ
Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете
Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что такое ЕИС
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) — это веб-сайт, где размещены все сведения и необходимая документация, которые касаются госзакупок продукции и услуг для нужд муниципальных и государственных учреждений.
Заказать электронную подпись для регистрации в ЕИС
В ЕИС публикуются все закупки государственных и муниципальных заказчиков по Федеральному закону от 05.04.13 № 44-ФЗ, а также корпоративных заказчиков по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В системе можно найти текущие, завершенные, будущие и даже несостоявшиеся закупки. Кроме того, в ЕИС размещаются
- различные нормативные документы и типовые типовые контракты;
- каталог товаров, работ и услуг;
- планы-графики закупок;
- сведения об исполнении планов госзакупок;
- реестр недобросовестных поставщиков;
- реестр гарантий банков;
- отчеты заказчиков;
- сведения о жалобах и проверках и др.
То есть на сегодняшний день ЕИС это не просто сайт для поиска закупок, но полноценная информационная система по всей системе госзакупок.
Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса
Профстандарты в сфере закупок
В сфере государственных закупок утверждено два профессиональных стандарта:
В соответствии с этими профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
- среднее профессиональное образование либо высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, специалитет);
- дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Для осуществления закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд специалисту требуется также наличие опыта — не менее трех лет в сфере закупок. При проведении экспертизы результатов закупок или приемки контракта опыт специалиста должен составлять не менее 4 лет.
Для квалификации «Специалист в сфере закупок» профстандартом предусмотрены следующие должности:
- специалист по закупкам;
- работник контрактной службы;
- контрактный управляющий;
- старший специалист по закупкам;
- консультант по закупкам;
- ведущий специалист;
- заместитель руководителя подразделения;
- руководитель подразделения;
- руководитель контрактной службы.
Эксперт должен иметь:
- высшее образование — бакалавриат, магистратура, специалитет;
- дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Для эксперта также обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы:
- не менее 3 лет для осуществления функции консультирования в сфере закупок;
- не менее 4 лет в сфере закупок для проведения экспертизы в сфере закупок;
- не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет для организации работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок.
При этом профстандарт предусматривает, что лицо, имеющее квалификацию «эксперт», может занимать такие должности, как консультант по закупкам, старший специалист по закупкам, контрактный управляющий, эксперт по закупкам, заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации, руководитель/директор (управления, департамента, организации), руководитель контрактной службы.
Какие теперь бывают закупки
Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.
В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:
- Электронный аукцион.
- Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
- Запрос котировок в электронной форме.
- Запрос предложений в электронной форме.
- Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:
- когда закупка проводится за рубежом;
- когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
- когда контракт заключается с единственным поставщиком;
- если закупка входит в список, утвержденный Правительством.
Как подготовиться к тендеру
Прежде чем регистрироваться на электронной торговой площадке, нужно понять, что такое тендер, как это работает и в какой последовательности нужно действовать. Для участия в тендере, независимо от его вида, необходимо пройти несколько стандартных этапов.
Этап 1. Поиск тендера
Все закупки государственных и муниципальных организаций проводятся в Единой информационной системе (ЕИС), сайт которой находится по этому адресу: www.zakupki.gov.ru. На портале обязаны регистрироваться все заказчики, проводящие тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В ЕИС помимо собственно конкурсной документации размещаются планы закупок организаций (это позволяет поставщикам планировать и свою деятельность по участию в тендерах). Также здесь находится реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, сведения об исполнении контрактов, данные о формировании начальных максимальных цен и много другой полезной информации, помогающей участникам тендеров.
Закупки частных компаний можно искать самостоятельно, но это не слишком продуктивно: вручную пересмотреть сотни интернет-ресурсов в короткие сроки невозможно. Выход есть: сведения о закупках аккумулируются на сайтах электронных торговых площадок компаний. В структурированном виде с хорошим поиском по десяткам параметров информация о тендерах коммерческих и государственных компаний сводится воедино в агрегаторах закупок (my-tender.ru, findtenders.ru, synapsenet.ru, tenderplan.ru и другие). Эти сервисы работают как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Скажем, на synapsenet.ru годовой пакет услуг по подбору тендеров по вашим параметрам обойдется в 4800 рублей.
Этап 2. Оценка тендера
Даже если вы нашли подходящий по профилю вашей деятельности тендер, его необходимо грамотно оценить на вероятность победы. Огромное количество закупок – как государственных, так и коммерческих, – «заточено» под конкретных поставщиков. И подавая заявку на такой конкурс, вы просто потеряете время.
Отличить фиктивный тендер от реально конкурентного можно по наличию специфических требований. Если закупка автомобиля предполагает комплектацию, в точности совпадающую с аналогичной в самом крупном городском автосалоне, это повод задуматься. А если изучая историю тендеров заказчика, вы наткнулись на конкурс, когда-то уже выигранный тем самым автосалоном, значит сомнений быть не может: техзадание написано под конкретного участника.
Также на этом этапе просчитывается экономическая выгода от участия в тендере и процент от начальной цены, на который можно «подвинуться», участвуя в торгах.
Этап 3. Оформление электронной подписи
Чтобы зарегистрироваться на торговой площадке, нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров. ЭЦП – это компьютерные файлы с уникальной кодировкой, сделанной специально для владельца подписи. После установки на компьютер ЭЦП можно удостоверять все электронные документы, направляемые для участия в тендерах.
Для оформления подписи нужно предоставить учредительные документы (для юрлиц) или паспорт и ИНН (для физлиц и ИП). Стоимость ЭЦП для участия в торгах начинается от 4000 рублей. Можно оформить электронную подпись для разных торговых площадок – это будет стоить дороже, но такая ЭЦП эффективнее, поскольку можно будет участвовать в широком спектре тендеров.
Этап 4. Подготовка документов
В зависимости от вида тендера – электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений – отличается объем необходимой документации, но базовый пакет для всех типов закупок одинаков. Несмотря на то, что законодательство позволяет подавать документы в бумажном виде, для участия в торгах на электронной торговой площадке требуется размещать отсканированные копии документов.
Документы, которые предоставляет участник (поставщик)
- Копия свидетельства о регистрации или выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
- Копия устава организации
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН организации)
- Подтверждение финансовой состоятельности (справка из банка о состоянии счета, бухгалтерский баланс за последний период).
- Сертификаты и лицензии на товар (если нужны).
- Для большинства тендеров требуется обеспечение участия – денежная сумма, которая передается заказчику в залог того, что участник всерьез намерен бороться за победу. Залог возвращается, если участник выполнил все требования. Немногие компании могут направлять на эти цели живые деньги, поэтому обычно в качестве залога передается документ – банковская гарантия.
Документы, предоставляемые заказчиком
- подробное описание предложения товаров или услуг;
- начальная максимальная цена (если предполагается);
- устав, свидетельства, лицензии;
- другие требуемые документы.
Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки
Практика «применения» этого пункта — ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: «… в таких-то параметрах выбирать участнику», в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : «Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают». Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.
Точно так же как и с «гостами»:
Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.И точно так же как и с «гостами»: Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения. В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: «Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям.»В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: «Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак «/» означает, что участник может выбрать только один показатель из списка.»- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком
Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).
Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ
Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.
По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):
- государственный орган или орган муниципальной власти;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- бюджетное или казенное учреждение;
- корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):
- Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
- Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
- Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
- Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
- Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
- В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
Об особенностях госзакупок в условиях пандемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?
223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:
- государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
- дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
- дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.
Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:
- Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
- Закупки производятся:
- за счет грантов;
- за счет субсидий из бюджетов;
- со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
- ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
- из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.