Кодекс врачебной этики

Чем отличаются медицинская психология, этика и деонтология

Схожими с деонтологией понятиями считаются медицинская психология и медицинская этика. Однако, необходимо понимать, что несмотря на наличие множества сходных черт и особенностей — это все же различные определения, регламентирующие разные сферы медицинской и врачебной деятельности. Именно поэтому часто эти направления науки даже разделяются в качестве учебных дисциплин в медицинских университетах. Стоит рассмотреть особенности и нюансы, отличающие медицинскую психологию, деонтологию и этику:

  • Деонтология, как уже было описано ранее — это в первую очередь наука о практическом применении принципов медицинской и врачебной этики непосредственно при ведении своей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Она сосредотачивается на создании детализированных и точных инструкций, при помощи которых и исполняются задачи, установленные в рамках медицинской и врачебной этики.
  • Медицинская этика — это общий свод моральных и нравственных ориентиров, принятых и установленных для врачей в определенном обществе. При этом следует также отличать глобальную медицинскую этику, рассматривающую здравоохранение в мире в целом, и врачебную этику — которая сосредотачивается на рассмотрении аспектов в первую очередь этичного поведения отдельных медицинских работников при ведении взаимоотношений.
  • Медицинская психология является разделом науки, который изучает различные аспекты психологических взаимоотношений медработников друг с другом, с пациентами и иными представителями общества, а также в целом рассматривает специфическую проблематику, с которой приходится сталкиваться медицинским работникам. Множество принципов медицинской психологии находят практическое отражение в деонтологии.

Как можно понять из вышеприведенного описания — все эти понятия являются взаимосвязанными друг с другом. Медицинская этика не могла бы быть реализована без деонтологии, точно так же, как деонтология не имела бы прямых моральных и нравственных ориентиров за отсутствием определенной этики. А без применения достижений и исследований в рамках медицинской психологии, практическое применение деонтологии также было бы осложнено или даже вовсе невозможно.

Зачем нужна медицинская деонтология

Медицинская деонтология имеет огромное практическое значение для непосредственного осуществления своей профессиональной деятельности медицинскими работниками. Даже базовое понимание ее принципов и практического применения позволяет структурировать работу в сфере здравоохранения. В целом же, к сфере задач, которые решаются в рамках медицинской деонтологии и этики можно отнести следующие вопросы:

Обеспечение эффективного контакта врача и пациента. Деонтология в первую очередь сосредотачивается на таком применении врачебной этики, которое обеспечило бы максимальный уровень доверия между медицинским работником и пациентом. Ведь только при наличии доверия можно рассчитывать на эффективность диагностики и лечения многих заболеваний

Не следует также забывать и о важности психического состояния пациента — при высоком уровне доверия к врачу лечение будет проходить эффективнее, чем в случае, если пациент будет находиться в состоянии тревоги и беспокойства.

Изучение принципов взаимодействия с родственниками больных. Часто эффективность лечения зависит в том числе и от отношения родственников и близких больного человека к пациенту, и задача врача — стимулировать их обеспечивать помощь в рамках лечения, или хотя бы — не приносить своими действиями вред лечащимся людям

Поэтому деонтология также изучает методы коммуникации с родственниками больных.

Установление принципов взаимодействия персонала. Взаимовежливое отношение медицинских работников друг к другу при сохранении принципов субординации и четко выстроенной иерархической структуры в медицинском учреждении можно назвать одной из важнейших задач медицинской деонтологии. При этом необходимо понимать, что от взаимоотношения врачей, эффективности интеграции молодых специалистов в структуру здравоохранения также напрямую зависит качество получаемого пациентами лечения.

Структурирование обязанностей врачей. Несмотря на то, что конкретные должностные обязанности каждого врача зафиксированы в трудовом договоре или должностной инструкции врача, деонтология также обеспечивает рассмотрение множества морально-этических аспектов конкретных врачебных специализаций и установление четких инструкций по принятию решений в нетривиальных ситуациях, с которыми могут сталкиваться врачи при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Обеспечение эффективного распределения ресурсов. Распределение ресурсов учреждений здравоохранения и непосредственно отдельных работников также рассматривается медицинской деонтологией, ведь этот аспект врачебной деятельности тоже затрагивает в том числе вопросы этики, нравственности и морали.

Забота о психологическом здоровье медицинских работников. Принципы деонтологии в том числе устанавливают и нормы поведения в различных потенциально психотравмирующих ситуациях, чтобы обеспечить безопасность ведения врачебной деятельности для самих медработников и защитить их от негативных последствий профессионального выгорания.

Выше приведен лишь общий спектр задач, которые решаются в рамках современной деонтологии. На практике количество целей, стоящих перед деонтологией, намного больше, чем вышеприведенный перечень, а сами задачи во многом зависят от специфики работы отдельного учреждения здравоохранения и в целом специализации самого врача.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден
4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.

Руководствуясь
клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной
Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на
охрану здоровья
и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в
системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с
пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений
нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную
ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а
медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в
целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс
российского врача.

Моральные и профессиональные качества медсестры

Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.

В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.

Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.

Отношения «медсестра — врач»:

  1. Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
  2. Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
  3. Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
  4. Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.

Отношения между медсестрами и медперсоналом:

  1. Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
  2. Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
  3. Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
  4. В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.

Отношения «медсестра — младшая медсестра»:

  1. Уважение друг к другу;
  2. Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
  3. Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
  4. Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.

МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА

Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века.

Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.

Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения» (Юнг).

В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие pater — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного.

Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

Врачевание — это организованное осуществление добра. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь».

Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома». Считается, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит, излечивается лучше».

Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась выдающимися врачами прошлого, еще в VIII в. Абу-ль-Фарадж писал: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем»

В конце XIX — начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении».

Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

Список литературы

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: 1994 .
  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебник. М.: Эд. В.М. Скакун, 1996.
  3. Основы этических знаний / Под ред. профессора М.Н. Розенко. М.: Издатель Лан, 1995.
  4. Этический словарь. Опубликовано I.C. Kon. М.: Политизация, 1994.
  5. Кодекс этики российских медицинских сестер (принят Ассоциацией медицинских сестер России, 1993 г.).
  6. В.И. Акопов, Е.Н. Маслов. Закон в медицине. М.: Книжный сервис, 2004. 352 с.
  7. Александрова О.Ю. Гражданская ответственность и ее особенности. М.: ЗАО «МЗФАР», 2005. С. 167 178.
  8. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в области охраны здоровья граждан. М.: МЗФ. Мэр, 2004. 320 с.
  9. Сергеев Д.Д. Медицинское право. Образовательный комплекс в 3-х томах. М.: ГОТАР-Медиа, 2007. 777 с.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции от 29.07.2006).
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1995 года.
  12. Ослопов Общий уход за пациентами в терапевтической клинике.
  13. «Руководство по уходу за медсестрами», под редакцией академика Н.Р.Палеева. Москва, 1994.
  14. Иванюшкин А.Ю. Профессиональная этика в медицине. M., 1996.

Медицинская деонтология — что это такое

Деонтология — это дисциплина, которая изучает вопросы практического применения различных аспектов профессиональной этики. Соответственно, медицинская деонтология — это свод правил и нормативов, которые являются физическим олицетворением медицинской и врачебной этики в целом и содержат свод конкретных принципов и порядка осуществления теми или иными врачами своей основной профессиональной деятельности.

Непосредственно как отдельная дисциплина медицинская деонтология возникла в 19-м веке в качестве эффективного инструмента, который бы унифицировал все негласные принципы медицинской этики, структурировал бы их в универсальные и понятные руководства для медицинских работников с учетом особенностей их точной специализации, а также иных моральных, этических и нравственных норм общества. Ключевой особенностью деонтологии является наиболее детальное рассмотрение самых распространенных во врачебной деятельности ситуаций и установление достаточно однозначных рекомендаций и инструкций, которым должны следовать медицинские работники.

В целом, одним из основных аспектов, которые рассматривает деонтология, можно назвать понятие медицинского долга и отнесение всех этических, нравственных и моральных аспектов врачебной этики именно к концепции долга врача. Таким образом, деонтологические рекомендации и принципы можно назвать прямым руководством для врачей.

Деонтология, несмотря на свою максимально материалистическую концепцию, практически не изучалась и не рассматривалась в СССР, так как Карл Маркс критиковал создателя деонтологической теории. В то же время вопросы врачебной этики и значительное количество базовых принципов деонтологии все же рассматривались в СССР достаточно широко.

Сейчас деонтология все более активно изучается в рамках российских медицинских ВУЗов и иных учреждений здравоохранения, и ознакомление с базовыми принципами деонтологии крайне актуально для всех категорий медицинских работников и даже для обслуживающего персонала больниц и прочих учреждений, ведущих свою деятельность в системе здравоохранения. Не лишним будет узнать о деонтологии и простым людям — ведь никто никогда не застрахован от посещения различных лечебных учреждений и заведений.

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье

Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

«Привыкание» пациента к кабинету и врачу

Предоставьте пациенту возможность рассказать о том, что его беспокоит – непосредственно о той проблеме, которая привела его в ваш кабинет и о возможных страхах, связанных с лечением. Задавая уточняющие вопросы, будьте максимально эмпатичны. Например: «Что вас беспокоит?», «Как вы добрались до нас? Быстро нашли?», «Утром пили горячие или холодные напитки?». Т.е. проявите вовлеченность в проблему пациента и создайте дружескую атмосферу парочкой ненавязчивых вопросов. Следите за комфортным расположением пациента в кресле, чтобы шея не затекала, голова не должна находиться между подголовником и креслом.

Тревожность человека в кресле во время осмотра и лечения снимают простые команды – «посмотрите влево/вправо/на цветы на подоконнике», «дышите глубже». Если пациент нервничает, предложите ему что-нибудь подержать, потеребить в руке: салфетку, инструмент и т.д. Это точно позволит снизить напряжение.

Перед началом лечения договоритесь об условных знаках, которыми будете пользоваться с больным, например, пациент закрывает глаза – значит, испытывает неприятные ощущения, делаем паузу. Такая договоренность придаст пациенту уверенность, что у него есть обратная связь. На протяжении всего приема/лечения обращайтесь к пациенту по имени и отчеству. Есть даже такой метод: сделать это 10 раз за прием – это очень располагает людей.

Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников

Крайне интересной является деонтология в том числе и в контексте взаимоотношения между различными категориями медицинских работников. Особые принципы деонтологии во взаимоотношениях между медработниками призваны сохранить вежливые, профессиональные и доверительные отношения в коллективе, обеспечивая при этом четкую иерархию больничной структуры и сохранение врачебного авторитета в глазах пациентов.

Поэтому любые конфликтные ситуации и споры между врачами как специалистами из числа высшего медицинского персонала не должны происходить на глазах у пациентов. Спорные ситуации должны рассматриваться коллегиально и со взаимным уважением друг к другу. Врач не должен обвинять другого врача в совершении врачебной ошибки, однако обязан указать на неточность в действиях и решениях коллеги, если таковые были замечены. При этом критика должна быть направлена не на личность другого врача, а на конкретные решения, принятые им и быть конструктивной, а не деструктивной.

Во взаимоотношениях со средним медицинским персоналом — медсестрами и фельдшерами врач должен осознавать свой статус и авторитет, независимо от возраста и стажа работы, однако не должен допускать фамильярности или какой-либо дискриминации других медработников. Контакты врача с младшим медицинским персоналом также должны происходить в уважительной обстановке, и врач не может требовать от таких работников выполнения каких-либо обязанностей за пределами их должностных инструкций.

В общении с административным персоналом врачу необходимо понимать, что он также состоит из медицинских работников, обладающих в том числе и управленческими правами и обязанностями. При этом врач обязан своевременно сообщать о любых конфликтных ситуациях и наличии потребности в определенных ресурсах, если они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ 3 ОТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ И ДРУГИМ МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Статья 16

Врач обязан
поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества. В течение
всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по
отношению к тому, кто научил его врачебному искусству. Врач обязан делать все
от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в
работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои
собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные
ассоциацией врачей. Моральная обязанность врача блюсти чистоту рядов врачебного
сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои
собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных
коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью
пациентов.

Статья 17

По отношению к
коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по
отношению к нему. Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен,
справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их
знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и
знания. Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не
административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной
компетентности. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и
неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность
коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации
коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах
и их работе в присутствии пациентов и их родственников. Врач не может
переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской
помощи коллегам и их близким родственникам — этично и гуманно.

Школы и история развития врачебной этики

Родоначальником первых принципов врачебной этики, многие из которых являются актуальными и сегодня, принято считать Гиппократа — именно он сформулировал и впервые записал базовые принципы врачебной этики, которые называются Клятвой Гиппократа. На деле же эти этические принципы применялись врачами задолго до рождения самого Гиппократа и передавались в его семействе из уст в уста. Кроме этого, сейчас существуют свидетельства указания на подобные нормы и правила и в древнеегипетском сообщества за несколько тысячелетий до времени жизни всемирно известного врача.

Значительная часть принципов, зафиксированных письменно Гиппократом, являются актуальными для врачей и по сегодняшний день. В то же время ряд его наставлений ещё в Средние Века уже считались неактуальными, и тем более не являются актуальными сейчас.

Например, крайне спорными с точки зрения современной биомедицинской этики можно назвать положения о непричинении вреда в контексте эвтаназии, а также о запрете на проведение абортов.

Не поддается сомнению и ограничение в Клятве Гиппократа на удаление почечных камней при мочекаменной болезни — во время Гиппократа эти операции проводили отдельные специалисты, в остальном не занимающиеся медицинскими манипуляциями. Крайне интересным является также тот факт, что ещё Гиппократ впервые зафиксировал недопустимость интимной близости врача и его пациентов либо близких пациентов.

Следующим этапом развития врачебной этики стало учение Парацельса, которое уделяло особое внимание принципам несения добра врачом. Парацельс настаивал на том, что врач должен быть личностью и лечить не только тело пациента, но и его душу, оказывая помощь

Именно Парацельс зафиксировал важность добрых намерений и максимальной ответственности врача при осуществлении своей профессиональной деятельности. Однако ряд концепций Парацельса впоследствии был основательно раскритикован — например, сейчас исследования отмечают нежелательность установления прочного двухстороннего эмоционального контакта врача и пациента в большинстве ситуаций

Хотя в отдельных случаях он все же может являться допустимым и даже рекомендуемым.

Третья историческая модель врачебной этики — это медицинская деонтология, сформированная в 19-м веке. Она предполагала установление максимально четких, однозначных и строгих нормативов нравственности и морали для врачей, фактически стремясь сделать каждого врача безупречным профессионалом и формализировать каждый аспект медицинской деятельности до мельчайших деталей. Преимуществом деонтологии можно назвать структурированность применения всех врачебных методик и ее практическую применимость в осуществлении врачебной деятельности. В то же время, имеет деонтология и ряд упущений — особенно в рамках моральных и нравственных ориентиров современного общества, в которых все большее значение уделяется субъективным правам человека, а не только жестким и беспристрастным объективным критериям.

Наконец, наиболее современной моделью в рамках врачебной этики считается биоэтика, которая принимает во внимание не только моральные и нравственные ориентиры врача, но ставит его на одну ступень с пациентом, требуя учитывать его права и возможности. Биоэтика рассматривает множество наиболее актуальных и не имеющих однозначного решения вопросов и предполагает необходимость наибольшего информирования пациента и его участия в процессе лечения, равно как и обязательность заботы врача о пациенте не с позиции патернализма

Заключение

Этической
основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и
милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры
являются: всесторонний и всесторонний уход за больными и облегчение их
страданий; восстановление здоровья и реабилитация; пропаганда здорового образа
жизни и профилактика заболеваний. Этический кодекс устанавливает четкие
этические ориентиры профессиональной деятельности медсестер и призван
способствовать консолидации, престижу и авторитету медсестринского дела в
обществе и развитию медсестринского дела в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector