Эксперт по кадрам минздрава края рассказала, где ищут врачей, когда их нигде нет

Содержание:

Недостатки профессии медика

Если же говорить о недостатках профессии медика, то прежде всего нужно отметить достаточно тяжелые, с точки зрения нервного напряжения, условия труда. Мало того, что больные, опасающиеся за свое здоровье, создают нервную обстановку, так еще и государство не в состоянии обеспечить медикам современное оборудование и полный комплект необходимых лекарственных средств, из-за чего медработникам приходится не только выслушивать недовольства пациентов, но и пытаться найти альтернативу отсутствующему оборудованию или лекарству.

А если прибавить к этому еще и такие недостатки данной профессии, как ненормированный рабочий день, когда приходится работать и в праздничные дни, и в выходные (и вообще, принято считать, что понятие профессия медик – понятие круглосуточное), и высокую психологическую нагрузку из-за ответственности за жизнь и здоровье больных, и необходимость оказывать помощь в зонах стихийного бедствия или «горячих точках», то становится понятно, что работа медика – это очень тяжелый труд, который может «взвалить на свои плечи» далеко не каждый.

Зачем нужна

Развернутый отзыв о работнике необходим:

  • при объявлении взысканий;
  • для награждения или объявления благодарности;
  • для перевода на вышестоящую должность;
  • при решении вопроса о присвоении квалификационной категории.

Содержание этих документов будет незначительно отличаться, в зависимости от целей подготовки и причины для отзыва.

Кроме того, официальное заключение о трудовой и общественной деятельности сотрудника могут затребовать:

  • новый работодатель для трудоустройства (если человек сам не против);
  • правоохранительные и судебные органы для получения представления о личности человека;
  • органы опеки, в случае усыновления.

Попросить предоставить оценку личных и деловых качеств работника могут и другие организации, например банки, консульства, военкомат и т. д. Рассмотрим, как написать образец характеристики на медработника.

Другие условия допуска медсестер к трудовой деятельности

Медосмотр

Кроме получения обязательной профессиональной подготовки для того, чтобы приступить к трудовой деятельности, медсестре необходимо пройти медосмотр.

В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ все медицинские работники, включая средний медперсонал, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Аналогичное требование предъявляет закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ст. 34). Своевременные медосмотры медсестер необходимы для предупреждения распространения инфекций среди населения, выявления противопоказаний к занятию медицинской деятельностью и т.д. Организация и оплата медосмотров ложатся на плечи работодателя – той медицинской организации, где трудится или планирует трудиться медсестра (ст. 212 ТК РФ).

Подробно процедура предварительных и периодических медосмотров регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

При приеме на работу и во время периодических медосмотров медсестра должна пройти следующие виды исследований:

  • клинический анализ крови;
  • клинический анализ мочи;
  • электрокардиография;
  • измерение артериального давления;
  • определение уровня общего холестерина в крови;
  • исследование уровня глюкозы;
  • флюорография или рентгенография легких;
  • измерение внутриглазного давления, начиная с 40 лет;
  • осмотр гинеколога и маммография для женщин;
  • осмотры дерматовенерога, оторинолагинголога, стоматолога, инфекциониста;
  • исследование крови на сифилис;
  • мазки на гонорею;
  • исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф (при поступлении на работу и в дальнейшем эпидпоказаниям);
  • исследования на гельминтозы (при поступлении на работу и в дальнейшем не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям);
  • мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка (при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в 6 месяцев).

Кроме того, с учетом сложной эпидемиологической обстановки в 2020 году на работодателей дополнительно возложена обязанность тестирования медработников на новую коронавирусную инфекцию.

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью

Препятствием к трудовой деятельности медсестры в сфере медицинского обслуживания несовершеннолетних является наличие неснятой судимости за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, и иные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 351.1 ТК РФ).

Допуск к работе с наркотическими и психотропными веществами

Если медсестра в процессе своей деятельности будет иметь доступ к лекарствам, содержащим наркотические и психотропные вещества, то ей также необходимо оформить допуск к работе с этими веществами.

Порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами определен постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц …». Для получения допуска руководитель медицинской организации выдает медсестре направление на медосмотр и психиатрическое освидетельствование, а также направляет запрос в органы внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, либо преступления связанные с оборотом наркотиков, а также обвинения в совершении таких преступлений.

После получения вышеперечисленных справок главврач медицинской организации издает соответствующий приказ и заключает трудовой договор с медсестрой.

Преимущества профессии врача

Прежде всего, это чувство собственной значимости основанное на реальных действиях и поступках (спасение тяжелобольных, помощь в экстренных ситуациях, посильный вклад в общее оздоровление нации и т.д.). Помимо этого, профессия медицинского работника обладает такими преимуществами, как:

  • востребованность — независимо ни от чего врачи всегда были и будут нужны (особенно хорошие врачи);
  • почет и уважение — как бы ни ругали в обществе «людей в белых халатах», их нелегкий труд невольно вызывает почитание;
  • большие возможности для карьерного роста — правда, для этого придется трудно и упорно трудиться;
  • возможность добиться финансового благополучия — помимо заработной платы (которая, чего уж греха таить, не слишком высока) можно оказывать услуги частным образом или работать одновременно в нескольких медицинских учреждениях .

НМО и система допуска к практической деятельности в развитых странах

В 2013 г. Комиссия по здравоохранению стран ЕС и постоянно действующая Комиссия ассоциации европейских врачей (Standing Committee of European Doctors – CPME) провели исследование по вопросам НМО и опубликовали доклад: «О состоянии НМО в странах ЕС». Всего в исследовании приняла участие 31 страна. Из этого исследования следует. 

В части обязательности НМО: во всех странах НМО – этическое обязательство врачей и в большинстве стран (65%) участие в НМО обязательно и регламентируется национальным законом. В 56% стран правительством или Минздравом установлено обязательное минимальное число часов – кредитов. За 5 лет необходимо накопить не менее 250 ч, из них 50 ч ежегодно.

В части мотивации к НМО: в 55% стран участие в НМО обязательно для релицензирования и ререгистрации, т.е. для допуска к профессиональной деятельности.

В части формирования политики НМО: в большинстве стран (56%) ее определяют профессиональные организации, в том числе научные общества по специальностям. Они разрабатывают политику, контролируют и накладывают на врачей санкции в случае невыполнения требований по участию НМО. Контроль участия врачей в НМО: в 53% стран осуществляют профессиональные организации с регулирующими функциями, в 27% стран – профессиональные организации и научные общества, в 20% стран – министерства здравоохранения.

В части предоставления образовательных мероприятий: в подавляющем большинстве стран это делают профессиональные организации врачей, научные общества по специальностям, медицинские вузы, частные компании. При этом в большинстве стран (90%) обязательно оценивается качество самих материалов и мероприятий НМО, а НЕ качество поставщиков образовательных услуг. Эта оценка проводится профессиональной организацией с регулирующими функциями, профессиональной организацией, министерством здравоохранения, вузами. Более 80% стран отметили, что за эту процедуру взимается взнос.

Мероприятия, которые включаются в НМО, в порядке убывания частоты предоставления: конференции, семинары, разборы клинических случаев, электронное обучение, аудиторные занятия, симуляционные курсы, обучение в клинических условиях, научные исследования, самообучение (чтение журналов, руководств и др.), мероприятия от работодателей, клинический аудит, изучение видеоматериалов, оценка коллегами.

Финансирование НМО: во всех странах около 50% стоимости образовательных услуг оплачивают медицинские или фармацевтические производители, но с обязательным соблюдением этических требований. Соблюдение этих требований должны проверяться при оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов. Остальные 50% оплачиваются примерно в равных долях или самим врачом, или его работодателем.

Тенденции в развитии НМО в развитых странах: гармонизация требований к НМО между странами, использование дистанционных технологий, акцент на безопасности пациентов и умении общаться с пациентами. В некоторых странах для оценки качества процесса повышения квалификации врачу необходимо не только доказать, что он участвовал в специально отобранных образовательных мероприятиях и самостоятельно обучался с использованием одобренных материалов, но и улучшил результаты своей клинической практики.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  •  Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Смелость

Некоторые сочтут присутствие этого качества излишним. Но если поразмышлять, именно смелость позволяет врачу заходить в палату к больным с серьезными инфекционными заболеваниями. Кто, как не врач, будет лечить тех, кого настигла эпидемия. Лучшие врачи, которые оставили свой след в мировой истории и медицине, часто умирали, заражаясь от пациентов.

Более того, нужно иметь смелость, чтобы не только быстро принимать решения, но и впоследствии брать на себя ответственность. Часто, например, во время операции, у доктора нет времени на дополнительные исследования и разбор возможных вариантов решения проблемы. Действовать нужно здесь и сейчас. Так поступит только смельчак.

Идейность

Есть ли что-то дороже человеческой жизни? Сколько нужно заплатить, чтобы купить жизнь? Осознание того, что жизнь каждого человека – это прекрасное сокровище, позволяет увидеть, как именно к этому чуду относиться. Наверное, именно поэтому на многих форумах о том, какими качествами должен обладать врач, так часто говорят про идейность.

Стать врачом — не должно быть решением родителей. Это ни в коем случае не семейный бизнес, не привычка и, тем более, не возможность заработать большие деньги. Стать хорошим врачом – это призвание. Меркантильный и мелочный человек никогда не сможет проявить ту самоотверженность, которая необходима для достижения поставленных целей.

Как написать и что указать

Прежде всего обратим внимание, что на законодательном уровне форма этого документа не утверждена, поэтому решая вопрос, как написать характеристику медработнику, приходится опираться на собственный опыт и формы, которые приняты в каждом конкретном учреждении. В зависимости от причины составления, сведения, указанные в ней, могут различаться

Характеристика специалиста медработника для органов опеки и попечительства по форме совпадает с заключением для правоохранительных органов, но акцент в этих документах будет сделан на разные моральные и деловые качества работника.

Отличительной особенностью медиков (в целях подготовки характеризующих их материалов) является:

  • сохранение врачебной тайны и нераспространение каких-либо персональных данных о своих пациентах;
  • ровное отношение ко всем пациентам вне зависимости от их имущественного положения и социального статуса;
  • высокие риски получить вред собственному здоровью (нападения, инфекции и т. д.);
  • очень высокая толерантность к фрустрациям (оскорбления, смерть пациентов, особый режим работы, вредность, интенсивность и т. д.);
  • законопослушность и готовность к урегулированию конфликтов своих интересов с интересами пациентов, в том числе при проведении научных исследований и пр.

Трудовые обязанности старшей и главной медсестры

Отдельно остановимся на трудовых обязанностях старшей и главной медсестры, от которых зависит слаженная и эффективная работа всего отделения и качество оказанной пациентам медпомощи. Они, помимо сугубо медицинских, включают в себя значительную часть организационных и руководящих функций.

Старшая и главная медсестра государственных и муниципальных учреждений здравоохранения входит в категорию «должностных лиц». Согласно статье 345 УК РФ должностным лицом считается лицо осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях. Это играет значительную роль при квалификации многих уголовных преступлений, например халатности (ст. 293 УК РФ).

Старшая медсестра

Основная задача старшей медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» – это организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации. Именно она несет ответственность за своевременное получение, правильное хранение, безошибочный учет лекарств и медизделий; анализирует, насколько обеспечена медорганизация необходимыми ресурсами, и распределяет их; контролирует правильную эксплуатацию медизделий младшим и средним медперсоналом.

Помимо этого на старшую медсестру возложены:

  1. Ведение, учет и хранение медицинской документации, включая электронную; создание условий для сестринского ухода за пациентами, для проведения дезинфекции, уборки в помещениях, сбора и утилизации медицинских отходов, сбора и хранения биологического материала для исследований, питания пациентов.
  2. Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации – составление графика дежурств, инструктаж персонала, контроль деятельности персонала и соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм.

Главная медсестра

В задачи главной медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» входит управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации, а именно:

  1. Планирование деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (планирование кадрового состава, мероприятий по профессиональному развитию среднего и младшего персонала, их деятельности, ресурсного обеспечения).
  2. Организация деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (расстановка персонала, обеспечение условий труда и выполнения требований охраны труда, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости и травматизации персонала, внедрение инноваций, контроль за обучением, разработка локальных нормативных актов, формирование отчета о деятельности, поддержание корпоративной культуры).
  3. Организация ресурсного обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (анализ текущего ресурсного обеспечения, принятие управленченческих решений по вопросам материально-технического обеспечения, получение, хранение и учет медизделий, лекарств, дезсредств).
  4. Контроль деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации (контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, за деятельностью младшего и среднего медперсонала, правил хранения, учета и отпуска лекарств, включая наркотические и психотропные, правил внутреннего трудового распорядка, контроль ведения медицинской документации персоналом).

Медицинские специальности

Однако с развитием медицины начали появляться смежные профессии, поэтому сегодня мы четко знаем, к какому врачу обращаться при определенных обстоятельствах.

Посмотрите, как много докторов в наше время стоят на страже нашего хорошего самочувствия:

  • к травматологу мы спешим, когда нас кусают собаки или мы поучаем сильные ушибы, порезы, ожоги или переломы;
  • в проктологе нуждаемся, если возникают проблемы с задним проходом и прямой кишкой;
  • нефролог выявит причины заболевания почек и поможет их вылечить;
  • без отоларинголога не обойтись, если присутствуют сбои в работе слуховой системы;
  • при наличии подозрительных опухолей нам понадобится консультация онколога;
  • те, у кого не в порядке сердечно-сосудистая система, знают, что нужно безотлагательно нанести визит кардиологу;
  • ели у человека начинает портиться зрение, он обращается к офтальмологу;
  • в случае проблемы с мочеполовой системой женщины идут к гинекологу, а мужчины — к урологу.

Этот список можно продолжать очень долго.

Твердость

Задумывались ли вы, насколько есть много вещей, которых мы боимся в отношении своего лечения? Даже когда приводится тысяча и один аргумент, человек испытывает холодящий душу страх. Многим страшно использовать новый тип лечения. Другие боятся хирургического вмешательства. Третьи просто наотрез отказываются от госпитализации. Так, многие боятся стоматологов настолько, что этому страху даже придумали название – дентофобия.

Твердость – это качество врача, которое позволит не только не идти на поводу у своих пациентов. Проявляя твердость, доктор сможет привести наиболее актуальные и сильные аргументы. Это качество позволит убедить человека принять тот или иной метод лечения. Часто твердость врача спасает жизнь пациента.

Коммуникабельность

Согласитесь, что социофоб доктором не может быть. И на это есть ряд причин. Лучшие врачи всегда знают, что и кому сказать. Более того, они стараются подбирать нужные слова.

Да, им нужно быть твердыми, но твердость и грубость – это не одно и то же. Настоящий доктор любую информацию преподнесет так, что вам захочется к ней прислушаться. Он приведет такую аргументацию, что противостоять его доводам будет действительно сложно. И это все при том, что он выслушает все ваши жалобы. Он прислушается к каждому вашему симптому. Если доктор не умеет слушать и общаться, его нельзя назвать хорошим специалистом.

Проблемы в медицинском образовании и риски, связанные с изменениями в медицинском образовании

1. Несовершенство системы подготовки и повышения квалификации врачей в РФ приводит к снижению качества медицинской помощи пациентам.

2. Профессиональные стандарты, в соответствии с которыми должны быть сформированы все остальные нормативные документы, регулирующие кадровую политику и медицинское образование, пока практически не разработаны. Эту работу необходимо ускорить и проводить совместно с работодателями и профессиональными НКО.

3. Отмена обязательного обучения в интернатуре и ординатуре для врачей первичного звена может привести к существенному снижению качества медицинской помощи в первичном звене. В этой связи необходимо принять меры по усиленной практической подготовке студентов старших курсов в медицинских вузах, а работодателям предусмотреть меры, направленные на повышение квалификации молодых врачей и внедрить институт наставничества.

4. Внедрение системы НМО может быть затруднено в связи с отсутствием выделенного времени у медицинских работников для повышения квалификации, с дефицитом средств у работодателей (нет защищенной статьи расходов), а также с недостатком мотивационных механизмов у работодателей для обучения врачей.

Для нивелирования возможных рисков и решения возникающих проблем необходимо учесть приведенные ниже рекомендации, которые были обсуждены на VI международной конференции «РОСМЕДОБР–2015. Инновационные обучающие технологии в медицине» с участием представителей большинства всех профессиональных медицинских обществ и вузов.

Не они к нам, а мы к ним

– Где брать врачей, когда их нет?

– Здесь надо проводить аналитику (и наверняка она проводится) сколько остается молодых врачей в Алтайском крае, сколько уезжает в другие регионы. И не надо ждать, пока они найдут себе работу, к тому же не в нашем регионе. Надо выходить к ним с предложениями. Причем не к массе студентов, а к студенту. Индивидуально.

Необходимо приходить в медицинский университет и говорить, что мы готовы сопровождать в профессиональном развитии, готовы рассказать о себе. И это нужно делать курса с третьего, когда они начинают определяться где хотят работать.

Будет хорошо, даже если останется небольшой процент выпускников. Уезжает много. Это тренд поколения. Для молодежи сегодня переезд – это нормально. Ребята думают прежде всего о себе, о своей жизни, развитии

И важно показать возможности: что вы приобретете, оставаясь на Алтае

– А что они приобретут? Как вы будете убеждать выпускника медвуза, который собрался, предположим, в Москву, что надо остаться здесь, на Алтае?

– Я бы говорила, прежде всего, про практический опыт, которого у выпускников вуза нет. И есть смысл поработать в Алтайском крае, хорошо себя зарекомендовать как врача, чтобы твоя ценность как профессионала в разы выросла, и можно делать карьеру дальше.

Да, задача непростая. Наслаивается специфика поколения, которое очень мобильно. Их дом – вся Россия. И если молодой специалист сочтет, что в том месте ему нравится больше, то он поедет, поработает и решит, возвращаться или нет.

Поэтому надо быть готовыми к тому, что даже если он у нас отработает пять лет, что тоже хорошо, он все равно поедет и попробует себя, например, в Москве. Но многие возвращаются, потому что не всем там нравится.

Бывает, что молодые специалисты, придя на работу куда-либо, увольняются, даже не проработав год

Важно помогать адаптироваться в коллективе, в профессии, это влияет на текучесть персонала

Мы инициировали новый метод сбора информации от сотрудников, которые уволились. Каждому уволенному мы предлагаем  заполнить анкету, где указаны причины увольнения. Есть пул причин на выбор, но можно дописать и свою. Я понимаю, изучив эту анкету, когда человек устроился, сколько он отработал и по какой причине решил уйти. Также понятно, ушел он в никуда или нашел работу. 

При определенных условиях я могу позвонить человеку и выяснить причины подробнее, если мне это важно. Такой статистики раньше не было

Мы объясняли главным врачам и специалистам по кадрам, зачем это надо. 

К концу года уже можно будет сделать аналитику причин увольнения. И, поверьте мне, там не только зарплата. Есть и условия труда, и отношения в коллективе, и, например, «неудобно добираться до работы».

– Кадровики на местах оказывают сопротивление?

– Выходить из зоны комфорта людям тяжело. А мы инициируем вещи, которые лишают людей привычного рабочего процесса, уютного состояния, а котором они прибывали. Но надо отдать им должное, они делают тоже очень большую работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector