Право собственности на земельный участок: основания возникновения, признание

Основания и процедура отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности

Право владения земельным участком может прекращаться в таких случаях:

  • при передаче земельного участка другим лицам;
  • если собственник сам отказывается от права владения;
  • взыскание участка за долги собственника;
  • земля использовалась не по назначению;
  • при эксплуатации участка с нарушением законодательства;
  • временное изъятие земли на время стихийных бедствий, эпидемий с целью защиты интересов граждан;
  • отнятие участка в интересах государства или муниципалитета;
  • национализация земель;
  • конфискация;
  • отчуждение участка, если по закону он не может принадлежать этому человеку.

В том случае, когда собственник добровольно отказывается от земли, он должен оформить соответствующие документы у нотариуса. А также владелец имеет право подарить, продать, завещать своё имущество.

Если принимается решение о конфискации земли, то она забирается безвозмездно по решению суда. Но такое отчуждение применяют как наказание за тяжёлые преступления.

При временном изъятии участка его владельцу выдают соответствующий документ и выплачивают размер возможного убытка, а когда заканчиваются обстоятельства, на основании которых землю забрали, собственник может получить её обратно.

Когда участок забирают в интересах государства или муниципалитета, то владельца за год до события письменно уведомляют о нём, выплачивают стоимость участка или предоставляют равноценный в другом месте.

Если земля забирается за долги, то нужно получить соответствующее решение суда, произвести опись и оценку участка. Потом он продаётся на аукционе, гасятся долговые обязательства, а разница отдаётся владельцу.

Земельный участок могут забрать, если его использовали не по назначению или с нарушениями законодательства. В этом случае, владельца должны письменно уведомить о таком решении. Если он с ним согласен, то землю продают с торгов. В другом случае обращаться надо в суд.

При отчуждении участка, если он не может принадлежать этому человеку, то такое решение принимает суд.

Национализация может осуществляться двумя путями: как безвозмездное изъятие или полный, либо частичный выкуп.

Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки

Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством. Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу. Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.

Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, а также в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством .

Таким образом, право собственности на земельный участок может прекращаться либо на основании добровольного волеизъявления собственника, либо в силу принудительного изъятия земельного участка по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Необходимо при этом отметить, что Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Пункт 2 ст. 235 ГК РФ также устанавливает, что принудительное изъятие у собственника имущества возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

По критерию волеизъявления правообладателей земельных участков все основания прекращения нрава собственности и других прав на земельные участки можно подразделить на добровольные и принудительные (не связанные с волеизъявлением собственника).

К добровольным основаниям прекращения прав на земельные участки относятся следующие основания:

  • – отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам путем совершения сделок отчуждения, предусмотренных ГК РФ, – купли-продажи, мены, дарения, ренты с учетом предусмотренных земельным законодательством особенностей и ограничений их оборотоспособности;
  • – отказ собственника от права собственности на земельный участок. В ЗК РФ предусмотрен также и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

Принудительные основания прекращения прав на земельные участки перечислены в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Их можно подразделить на две группы:

  • 1) не связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков;
  • 2) связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков, которые, по существу, являются санкциями за совершенные земельные правонарушения.

Первая группа включает следующие основания из предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ:

  • – обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ);
  • – отчуждение земельных участков, которые в силу закона не могут принадлежать данному лицу;
  • – изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
  • – реквизиция земельных участков.

Ко второй группе относятся следующие основания:

  • – конфискация;
  • – принудительное прекращение прав на земельный участок за ненадлежащее использование земельного участка.

Порядок прекращения прав на земельные участки но отдельным основаниям рассматриваются в следующих параграфах.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

  • право частной собственности граждан (физических лиц);
  • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

  1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
  2. приобретательная давность;
  3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

  • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
  • прекращении деятельности юридического лица;
  • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
  • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

  1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
  2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
  3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
  4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
  5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
  6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
  7. национализации земель;
  8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

  1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
  2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

  • своевременно платить земельный налог,
  • осуществлять мероприятия по охране земель,
  • соблюдать требования градостроительных регламентов,
  • своевременно приступать к использованию земельного участка,
  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

КС РФ: если собственность на землю не разграничена, участок нельзя приобрести по давности владения

Стать собственником земельного участка в силу приобретательной давности не получится, если он находится в публичной собственности. Это касается в том числе земли, государственная собственность на которую не разграничена. Даже если участок не стоит на кадастровом учете и пустует, это не значит, что публичный собственник отказался от него. К таким выводам пришел КС РФ в недавнем определении.

В июне 1990 года гражданин Г. получил земельный участок площадью 6 соток под строительство жилого дома. Границы участка не были определены.

Со временем гражданин Г. построил на нем дом и огородил участок большей площади – около 12 соток. В огороженную территорию вошли его собственный участок и земли, находившиеся в муниципальной собственности. На кадастровом учете участок не стоял.

В 2005 году суд признал право собственности на построенный на участке дом за сыном гражданина Г.

Суть пора

Через несколько лет сын гражданина Г. обратился в суд с требованием признать за ним право собственности на весь огороженный участок.

Суды отказали в иске. Они пришли к выводу, что приобрести право собственности по давности владения можно только в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности. Иные земельные участки не следует считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются либо государственной, либо муниципальной собственностью. Добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 года недостаточно для признания права собственности в соответствии со ст. 234 ГК РФ, поскольку сам по себе факт владения земельным участком не порождает право собственности на него.

Тогда сын гражданина Г. обратился в КС РФ. Он считал, что абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ противоречит Конституции РФ в той мере, в какой он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет приобрести в порядке приобретательной давности земельные участки, относящиеся к собственности муниципального образования.

Позиция ВС РФ

КС РФ не принял жалобу к рассмотрению, однако дал несколько разъяснений.

Одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом является добросовестность. Добросовестность давностного владельца предполагает, что его владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями.

П. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ закрепляют презумпцию государственной собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В условиях такой презумпции и большого количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означают, что публичное образование отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности. Отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Определение КС РФ от 11.02.2021 № 186-О

10.02.2021 697

Земля и недвижимость

В законе появилось новое основание для изъятия практически любой недвижимости — реализация проекта комплексного развития территории. Причем узнать об этом…

Подробнее

03.12.2020

416

Земля и недвижимость

Даже если давностный владелец знал об отсутствии оснований возникновения у него права собственности, он все равно может получить право собственности…

Подробнее

Теги: давность владенияземельный участокземляКС РФприобретательная давностьпубличная собственностьшортрид

Передача по наследству

Основанием возникновения права собственности на земельный участок выступает свидетельство о наследстве. Земля может переходить другим лицам на основании данных, прописанных в завещании, а при его отсутствии предоставляется участок прямым наследникам.

Для получения земли таким способом человек должен принять наследство. В него входят не только ценности, принадлежащие умершему человеку, но и его долги, которые должны погашаться наследником в пределах полученного имущества.

Такая сделка является односторонней, но для ее регистрации приходится пользоваться услугами нотариуса.

Сервитут

Этот вид права означает возможность использования чужой земли в течение определенного периода времени. Сервитут применяется лишь в исключительных случаях, среди которых можно выделить:

  • установка или использование линий электропередач, трубопроводов или других систем;
  • перемещение через чужую территорию;
  • мелиорация или прокладка систем водоснабжения.

Также к этому списку относятся все виды работ, которые невозможно провести без использования такого вида права на земельный участок как сервитут. При этом сервитут подразделяется на несколько типов: частный и публичный. Использование частного сервитута регулируется Гражданским кодексом. Его применение возможно по доровольному согласию между владельцем земли и тем человеком, который требует установки сервитута. Если же договориться добровольно не получается, то возможно разбирательство в суде и принудительное решение спора.

По каким основаниям можно требовать признания права собственности на земельный участок

Вы можете требовать признания права собственности на земельный участок в тех же случаях, в которых признается право на иной объект недвижимости. Например, его можно признать, если право собственности на участок возникло в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Однако учтите, что вы не можете на этом основании признать право собственности на публичный земельный участок, поскольку земельное законодательство не предусматривает такой возможности.

При предъявлении иска о признании права собственности удостоверьтесь, что участок может находиться в частной собственности, то есть не отнесен к землям, изъятым из оборота, или по общему правилу – ограниченным в обороте (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Также рекомендуем убедиться в том, что участок существует, не является частью другого участка. Иначе не будет оснований удовлетворить ваше требование.

Принудительные причины

Дополнительно имеются возможности для лишения человека права собственности в отношении какого-либо участка принудительным способом. Наиболее часто это происходит в ситуации, когда:

  1. У гражданина имеется много долгов, поэтому в отношении него открыто исполнительное производство. Это приводит к наложению ареста на его имущество, после чего оно продается на торгах.
  2. Необходимость в проведении реквизиции, которая используется, если происходят стихийные бедствия или аварии, а это действие предназначено для защиты людей и страны в целом. Данный процесс предполагает уплату выкупной цены, но при этом не требуется получение разрешения от владельца участка на отчуждение.
  3. Использование земли не по ее назначению, а с нарушением условий законодательства.
  4. Национализация. Она предполагает, что земли, принадлежащие частным лицам или компаниям, переходят государству на основании определенных законов. Для этого предлагается компенсация стоимости объекта, но проводится процесс без предварительного получения согласия на него со стороны собственников.

Если при принудительном изъятии земли государством владелец не согласен с этим решением, то государственные органы могут подать иск в суд.

Таким образом, существует много оснований, используемых для возникновения прав у граждан или фирм в отношении разных участков земли. Права могут быть разными, так как некоторые представлены правом собственности, а другие — правом бессрочного владения. Любая сделка должна правильно оформляться. Также существуют определенные основания, позволяющие лишить человека его прав. Это может осуществляться добровольно или принудительно.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Как переходят земли государству?

Государство может оформлять разные территории в собственность, для чего должны иметься основания возникновения прав на земельные участки. Способы, используемые для этого, могут значительно отличаться:

  • выпуск законов, позволяющих государству изымать разные участки для собственных целей;
  • процесс, на основании которого разграничивается государственная собственность на территории;
  • использование гражданско-правовых причин;
  • передача субъектам РФ территорий безвозмездно для разных целей.

Государство может изымать участки даже у частных владельцев, для чего используются веские и официальные основания возникновения прав на земельные участки. Статья 17 совместно со ст. 18 ЗК указывает на правильную последовательность действий со стороны государственных органов для совершения этого процесса.

Иные вещные права на землю

Ст. 216 Граж­дан­ско­го Кодек­са опре­де­ля­ет вещ­ные пра­ва граж­дан и юри­ди­че­ских лиц, кото­рые не явля­ют­ся соб­ствен­ни­ка­ми. Из них мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие поня­тия и виды прав на зем­лю:

  • ПНВ (пожиз­нен­но насле­ду­е­мое вла­де­ние), на осно­ва­нии ст. 265 ГК РФ;
  • бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние земель­ны­ми участ­ка­ми (ст. 268 ГК РФ);
  • огра­ни­чен­ное пра­во исполь­зо­ва­ния чужо­го ЗУ (серви­тут);
  • пра­во хозяй­ствен­но­го или опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния: закреп­ля­ет­ся за госу­дар­ствен­ны­ми, уни­тар­ны­ми, казен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и учре­жде­ни­я­ми (ст. 294 и ст. 296 ГК РФ соот­вет­ствен­но).

Рас­смот­рим подроб­нее виды пра­ва поль­зо­ва­ния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector