Какая предусмотрена ответственность ликвидатора при ликвидации ооо

Основные права и обязанности

Правомочная передача власти в ликвидируемых хозяйствах происходит в порядке, утвержденном российским законодательством.

Состоит из следующего:

  • решение учредителей завершить деятельность производства;
  • фиксирование на собрании в протоколе;
  • передача информации в госорганы;
  • переход права руководства от гендиректора к назначенному должностному лицу в качестве ликвидатора.

На него возлагаются обязанности управлять делами предприятия, кроме тех, которые закрепил закон и устав фирмы для учредителей и участников. Он может участвовать в составлении промежуточного, ликвидационного балансов, а утвердить не имеет прав, они принадлежат владельцам. Денежные средства, оставшиеся на счетах или образованные после реализации материальных ценностей, используют для расчётов с сотрудниками по зарплате и кредиторами.

Ответственный за ведение дел по завершению ликвидации обязан:

  • информировать с помощью СМИ о процессе;
  • сообщить сотрудникам об увольнении, разъяснить причину;
  • разработать план ликвидационных мероприятий;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • организовать процедуру взысканий, оплаты долгов, пока не составлен ликвидационный баланс;
  • через арбитраж осуществить процедуру по банкротству, если выявлены признаки для инициации;
  • предоставить необходимые отчеты в ФНС;
  • получить свидетельство, в котором утверждается, что юрлицо прекратило существовать в данном статусе.

В обязанность представителя подобного уровня включен контроль над соблюдением в ходе ликвидационной процедуры трудовых, гражданских, административных, утвержденных законодательством РФ нормативных актов.

СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М при ликвидации организации: как подготовить и сдать

В ст. 17 закона № 27-ФЗ предусмотрены следующие штрафные санкции касательно работодателя:

  1. За опоздание со сдачей отчета СЗВ-СТАЖ, а также недостоверные сведения придется заплатить 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
  2. За предоставление отчетности на бумаге, вместо электронного формата, страхователю выпишут штраф в размере 1 000 руб.

Если нарушен закон в части своевременной выдачи при увольнении застрахованному лицу копии формы, то будет применена статья по административному правонарушению (п. 1 ст. 5.27 КоАП). Для должностных лиц санкция составит от 1 000 до 5 000 руб., для работодателя ‒ от 30 000 до 50 000 руб.

Форма СЗВ-СТАЖ и Порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

Сведения могут быть заполнены чернилами, шариковой ручкой печатными буквами или при помощи компьютера без помарок и исправлений. Цвет для заполнения можно использовать любой, кроме красного и зеленого.

Помимо сведений о страхователе, в справке СЗВ-СТАЖ необходимо заполнить информацию о периодах работы у страхователя увольняющегося работника.

Обращаем внимание, что заполнять графу 14 «Сведения об увольнении застрахованного лица» в справке увольняющегося работника не нужно. Ставить символ «X» в графе нужно, только если работник увольняется 31 декабря (п.2.3.36 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ)

Если работник увольняется не по причине ухода на пенсию, заполнять разделы 4 и 5 формы СЗВ-СТАЖ не следует (п.2.4 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ).

На странице приведен образец заполнения СЗВ-СТАЖ при увольнении работника по причинам, не связанным с уходом на пенсию.

В 2017 году законодатель ввел еще один вид отчетности, по которому государственные органы проводят мониторинг стажа работников. Форма СЗВ-СТАЖ позволяет консолидировать наиболее важные параметры, которые влияют на размер пенсионных выплат.

Подавляющее большинство российских предприятий уже изучают особенности отработки формы. Сдавать СЗВ за 2017 год необходимо до истечения 1 квартала 2018 года за 2017 год, соответственно. А вот некоторым компаниям придется отчитаться по форме в ближайшее время, например, если проводятся ликвидационные мероприятия.

В отчет, который подготавливается сотрудниками бухгалтерии, необходимо включать сведения по всем работникам, которые числятся в компании. К таким гражданам относятся сотрудники, которые работали на условиях трудовых контактов или гражданско-правовых договоров. В сведениях для пенсионного фонда должны быть указаны данные по стажу по уволенным в течение 2017г года сотрудникам. Если в состав ликвидационной комиссии привлекаются дополнительные сотрудники, необходимо указать данные и по ним.

По закрывающимся предприятиям необходимо отчитаться не позднее одного месяца с даты подписания завершающего баланса. Если игнорировать требование законодателя о необходимости представления, можно получить штраф. Размер санкции исчисляется соизмеримо количеству сотрудников, по которым не предоставлены сведения – по 500 рублей за каждого. Обычно форма отчета находится в составе прикладного программного обеспечения, которым пользуется бухгалтерия. Так что проблем со сдачей обычно возникает.

Кто может быть ликвидатором?

Законодательство обходит стороной вопрос о том, кто может являться ликвидатором организации (либо входит в состав комиссии). Положительным моментом можно считать то, что и запретов относительно выборы кандидатуры закон не устанавливает.

Чаще всего ликвидатором становится бывший единоличный исполнительный орган фирмы (директор, гендиректор, и т.д.). Это связано с тем, что он работал в организации и имеет представление о ее деятельности. Трудовой договор с ним при назначении ликвидатором расторгается (впрочем, директора увольняют при назначении любого лица ликвидатором).

Помимо директора ликвидатором может быть кто угодно (любое дееспособное лицо). Это и представители частных фирм, оказывающих услуги по ликвидации, и один из учредителей ликвидируемой организации. Предполагается, что ликвидатор должен иметь представление о том, как проходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы ее осуществлять.

Требований к составу ликвидационной комиссии закон также не предъявляет.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Итог

  1. Ликвидация ООО проходит под руководством председателя ликвидационной комиссии или ликвидатора.
  2. Граждане, занимающиеся ликвидацией компании, должны обладать высоким уровнем правовой и экономической компетенции, ответственности.
  3. Ликвидаторы несут полную, в том числе и личную имущественную, ответственность за процесс ликвидации.
  4. Законодательство не содержит четких рамок, ограничивающих назначение ликвидаторов собранием ООО. Ликвидатор может быть также назначен судом.
  5. Полномочия ликвидатора могут быть прекращены, если он некомпетентен, сам изъявил такое желание либо умышленно вредит компании в процессе ликвидации. Единственный учредитель может выступать в роли ликвидатора своего ООО.

Обязанности, ответственность и компетенция ликвидатора

Назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) не должно носить случайный характер, поскольку именно на него возлагается полная ответственность за проведение ликвидационных процедур. От ликвидатора требуются прежде всего высокий уровень правовой грамотности, компетентность в делах ликвидируемой фирмы, развитые коммуникативные навыки для общения с представителями контролирующих органов, должниками фирмы, сотрудниками. После начала ликвидации к нему переходят все управленческие права, кроме закрепленных за учредителем и участниками. Ему нет необходимости при этом оформлять доверенность от ООО.

Каков порядок назначения ликвидатором директора — единственного учредителя ООО?

Ликвидатор, приступая к своим обязанностям, должен действовать в интересах компании (ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кто может быть назначен ликвидатором ООО?

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Какая ответственность ликвидатора общества с ограниченной ответственностью?

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом. Если прекращающая работу фирма имеет явные признаки банкротства, но соответствующая процедура ответственным лицом не запущена, ликвидатор может отвечать перед кредиторами своим имуществом (ФЗ №129, ГК РФ, ст. 399).

Ликвидатор, который своими действиями нанес убытки заинтересованным лицам (например, не включил кредитора и задолженность перед ним в промежуточный баланс), может также отвечать за это своим имуществом, как и члены одноименной комиссии – равными долями (ГК РФ, ст. 53.1, 64.1). Умышленное сокрытие информации, имущества компании, уничтожение значимых для компании документов или их подделка ликвидаторами наказывается уже по УК РФ (ст. 195).

К сведению! Ликвидация фирмы может носить добровольный и принудительный характер. Кому конкретно быть ликвидатором, во многом зависит от вида ликвидации.

Другой комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Ответственность

Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.

Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.

И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.

Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.

За первое полугодие 2020 года (по данным ФНС), в России, в связи с ликвидацией, прекратили свою деятельность 969,9 тыс. юрлиц.

Прекращение деятельности юридического лица по желанию участников обязательно сопровождается назначением Ликвидатора или ликвидационной комиссии, которые выполняют функции органа управления компании на протяжении процесса ее ликвидации. Назначается Ликвидатор общим собранием, а полномочия и ответственность Ликвидатора при ликвидации общества, устанавливаются законодательством.

При назначении Ликвидатора, обязательно учитывается квалификация претендента в сфере бухгалтерского учета и налогового права. Чаще всего на должность Ликвидатора приглашают главных бухгалтеров, имеющих опыт практической работы в данной отрасли.

При этом оплата за выполнение работы по ликвидации общества предлагается довольно низкая (от 10 до 50 тыс. руб.), что абсолютно не соответствует той ответственности, которую несет Ликвидатор. Но многие бухгалтера соглашаясь быть Ликвидатором, не задумываются о возможных последствиях.

Итак, рассмотрим кто такой Ликвидатор, его права и обязанности:

После принятия решения о прекращении деятельности юридического лица и выбора Ликвидатора, последний получает все полномочия по управлению.

Ликвидатор выполняет все функции исполнительного органа компании. Помимо обычных полномочий, включающих право на ведение судебных дел и представительство интересов компании при выездной проверке налоговыми органами, на Ликвидатора возложены специальные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения установленной процедуры:

  • Сдать бланк Р15001 в течение 3 дней с момента утверждения;
  • Опубликовать сообщение в СМИ о прекращении функционирования Общества;
  • Провести все возможные мероприятия, направленные на выявление кредиторов и письменно сообщить им о закрытии фирмы;
  • Предпринять меры для погашения дебиторской задолженности;
  • Подготовить и сдать промежуточный ликвидационный баланс;
  • Письменно сообщить о начале процедуры работникам компании;
  • Продать имущество при нехватке денежных средств на погашение долгов;
  • Принять меры к возбуждению дела о банкротстве при обнаружении признаков несостоятельности;
  • Передать оставшееся имущество участникам;
  • Передать в архив документы, подлежащие дальнейшему хранению (например, кадровые);
  • Подготовить и сдать итоговый ликвидационный баланс с формой Р16001.

Только после исключения компании из ЕГРЮЛ работа Ликвидатора фактически заканчивается, однако претензии к нему могут быть предъявлены до истечения сроков давности по соответствующим спорам.

Согласно закону, ответственность ликвидатора наступает в следующих случаях:

— когда действия Ликвидатора привели к причинению убытков кредиторам или участникам общества. Основные нормы для этого основания — статьи 53.1 и 64.1 ГК. Они предусматривают, что к гражданской ответственности после требования учредителей или кредиторов компании привлекаются члены ликвидационной комиссии (единоличный ликвидатор) и на них возлагается обязанность возместить нанесенный имущественный ущерб.

— когда Ликвидатор обнаружил признаки несостоятельности юридического лица при составлении промежуточного баланса и не подал заявление об инициировании процедуры банкротства в арбитражный суд. В этом случае наступает субсидиарная ответственность в порядке ст. 399 ГК и ФЗ «О банкротстве». Суть субсидиарных мер заключается в том, что если собственного имущества компании не хватает для погашения долгов перед кредиторами, дополнительно по их требованию могут накладываться взыскания на личное имущество Ликвидатора.

Способы ликвидации юридического лица

В зависимости от того, ликвидируется ли юридическое лицо в добровольном либо в принудительном порядке, существует несколько вариантов  ликвидации, а именно:

  • официальная ликвидация юридического лица с подачей документов о ликвидации в государственные органы;
  • смена учредителей;
  • ликвидация посредством проведения реорганизации (например, присоединением к другому юридическому лицу);
  • ликвидация путем признания юридического лица банкротом.

Порядок действий при официальной (добровольной) ликвидации юридического лица закреплен в ст. 61 ГК РФ. Основным минусом при подобном способе ликвидации юрлица является налоговая проверка, в соответствии с положениями п. 11 ст. 89 НК РФ. Однако с учетом существующей судебной практики, подобная проверка вовсе не является обязательной (Постановление от 23.10.2007 № 17 АП-7152/2007-ГК). Однако риск проведения выездной налоговой проверки в некоторых случаях заставляет предпринимателей отказываться от подобного способа.

Смена учредителей является одним из самых легких и безопасных способов ликвидации юридического лица. Строго говоря, при смене учредителей как таковой ликвидации юридического лица не происходит. Полномочия текущего учредителя и главного бухгалтера передаются иным лицам путем подписания соответствующего договора. Такой способ ликвидации позволяет избежать выездной налоговой проверки и может быть реализован всего за 1-2 недели.

Однако при всех своих плюсах данный способ имеет ряд недостатков, к которым можно отнести:

  • юридическое лицо продолжит существовать и числиться во всех государственных реестрах и оставаться на учете в налоговой инспекции;
  • его деятельность может быть подвергнута проверке за последние три года. Кроме того, велика вероятность проведения встречной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Ликвидация посредством проведения реорганизации является более безопасным способом, чем смена учредителей. Реорганизуемое юридическое лицо вливается в состав иной организации и при этом прекращает свое существование.  При данном способе ликвидации юрлицо снимается с учёта в налоговой инспекции и иных государственных органах. В ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юрлица, одновременно с этим в реестр так же вносится запись о правопреемстве.

Реорганизация может быть обжалована в суде, например кредиторами. Однако при правильном выполнении всех установленных в законе действий реорганизацию бывает оспорить довольно трудно, что позволяет провести надежную ликвидацию компании без негативных последствий.

Ликвидация путем банкротства является наиболее сложным и неоднозначным способом. Если в процессе банкротства юридического лица будет допущена даже небольшая ошибка, это может повлечь за собой длительные судебные разбирательства, а в некоторых случаях, может стать основанием для привлечения к  уголовной ответственности.

Банкротство осуществляется путем заключения ряда гражданско-правовых договоров (аренда, купля-продажа, залог),по которым все активы юридического лица передаются иным юридическим или физическим лицам. А кредиторская задолженность и иные пассивы продолжают числиться за тем юридическим лицом, которое впоследствии будет обанкрочено. Таким образом, когда имеющегося у юридического лица имущества будет явно недостаточно для того, чтобы расплатиться по долгам, производится процедура банкротства, которая осуществляется в судебном порядке через арбитраж в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

К недостатку для  способов ликвидации юридического лица без подачи документов в государственные органы (реорганизация, смена учредителей) относится следующее обстоятельство — вероятность признания данной сделки мнимой по основаниям, установленным в ст. 170 ГК РФ.

Выбор способа ликвидации юридического лица целиком и полностью остается на усмотрении его собственника. Однако для уменьшения рисков, возможных потерь времени и денег, а в ряде случаев привлечения к уголовной ответственности, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Наши специалисты имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Информирование кредиторов о ликвидации юридического лица

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности. Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Необходимым компонентом такой работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публикация в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством для этих целей, . Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев.

Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано

Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для компании, определяются действующим законодательством. Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале “Вестник государственной регистрации”

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства. В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании. В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале “Вестник государственной регистрации”. В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены. Согласно сложившейся практике, подобные информационные сообщения направляются в форме письма с уведомлением о вручении и подписываются председателем ликвидационной комиссии.

Полномочия

Начало процедуры является основанием для отстранения руководителя от управления предприятием. Полномочия топ-менеджера передаются ликвидатору. Обязанности и ответственность также переходят от директора к новому должностному лицу.

Специалист организует сбор сведений, оценивает имущественное состояние ликвидируемого предприятия, составляет реестры требований и проводит расчеты. В законе 14-ФЗ от 08.02.98 исчерпывающий перечень задач не приводится. Парламентарии ограничились общими формулировками.

Анализ статей –, – закона 14-ФЗ, а также , , , , 64.1 ГК РФ позволяет вычленить ключевые обязанности ликвидатора:

  1. Текущее управление фирмой. Специалист контролирует исполнение сделок, принимает решение о реализации оставшейся продукции, работает с контрагентами. При этом основной задачей становится сворачивание коммерческой деятельности с наименьшими потерями.
  2. Представительство. Ликвидатор выступает в суде от имени компании, подает документы в государственные структуры, отстаивает интересы фирмы в спорах. Оформление доверенности не требуется. Упоминания о дополнительном закреплении полномочий в пункте четвертом статьи 62 ГК РФ отсутствуют.
  3. Инвентаризация. Оценка финансового состояния компании становится основным этапом. По итогам комплексного мероприятия составляются реестры дебиторов и кредиторов, формируется отчет о стоимости остатков продукции, сырья, инструментов, основных средств. Учету подлежат наличные и безналичные средства, резервные фонды, ценные бумаги, инвестиции всех типов (ст. 63 ГК РФ).
  4. Извещение налогового органа. Именно ликвидатор является заявителем при государственной регистрации. Специалист сообщает территориальной инспекции о начале процесса ликвидации, а впоследствии уведомляет об утверждении ликвидационного баланса. Соответствующим статусом должностное лицо наделяет п. 3 ст. 20 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01.
  5. Публикация сведений. В обязанности специалиста входит обнародование информации о порядке предъявления претензий к компании. В сообщениях указываются правила отправки требований, сроки их рассмотрения и проведения расчетов. Объявления размещают в «Вестнике государственной регистрации» (распоряжение ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06).
  6. Расчеты. По итогам инвентаризации и рассмотрения предъявленных требований ликвидатор формирует реестр кредиторов. Очередность удовлетворения определяется в соответствии со ст. 64 ГК РФ. Одновременно производится взыскание дебиторской задолженности. Если срок оплаты по договору с контрагентом не наступил, право требования продают по рыночной цене. Для этого заключают соглашения цессии (ст. 388 ГК РФ). В роли покупателей, обычно, выступают коллекторские агентства или иные заинтересованные лица. Если денег недостаточно, ликвидатор организует продажу имущества фирмы.

При обнаружении признаков несостоятельности специалист, ответственный за процедуру закрытия, обязан направить иск в арбитражный суд. На исполнение предписания отводится 10 дней (п. 4 ст. 63 ГК РФ, ст. 9 закона 127-ФЗ от 26.10.02). Если окончание деятельности сопровождается выездной налоговой проверкой, ликвидатор должен обеспечить взаимодействие с ревизорами.

Полномочия и ответственность

Выявление нарушений во время процедуры по завершению деятельности повлечет наказание:

  • административное в виде штрафных санкций, если не в правовом ключе проводились мероприятия;
  • субсидиарное, при выявлении новых задолженностей;
  • уголовное, когда ответственным представителем скрыты сведения о наличии материальных активов, финансовой документации.

От ликвидатора требуется:

  • соблюдать законодательные нормы;
  • грамотно оформлять бумаги;
  • тщательно проводить приемку имущества.

Ответственное отношение к обязанностям поможет закончить процедуру без угрозы наступления правовых последствий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector