Статья 14 конституции российской федерации

Толкование положений статьи 28 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 16-П от 23.11.1999г.

…Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы статьи 18 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), , 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (пункты «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско — правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п

На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А no.260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции..

Россия как светское государство

Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.

Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной)

Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.

Замечание 2

Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.

Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).

То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.

Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:

  • вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
  • возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
  • вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
  • отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.

Замечание 3

Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.

При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Русские, 1000-летняя история, многодетность, воспитание, нравственность, вера в Бога

Заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев представил свои поправки в Конституцию России.

Он указал, что в случае изменения духа Основного закона страны — а именно это и представляет преамбула — необходимо внедрить ряд назревших изменений.

«Мы, русский народ, можем наконец поговорить о духе нашего права, внести свои предложения, о чём говорил президент. И я хотел бы внести свои предложения».

1. Обязательно внести в Конституцию традиционные нравственные ценности. Исходя из того, что их сейчас нет, мы переводим тонны бумаги, тратим нервы, ювенальная юстиция лишает детей семей, мы думаем, а как нам объяснить, что содомия — это плохо… Потому что у нас этого нет в духе, значит, надо это внести — традиционные нравственные ценности.

2. В нынешней преамбуле нет слова «русский». Но это всё-таки наша земля. Мы объединены на своей земле. Напоминаю, что «русский» — это прилагательное и в XVII-XIX веках существовали русские татары, чеченцы, немцы. «Русский» должен появиться обязательно в преамбуле, хотя бы в виде русского языка.

3. Предложение, которое уже было озвучено рабочей группой, — о культуре. Культура нас объединяет. Что делает нас — от Магадана до Кишинёва, от Владивостока до Калининграда? Наша единая культура. Единый язык, единые наши понятия, нормы, мораль — культурно-ценностные понятия.

4. Внести семью как союз мужчины и женщины. И очень правильно — именно в преамбуле. У нас есть 38-я статья Конституции, где говорится, что семья находится под защитой государства. Но это уже нормы прямого действия. А в преамбуле — это дух того, что мы называем семьёй.

5. В семье главное — дети. Многодетность, преумножение семьи должно появиться в преамбуле.

6. Мы должны воспитывать наше поколение. Мы должны написать, что воспитание является обязанностью государства. Тогда концепция культуры, законы о культуре — они, наконец, раскроют смысл слова «воспитание», уйдут от смысла в виде услуги (это касается именно образования, о котором говорил президент, — нет слова «воспитание», и мы дискутируем, услуга это или нет. Как только появляется воспитание, появляется ответственность за всё: и за сериалы на ТВ, и за клипы, и за мат, и за образование).

7. Мы пишем, веру нам предки передали в добро и справедливость. Но вера, как мы знаем из этимологии, в первую очередь бывает в Бога.

И почему нам предки (судя по текущей редакции преамбулы — ред.) не передали веру в Бога? Даже если мы говорим сейчас, и в Конституции это записано, что мы светское государство, что Церковь отделена от государства… Но веру в Бога нам предки передали!

На нас всех кресты, церкви повсюду, мы носим крещёные имена, даже атеисты, — веру в Бога нам предки передали. Это должно быть в Конституции — вера в Бога, добро и справедливость.

8. У нас Российская Федерация ведёт своё правопреемство юридическое от Советского Союза — мы правопреемники во всех смыслах слова: после распада СССР Россия взяла на себя долги Союза и ядерный арсенал. Такие были условия варварского Беловежского сговора.

А к Российской Империи, тысячелетней истории Российского государства мы не имеем никакого отношения… Мы к той России с юридической точки зрения не имеем никакого отношения. Если мы в преамбулу запишем, что мы являемся историческим правопреемником не только Советского Союза, но и Российской империи, — мы восстановим свою тысячелетнюю преемственность. Это принципиально — это восстанавливает всё: наше самоуважение и понимание, что наша страна была всегда.

Мы и есть вечный русский народ, живущий на своей земле все эти времена, что, кстати, совершенно не умаляет граждан других национальностей, которые являются нашими братьями и с которыми мы вместе строили эту могучую Россию.

Церковь поддерживает идею закрепить в Конституции понятия о браке как о союзе мужчины и женщины

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р. Легойда поддержал предложение внести в Конституцию пункт о защите традиционных семейных ценностей и закрепить понятие семьи как «союза мужчины и женщины».

«Церковь всегда признавала безусловный характер естественного нравственного закона, согласно которому семья воспринимается как установленный Богом союз мужчины и женщины, о чем прямо и неоднократно говорится в Библии».

«Только союз мужчины и женщины, построенный на любви и верности, может принести подлинное счастье всем членам семьи».

Традиционное представление о браке, которое разделяют люди, проживающие во многих странах.

Представление о браке как о союзе мужчины и женщины можно найти в Конституциях таких стран, как Бразилия, Куба, Польша, Венгрия, Болгария, Латвия, Литва, Молдова, Парагвай, Колумбия, Боливия, Эквадор и др.

«Полагаю, что включение в этот список России наглядно показало бы бережное отношение многонационального российского народа к своим традиционным ценностям в условиях стремительного упадка института брака и семьи. Мы приветствуем намерение сопредседателя Рабочей группы по внесению поправок в Конституцию А.А. Клишаса рассмотреть это предложение», — заключил представитель Церкви.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя

      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство

      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации

      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание

      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации

      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура

      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление

      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения , и Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений , и Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указательА  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Когда религия может называться государственной?

Государственная религия РФ состоит из совокупности религиозных течений, которые утвердились на территории России. Согласно действующей Конституции РФ является светским государством. В стране нет специального федерального государственного органа, занимающегося контролем соблюдения законов религиозными организациями.

Если какая-то религия является государственной, то государство должно финансировать объединения, относящиеся к этой религии. Соответственно, такая позиция неизбежно будет влиять на кадровые вопросы. К примеру, государство имеет право:

  • Назначать религиозных лидеров и подтверждать статусы тех, кто были выбраны внутри организации.
  • Принимать законодательные акты о регулировании внутренней деятельности организации.
  • Привлекать лидеров религиозных объединений участвовать в государственных структурах.

Однако, если государство поддерживает какое-либо вероучение неофициально, то статус государственного оно получить не может. Хотя многие думают, что государственной религией России является православие, на самом деле это далеко не так. Основная религия, представленная в РФ — христианство (в большинстве своём православное, хотя также есть и католическое, и протестантское). Кроме того, в России широко распространён буддизм и ислам. Стоит также отметить, что значительный процент населения страны является неверующими.

Сколько в России верующих людей?

В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. Однако результаты таких опросов не всегда одинаковы. К примеру, в 2007 году к РПЦ, как она сама утверждала, относилось приблизительно 120 млн россиян. Но представители ислама с такой статистикой были несогласны и считали, что мусульмане занимают большую долю по сравнению с православными — до 49 млн. человек. Поскольку общая численность населения РФ на 2007 год составляла всего 144 млн. человек, то становится очевидным факт преувеличения как минимум одной из конфессий своей популярности.

В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности.

  • РПЦ (исповедующие православие) — 41% (58 млн человек).
  • Ислам (в т. ч. сунниты, шииты и др.) — 6,5% (9,4 млн человек).
  • Христиане (но не православные, ни католики, ни протестанты) — 4,1% (5,9 млн).
  • Православные (не принадлежащие в РПЦ и старообрядцам) — 1,5% (2,1 млн).

Значительно более низкими цифрами в процентном соотношении обозначены представители старообрядческих, буддистских, иудейских и других религиозных групп.

Православие в России

Данные всероссийского опроса показали, что православными христианами считают себя 75% жителей России, при этом всего 54% из них никогда не читали Библию. Однако следует учитывать, что человека, который посещает церковь всего несколько раз в году, используя её в качестве некой службы бытовых услуг, к примеру, для освящения кулича или воды, православным назвать можно лишь условно.

Как считают аналитики, из полученных данных соцопросов получается, что значительной части населения свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян.

Ислам в России

Ислам, как государственная религия России, существовал с 922 по 1556 год на территориях современных Татарстана, Чувашии, Самарской и Ульяновской областей. В этот период княжества христиан были в вассальной зависимости от ханств мусульман. Однако, когда Иван III и его преемники объединили русские земли, некоторые мусульманские ханства попали в зависимость от православной монархии, а некоторые аннексировало Российское государство.

В 18-19 веках к Российской империи были присоединены территории Северного Кавказа, основное население которого составляли мусульмане.

Всероссийская перепись 2002 года показала, что на территории современной России проживает около 5,5 миллиона татар, а это второе место по численности среди народов, которые живут в России. Таким образом, подавляющим большинством российских мусульман являются татары.

Видео о религии в России

Католицизм в России

Латинское христианство процветало на восточных славянских землях в ранние времена Киевской Руси. При этом в разные времена российские правители к католикам относились по-разному: одни полностью их не принимали, а другие, напротив, относились крайне благожелательно. Сегодня в российской католической общине насчитывается несколько сотен тысяч граждан.

Политика искоренения российского католичества была введена Советской властью в 20-х годах. В течение целых десяти лет католические священники преследовались, арестовывались и расстреливались новой властью. Практически всех активных прихожан репрессировали и сослали.

В 1990-х годах Католическая церковь начала свободно функционировать на территории России. Федеральной регистрационной службой в 2006 году было насчитано 230 российских католических приходов. Оценить число католиков, проживающих на территории России, в настоящее время довольно сложно, но по приблизительным оценкам 1997 года их количество составляет 200-500 тыс. человек.

Как Вы считаете, стоит ли вводить государственную религию в РФ, и какой она должна быть? Поделитесь своим мнением в .

Видео о католицизме в РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector