Особая экономическая зона

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Свободная экономическая зона: суть определения

Первое упоминание СЭЗ датируется двенадцатым веком. Подобные места впервые появились на территории современной Германии, в таких городах, как Гамбург и Бремен. Довольно интересен тот факт, что комплекс привилегий, представляющийся этими городами, сохранился до настоящего момента. В российских регионах первые экономически самостоятельные зоны появились спустя несколько лет, после распада СССР. Свободная экономическая зона является определенным территориальным участком внутри государства, где действуют финансовые, фискальные и таможенные льготы. Как правило, подобные зоны используются для создания предприятий совместно с соседними государствами и привлечения зарубежного капитала.

Создание экономически свободных зон позволяет увеличить скорость экономики страны и отдельных областей. Их использование позволяет создавать большое количество новых рабочих мест и увеличить долю иностранного капитала в бюджет страны. Развитие СЭЗ мотивирует отечественные производственные компании выпускать более качественный товар, который выходит на мировой рынок. Предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес на данной территории, получают налоговые льготы. Помимо этого, собственники бизнеса получают возможность сэкономить бюджет за счет оплаты таможенных и других пошлин по более низкой ставке.

Работа в экономических зонах позволяет не только минимизировать производственные расходы, но и привлечь высококвалифицированный персонал. Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что главной целью СЭЗ является активное развитие внутренней экономики. Также следует отметить, что наличие подобных зон на территории государства позволяет ему наладить внешние экономические связи с другими странами.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» – обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий  Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Основные определения

В литературе и информационном пространстве есть несколько созвучных терминов – «зона свободной торговли», «свободная экономическая зона», «особая экономическая зона». Все эти термины, хоть и звучат по-разному, подразумевают под собой одно и то же понятие.

Так что такое свободная экономическая зона? «Зона свободной торговли» или «свободная зона» — это наиболее знакомое всем понятие. Это то, что каждый, кто летал международными рейсами, видел в аэропортах – магазины Duty Free. По сути, это изолированное место, которое обычно располагается в портах, аэропортах или на нейтральной полосе между границами, то есть в том месте, где продажа товаров не облагается таможенными сборами.

Несмотря на то что свободные экономические зоны получили наибольшее распространение, другие виды территорий с отличным от универсального статусом не менее важны. Например, особые экономические территории, то есть территориальные образования, в которых действуют специальные (закрепленные законом) привилегии. Субъекты предпринимательской деятельности, которые функционируют в них, являются юрлицами и резидентами пользуются такими льготами.

Список СЭЗ в России

Сейчас в России насчитывается больше двух десятков работающих технопарков, производств, курортов и портов.

Промышленно-производственные, ППТ:

  • «Липецк»;
  • «Калуга»
  • «Моглино»;
  • «Алабуга»;
  • «Узловая»;
  • «Тольятти»;
  • «Титановая долина»;
  • «Лотос».

Технико-внедренческие, ТВТ:

  • «Технополис Москва»;
  • «Исток»;
  • «Иннополис»
  • «Санкт-Петербург»;
  • «Дубна»;
  • «Томск».

Туристско-рекреационные, ТРТ:

  • «Завидово»;
  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Байкальская гавань»;
  • «Курорты Северного Кавказа».

Прочие:

  • ТОСЭР «Хабаровск»;
  • ПТ «Мурманск»;
  • ПТ «Советская гавань»;
  • «Ступино Квадрат».

В Крыму с 2014 года также формально создана ОЭЗ. Интересно, что она появилась дважды: в России (которая включила территорию в свой состав по итогам референдума) и на Украине (которая считает полуостров аннексированным). Со стороны России для инвесторов предусматривается льготное налогообложение в ближайшие 25 лет, со стороны Украины — отсутствие общегосударственных налогов и сборов. Сложная политическая обстановка мешает нормальному развитию полуострова, отталкивает инвесторов и фактически делает статус ОЭЗ бесполезным. Крупный бизнес, отечественный и зарубежный, не рискует вкладывать деньги в спорную территорию, не желая оказаться под санкциями международного сообщества.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Льготы

Работа предприятий и фирм в анклавах с особым статусом, как правило, предусматривает следующие льготы:

  • специальный налоговый и инвестиционный режим;
  • существенно уменьшенные пошлины или их полное отсутствие на ввоз сырья и экспорт готовых товаров;
  • низкая плата за коммунальные услуги, доступность и простота пользования инфраструктурой;
  • отсутствие ограничений или значительные послабления для лиц с иностранным гражданством, владеющих фондами производства;
  • низкая арендная стоимость сооружений и земли;
  • достаточное количество недорогой рабочей силы;
  • минимальные требования по охране окружающей среды;
  • доступность как внутреннего, так и внешних рынков;
  • налоговая лояльность к прибыли предприятия и, зачастую отмена налога на нее в определенный период;
  • упрощение таможенных процедур.

Что это такое и поможет ли реинтегрировать Донбасс?

В бюллетене опроса, инициированного Зеленским, вторым будет вопрос о свободной экономической зоне (СЭЗ) на неподконтрольных территориях. Вопрос о СЭЗ достаточно спорный — глава делегации в ТКГ Леонид Кравчук считает его “возможным компромиссом” в переговорах. Еще в августе он говорил, что этот компромисс “допустимый” для украинской стороны. Он заявил, что еще будучи президентом в 1993 году, предлагал рассмотреть вопрос свободной экономической зоны в Луганской и Донецкой областях, однако потом “это как-то потерялось”. 

“Но это не означает, что невозможно вернуться к этому вопросу и обсудить его«, — заявлял Кравчук. 

Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Алексей Резников тогда поддержал инициативу Кравчука и заявил, что эту идею в ОПУ вынашивают уже давно. По словам Резникова, суть инициативы такова: дать точки роста, дать желание инвесторам прийти с рисковым капиталом и начать вкладывать.

Свободная экономическая зона — это часть территории Украины, на которой функционирует специальный режим экономической деятельности. На такой территории могут устанавливаться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия. Создание СЭЗ должно привлечь иностранные инвестиции, увеличить экспорт товаров и услуг, внедрить новые технологии. В целом, СЭЗ создаются для того, чтобы быстро улучшить экономическое состояние региона или страны. При этом для инвесторов подобные свободные экономические зоны могут быть интересны приближением производства к потребителю, минимизацией затрат на таможенные пошлины, использованием дешевой рабочей силы и снижением административных барьеров.

Известно, что СЭЗ и так называемые территории приоритетного развития (ТПР) уже существовали на Донбассе и в Днепропетровской области в начале нулевых. В 2005 году произошла отмена всех льгот для СЭЗ и ТПР, хоть на бумаге они до сих пор существуют. Инвесторам обещали специальные условия на протяжении 20, 30 и даже 60 лет. На этих территориях до сих пор работают предприятия, которые были созданы благодаря льготам. Руководители предприятий, которые были созданы в рамках существования СЭЗ, говорят, что такие преференции в любом формате помогли бы резко улучшить экономическую ситуацию на Донбассе.

Объяснять, что же это такое, власти взялись буквально недавно. При этом, все равно довольно размыто. Так, в Офисе президента уточнили, что СЭЗ сначала создадут на подконтрольной территории. Общими фразами объяснили, как эту инициативу планируют внедрять: это привлечение на Донбасс “ведущих компаний”, подкормка экономического развития за счет масштабных партнерских программ, лояльный подход к налогообложению и “принципиально комфортные” условия государственного надзора. 

Но непонятно, откуда, к примеру, будут браться ресурсы для внедрения инициативы — а речь идет о миллиардах долларов (первоначальная оценка – около 10 миллиардов, это 5-7% от ВВП), которые потребуются для восстановления территории. У государства таких денег просто нет. Поэтому Кравчук в августе инициировал создание фонда (в том числе и на донорские деньги), средства из которого должны пойти на восстанавление территории. 

Впрочем, по словам экспертов, идею о создании СЭЗ, какая бы она не была привлекательная, будет достаточно сложно воплотить в жизнь без заключения мира.  

Уникальное расположение

Калининградская ОЭЗ отличается эксклавным положением — вдали от «материковой» России, на побережье Балтики в окружении стран Евросоюза. Ее уникальное расположение представляет интерес для компаний, которые экспортируют продукцию или завозят сырье из-за границы. Согласно данным министерства сельского хозяйства области, по итогам 2019 года экспорт продовольственных товаров из Калининградской области составил $1,26 млрд. В структуре экспорта продукции АПК основную долю занимают масложировая продукция (64%, на сумму $812,4 млн), зерновые культуры (10%, на сумму $122,7 млн); рыба и морепродукты (8%, на сумму $105,1 млн). Благодаря расположению география поставок продукции из Калининградской области включает более 70 стран мира, в том числе страны СНГ, Китай, Норвегию, Алжир и Нидерланды.

Всего же в калининградской ОЭЗ работают 15 «морских» резидентов, занятых промыслом рыбы и морепродуктов, а также производством замороженных продуктов и консервов из них. Например, группа компаний «За Родину» во втором полугодии 2020 года начала строить в поселке Взморье рыбоконсервный завод. Консервы «За Родину» уже сейчас экспортируются в большинство стран ближнего зарубежья.

Калининградская область поставляет за границу не только рыбу. Местная компания «Плавит», например, наладила экспорт плавленых сыров в Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению и Азербайджан объемом около 200 т в год. А группа компаний «Содружество» в этом году завершит строительство завода белковых концентратов, 90% продукции которого будет поставлять за рубеж.

По предварительным данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта всей продукции калининградского АПК, несмотря на мировой кризис, с января по август 2020 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $875,4 млн. В настоящее время перед отраслью стоит задача направить усилия на увеличение экспортных объемов.

Цели создания

Необходимость организации специальных экономических анклавов (зон) имеет, своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание» отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели:

  • привлечение национальных и зарубежных инвестиций;
  • организация дополнительных мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, что способствует сохранению и увеличению интеллектуального капитала страны;
  • способствует становлению российских товаропроизводителей и облегчает проведение импортозамещения.

Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы:

  • возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры;
  • льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке;
  • уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия.

Тут в качестве специфического и характерного примера стоит привести Крым. Все структуры на его территории работали по законам Украины и, соответственно, по украинской системе налогообложения. Чтобы перестройка бизнеса прошла наименее болезненно для предпринимателей, государство ввело специальные налоговые режимы и таможенные правила исключительно для территории Крыма.

Собственно в зависимости от того, какую стратегическую роль призвана выполнять данная спецтерритория, и вводятся различные послабления для предпринимателей. Таким образом, резидентам облегчается работа, что обеспечивает ускоренное развитие определённых регионов или производственных сфер.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

Особая экономическая модель в г.Елабуге

Экономическая зона промышленно-производственного характера «Алабуга» находится в республике Татарстан, в городе Елабуге, который находится в 40 километрах от Нижнекамска и в 25 километрах от Набережных Челнов. Её специфика — это производство компонентов для автомобилестроения, автобусов и техники. Также на данной территории размещаются высокотехнологичные химические и фармацевтические кластеры.

Юридические лица и предприниматели, разместившие свои производства в зоне «Алабуги» пользуются следующими привилегиями:

  • любое оборудование для предприятий «Алабуги», которое закупается у иностранных производителей и используется на территории, освобождено от таможенных пошлин;
  • нулевые пошлины на экспорт готовой продукции;
  • все резиденты не платят налог на имущество и землю;
  • налог на прибыль составляет 2% первые пять лет, еще пять лет она будет равна 7%, а затем до 2055 года будет иметь размер 15,5%;
  • отсутствие транспортного налога.

Как видно льготы существенные и, естественно, тех, кто ими захочет воспользоваться достаточное количество. Но, для того чтобы получить резидентство «Алабуги», нужно выполнить ряд условий.

  1. Регистрация предприятия должна происходить в муниципальном районе Елабужский.
  2. Инвестиции в производство должны составлять, как минимум, 10 миллионов евро, причём в первый год работы должно быть внесено более 1 миллиона евро.

Список и состав экономических регионов

Ниже приводится список и состав экономических регионов, отсортированных по численности населения.

Центральный ( Центральный , Центральный )

  1. Брянская область
  2. Ивановская область
  3. Калужская область
  4. Костромская область
  5. Федеральный город в Москве
  6. Московская область
  7. Орловская область
  8. Рязанская область
  9. Смоленская область
  10. Тульская область
  11. Тверская область
  12. Владимирская область
  13. Ярославская область

Урал ( Уральский , Уральский )

  1. Республика Башкортостан
  2. Челябинская область
  3. Курганская область
  4. Оренбургская область
  5. Пермский край
  6. Свердловская область
  7. Удмуртская Республика

Северный Кавказ ( Северо-Кавказский , Северо-Кавказский )

  1. Республика Адыгея
  2. Чеченская Республика
  3. Республика Крым
  4. Республика Дагестан
  5. Республика Ингушетия
  6. Кабардино-Балкарская Республика
  7. Карачаево-Черкесская Республика
  8. Краснодарский край
  9. Республика Северная Осетия — Алания
  10. Ростовская область
  11. Севастополь
  12. Ставропольский край

Волга ( Поволжский , Поволжский ), традиционное название региона, что означает «область на Волге »

  1. Астраханская область
  2. Республика Калмыкия
  3. Пензенская область
  4. Самарская область
  5. Саратовская область
  6. Республика Татарстан
  7. Ульяновская область
  8. Волгоградская область

Западно-Сибирский ( Западно-Сибирский , Западно-Сибирский )

  1. Алтайский край
  2. Республика Алтай
  3. Кемеровская область
  4. Ханты-Мансийский автономный округ
  5. Новосибирская область
  6. Омская область
  7. Томская область
  8. Тюменская область
  9. Ямало-Ненецкий автономный округ

Восточно-Сибирский ( Восточно-Сибирский , Восточно-Сибирский )

  1. Республика Бурятия
  2. Иркутская область
  3. Республика Хакасия
  4. Красноярский край
  5. Республика Тыва
  6. Забайкальский край

Волго-Вятский ( Волго-Вятский , Волго-Вятский )

  1. Чувашская Республика
  2. Кировская область
  3. Республика Марий Эл
  4. Республика Мордовия
  5. Нижегородская область

Северо — Западный ( Северо-Западный , Северо-Западный )

  1. Ленинградская область
  2. Новгородская область
  3. Псковская область
  4. город федерального значения Санкт-Петербург

Центрально-Чернозёмный ( Центрально-Чернозёмный , Центрально-Чернозёмный )

  1. Белгородская область
  2. Курская область
  3. Липецкая область
  4. Тамбовская область
  5. Воронежская область

Дальневосточный ( Дальневосточный , Дальневосточный )

  1. Амурская область
  2. Чукотский автономный округ
  3. Еврейская автономная область
  4. Камчатский край
  5. Хабаровский край
  6. Магаданская область
  7. Приморский край
  8. Республика Саха
  9. Сахалинская область

Северный ( Северный , Северный )

  1. Архангельская область
  2. Республика Карелия
  3. Республика Коми
  4. Мурманская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Вологодская область

Калининград ( Калининградский , Калининградский )

  1. Калининградская область

Европа

(Член Европейского Союза )

  • Линц (порт на реке Дунай )
  • Вена (порт на реке Дунай )

(Член Европейского Союза )

  • Риека , 1723 г.
  • Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)

(Член Европейского Союза )

Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген

Финляндия

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
  • Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )

(Член Европейского Союза )

Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )

Германия

(член Европейского Союза )

  • Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
  • Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
  • Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
  • Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
  • Speicherstadt , Гамбург

(Часть Соединенного Королевства)

Порт Гибралтара

Греция

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Эвроса (Дебзос)
  • Свободная зона Ираклиона
  • Свободная зона Пирей
  • Свободная зона Салоников

(Член Европейского Союза )

  • Порт Корк Свободный порт
  • Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)

Италия

(член Европейского Союза )

  • Валле-д’Аоста
  • Кампионе д’Италия
  • Ливиньо
  • Ливорно , 1675–1860 гг.
  • Порт Триеста
  • Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )

(Член Европейского Союза )

  • Свободный порт Риги
  • Свободный порт Вентспилс

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Шяуляйская свободная экономическая зона

(член Европейского Союза )

Мальта Фрипорт

Португалия

(член Европейского Союза )

  • Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
    • Свободная индустриальная зона Канисал
    • Международный бизнес-центр Мадейры
    • Международный судовой регистр Мадейры

(член Европейского Союза )

Порт Констанца , январь 2007 г.

Россия

  • Находка
  • Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
  • Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )

Сербия

По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:

  • Свободная зона Апатин
  • Свободная зона FAS — Крагуевац
  • Свободная зона Крушевац
  • Свободная зона Ниш — Юг
  • Свободная зона Нови-Сад
  • Свободная зона Пирот
  • Свободная зона Прибой
  • Свободная зона Шабац
  • Свободная зона Смедерево
  • Свободная зона Суботица
  • Свободная зона Свилайнац
  • Свободная зона Ужице
  • Свободная зона Вранье
  • Свободная зона Зренянин

Испания

(член Европейского Союза )

  • Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
  • Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
  • Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
  • Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
  • Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
  • ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)

Швеция

(член Европейского Союза )

  • Свободный порт Марстранд , 18 век
  • Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
  • Стокгольм фрихамн, 1919–1995
  • Фрихамнен, Гетеборг, 1922-

Швейцария

  • Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
  • Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
  • Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
  • PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
  • SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве

(член Европейского Союза)

  • Свободная зона Лимассола
  • Свободная зона Ларнаки

Украина

  • Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
    • 1819–1858
    • Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.

Великобритания

  • Свободная зона Ливерпуля
  • Свободная зона аэропорта Прествик
  • Свободная зона Саутгемптона
  • Свободная зона Тилбери
  • Свободная зона Port of Sheerness
  • Свободная зона Тиссайд
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector