Изменения пдд
Содержание:
- Закон о тахографах для грузовиков 2020: технические детали
- Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.
- Сущность Приказа
- Общие моменты
- Где должно осуществляться оснащение тахографом автомобиля?
- Гостехосмотр по новым правилам
- Полезно знать
- Что будут устанавливать?
- Штрафы для физических лиц за отсутствие тахографа
- Кем по закону выполняется калибровка тахографа?
- Как работает тахограф в автомобиле?
- Как подключить автотахограф?
- Модели тахографов для физических лиц
- Кто должен ездить с тахографом в 2020 году?
- А могут ли установку тахографов для физических лиц отложить?
- Какие данные сверяются в процессе работы?
- Закон о тахографах для грузовиков
- Шесть важных правил для владельцев транспорта
- Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
Закон о тахографах для грузовиков 2020: технические детали
Если грузовые перевозки ограничены пределами Российской Федерации, нужно установить тахограф СКЗИ с блоком криптографического шифрования. Когда планируется перевозить грузы в другие страны, потребуется европейский аналог данного устройства – стандарта ЕСТР (так сокращенно именуется Европейское Соглашение об организации международных перевозок). Если компания собирается осуществлять оба вида деятельности, ей достаточно поставить одно контрольное устройство стандарта ЕСТР.
Полномочием определять, какие должны устанавливаться тахографы на грузовые автомобили, закон 2020 года наделяет Министерство транспорта. Технические параметры устройств оно согласует с двумя другими ведомствами – Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ.
Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.
Был определен порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц, так же теперь физическое лицо может оформить карту предприятия.
Категории ТС | M3 | M2 | N3 | N2 |
Экологический класс не установлен | 1 ноября 2019 | 1 августа 2020 | 1 марта 2020 | 1 декабря 2020 |
Экологический класс 0…3 | 1 февраля 2020 | 1 ноября 2020 | 1 июня 2020 | 1 марта 2021 |
Экологический класс > 4 | 1 мая 2020 | 1 февраля 2021 | 1 сентября 2020 | 1 июня 2021 |
ТС, принадлежащие многодетным | 1 января 2022 |
Логика такого порядка оснащения понятна. Самую большую опасность на дорогах представляют старые автомобили, чем они новее, тем выше экологический класс.
Сущность Приказа
Знание того или иного закона необходимо для того, чтобы избежать его нарушений, следовательно, ответственности за это. Кроме того, осведомлённость и юридическая грамотность помогает не стать жертвой разных мошенников, предлагающих свои услуги. К сожалению, по причине незнания многие люди страдают материально, будучи обманутыми и боящимися того, что им не грозит. Ведь для некоторых лучше заплатить кому-то или воспользоваться его услугами, чем потом нести ответственность.
На кого распространяется закон
Кому же всё-таки нужен тахограф согласно закону? Это важно знать, чтобы избежать лишних затрат на его приобретение и установку. https://www.youtube.com/embed/KzBD7o4TfZk
Приказ 273 Минтранс обязует к установке следующие категории транспортных средств:
- Автомобили, которые перевозят опасные грузы (категории N2 и N3);
- Автомобили для междугородних маршрутов категории N3, полная масса которых превышает 15 тонн;
- Автобусы, которые используются для перевозки пассажиров (категория М2 и М3);
- Транспортные средства, которые используют для перевозки неопасных грузов (категория N2);
- Автомобили, которые уже оснащены соответствующими средствами контроля мастерскими (категории M2, M3, N3, N2);
- Автомобили, на которые установлены соответствующие средства заводом-изготовителем.
Приведённая информация показывает то, что не всем нужен тахограф. Он необходим для грузовиков, масса которых начинается от 3,5 тонны. Соответственно, Газель в нём не нуждается.
Этот Приказ распространяется на пассажирский и грузовой транспорт, не относится к легковым автомобилям. Газель является грузовым автомобилем, но его масса 1,5 тонны, поэтому тахограф не нужен. Пассажирская Газель должна быть оборудована этим прибором.
Есть ещё один важный вопрос. Если автомобиль принадлежит частнику, т. е. физическому лицу, то нужен ли ему тахограф? Минтранс об этом ничего не говорит. Соответственно, обязательство распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В интернете можно встретить противоположную информацию на сайтах фирм, занимающихся установкой. Поэтому необходимо получить разъяснение о существующем законе. Комментарии и мнения относительно этого на просторах глобальной сети свидетельствуют о том, что физические лица, во всяком случае, пока не обязаны иметь тахограф на борту своего автомобиля.
В отличие от автомобиля Газель, на самосвал нужно устанавливать этот прибор. Ведь самосвал не принадлежит к тем авто, которые выполняют специальные функции. Некоторые, конечно, так и хотят включить самосвал в эту категорию. Однако, Приказ 273 Минтранс об этом точно не говорит. Самосвал является разновидностью грузового автомобиля, имеющего опрокидывающуюся платформу. Эти автомобили, как и другие грузовики, могут совершать междугородние поездки, в том числе, и на дальние расстояния. Поднимаемая платформа или кузов не делают самосвал машиной специального назначения.
Кто имеет право устанавливать тахограф
Кому, согласно закону, дано право на установку тахографа? К сожалению, а может быть, и, к счастью, оснастить свой автомобиль таким оборудованием самостоятельно нельзя. С одной стороны, такие операции, которые разрешены специализированным мастерским, могут быть произведены неправильно. В результате таких ошибок оборудование будет работать с нарушениями, что повлечёт за собой выплату штрафа. Помимо этого, возможен выход из строя дорогостоящего оборудования и связанные с этим материальные затраты на ремонт. Наверное, нет таких автовладельцев, кому бы это было нужно.
С другой стороны, даже если вы сами прекрасно знаете, какие модели тахографов установить и умеете это делать, всё равно придётся переплачивать. Ничего здесь не поделаешь. Приказ 273 Минтранс не допускает самодеятельности.
Разрешённые модели тахографов
Кроме того, кому нужен прибор, необходимо знать какие модели Минтранс разрешил в России. В противном случае можно по своей юридической неграмотности получить проблему. Мастерские должны сами установить нужную модель. Но всё же, внимательность и дополнительный контроль не помешает. В России устанавливаются следующие модели:
- Касби DT-20M;
- DTCO 3283;
- Меркурий;
- Штрих;
- ТЦА-20НК;
- EFAS V2 Rus;
- Drive5.
Только этим моделям Приказ 273 Минтранс даёт право учитывать режим работы водителя.
Общие моменты
Тахограф является своеобразным черным ящиком для автомобилей, поскольку его работа определенно схожа с аналогичным прибором.
К тому же, следует разобраться, нужен ли тахограф на личном автобусе, или его может не быть, поскольку установка такого прибора приводит к излишним тратам на содержание автомобиля.
Первоначальные данные
В законодательстве Российской Федерации четко оговариваются все требования касательно безопасности автомобильного транспорта.
Они касаются и тех моментов, которые связаны с автобусами, поскольку пассажиры должны быть в безопасности, а для этого водителям следует нормально отдыхать.
Кроме того, тахографы полезны и руководителям предприятий, в которых работают эти автомобили, ведь маршрут движения, использование разных систем машины и даже скорость перемещения считываются различными датчиками.
Для чего он необходим
Тахограф изначально разрабатывался как устройство для мониторинга режима использования автомобилей, с целью предупреждения аварийных ситуаций.
Таким образом, это устройство помогает сохранить жизнь и здоровье всех участников движения, поскольку грузовой автомобиль или автобус весом в несколько тонн действительно могут нанести большой ущерб.
Также ответственные лица предприятий вполне могут определять по данным тахографа, насколько водитель аккуратно пользуется системами автомобиля, превышает ли скорость и ряд других моментов.
Если сотрудник часто нарушает правила и нормы, то это будет сигналом для обращения внимания на него и проведения профилактических мероприятий.
Действующая нормативная база (закон)
В его тексте было сказано, что автобусы категорий М2 и М3, которые работают на маршрутах внутригородского и межгородского сообщения.
Поэтому можно считать, что закон обязывает установить тахографы на любой коммерческий транспорт, который принадлежит ИП или юридическому лицу, а также осуществляет коммерческую деятельность.
Так, аналоговые приборы, которые еще называются шайбовыми, больше не могут использоваться для транспорта, ездящего только по территории РФ, и их следует заменить на цифровые.
Но аналоговая техника все так же могут использоваться, но только если у компании есть лицензия на международные перевозки.
Где должно осуществляться оснащение тахографом автомобиля?
На данный момент легальными устройствами можно считать только те, которые были установлены официальными мастерскими. Что мы имеем в виду говоря об официальных сервисах? Это центры, которые указаны в перечне допущенных Минтрансом мастерских, для того, чтобы оказывать услугу установки тахографа, они получили соответствующий допуск и нумерацию клейма.
На сайте РОСАВТОТРАНСа можно найти список всех мастерских, которые имеют право заниматься установкой, ремонтом, техобслуживанием тахографов. В утвержденных требованиях к тахографам (Приказ №36) четко прописано, что установленный незаконной организацией прибор будет считаться недействительным. А значит за наличие такого тахографа на борту последует наказание в форме штрафа, такого же как и за отсутствие устройства.
Чтобы удостовериться в законности организации, нужно запросить все документы, подтверждающие допуск от Минтранса РФ. Это 4 бумаги:
- Копия уведомления от ФБУ РОСАВТОТРАНСа.
- Копия лицензии на возможность осуществления криптографии, которая выдается ФСБ.
- Удостоверение о прохождении обучения в рамках 7 и 36 Приказа Минтранс.
- Сертификаты мастеров, занимающихся установкой, о завершении практических занятий.
На случай, если вы не уверены в документах, которые вам предоставляют, или же в мастерской утверждают, что не могут их продемонстрировать – просто сверьтесь со списком, в котором указаны все прошедшие сертификацию мастерские вашего города. Нет этого адреса? Уходите, здесь вас обманут, скорее всего это фирма-однодневка, которая скоро исчезнет и появится в другом месте.
Гостехосмотр по новым правилам
В рамках рассмотрения данной темы стоит обратить особое внимание на изменение процедуры прохождения государственного технического осмотра
Это важно, потому что те перевозчики, которые будут проходить техосмотр 1 ноября и позже, могут столкнуться с проблемами, о которых они даже не догадывались
Для начала нужно дать небольшое пояснение по той терминологии, которая была впервые применена в тексте Правил проведения технического осмотра (далее — Правила). Тахографом в тексте Правил называется устройство, предусмотренное в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», а контрольным устройством называется устройство, предусмотренное в международном соглашении ЕСТР. Это соглашение регулирует международные перевозки грузов и пассажиров, а Россия является участником данного соглашения.
Что стоит учесть перевозчику перед отправкой грузовика на прохождение технического осмотра:
– информация о проведенной поверке тахографа или контрольного устройства должна быть занесена в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»). Рекомендуется заблаговременно уточнить наличие отметки о поверке устройства на официальном сайте фонда по адресу: http://fundmetrology.ru;
– места соединения тахографа с бортовой сетью автомобиля и датчиками движения должны быть опломбированы пломбами с нанесенным на них префиксом «РФ», а для контрольного устройства пломбы должны содержать префикс RUS; места пломбирования не конкретизированы, но для любого устройства датчик движения на коробке передач пломбируется обязательно;
– настройка тахографа должна быть выполнена не позднее, чем за три года от даты техосмотра, а калибровка контрольного не позднее, чем за два года;
– установочная табличка контрольного устройства должна содержать информацию о характеристическом коэффициенте транспортного средства, эффективной окружности шин колес и дате их измерения (дате калибровки);
– водитель должен уметь делать распечатку из памяти тахографа с информацией о государственном регистрационном и идентификационном номерах транспортного средства, номере программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени (научите водителя делать распечатку в шкале местного времени, поскольку тахограф делает распечатки как в шкале UTC (SU), так и в шкале местного времени);
– тахограф или контрольное устройство должны быть работоспособны.
Эти новые требования к прохождению техосмотра касаются всех без исключения владельцев транспортных средств, которые по требованию закона должны быть оснащены тахографами или контрольными устройствами, в том числе и физлиц.
Полезно знать
Тахографы могут быть двух видов: СКЗИ и ЕСТР. Первый имеет в своём составе блок хранения информации СКЗИ. Этот блок защищён от взлома и уничтожения данных. Приказ 273 Минтранс не запрещает эксплуатацию приборов по ЕСТР. Такое оборудование позволяет хранить информацию внутри, а не в отдельном блоке. Обслуживание прибора по ЕСТР гораздо дешевле, чем СКЗИ
Кроме этого, нужно принять во внимание качество отечественной и европейской электроники. Последнее позволяет предположить, что модели ЕСТР качественнее
Другим положительным моментом прибора ЕСТР является более точное определение скорости автомобиля. Нарушение ПДД карается штрафом. Таким образом, добросовестного водителя может постигнуть кара, предназначенная для правонарушителя. Это вероятно в случае моделей СКЗИ с неподключенным датчиком скорости, определять которую будет ГЛОНАСС.
Комментарии и последние новости, касающиеся Приказа 273 Минтранс полезны для владельцев грузовых и пассажирских машин. Поэтому нужно их периодически узнавать.
Интересны комментарии Росавтотранса. Согласно им, транспортные средства, оснащённые заводом-изготовителем и специальными мастерскими до определённого периода, должны установить тахографы СКЗИ до 1 января 2018 года. Такие новости не порадуют владельцев машин, ведь блок СКЗИ является носителем государственной тайны, согласно законам. Выезд за пределы страны с ним может иметь плачевные последствия.
Последние новости в сфере транспортного законодательства часто неприятны, но должны обеспечить пополнение бюджета, которое, возможно, приведёт к повышению качества дорог. Так или иначе, пессимистичный взгляд на те или иные новости не приносит пользы.
Что будут устанавливать?
Тахографический прибор используется для того, чтобы устройство обладало возможностью воспроизвести некоторые детали пути следования, также имеется модуль, который сохраняет зашифрованную информацию. Одним из обязательных требований к аппарату называют опломбировку корпуса аппарата. Это позволит сократить лазейки, чтобы обходить законы.
Кроме того, что в комплект входит блок СКЗИ, туда же относится:
- оборудование, отвечающее за обработку данных;
- устройство для считывания;
- клавиатура, чтобы вводить информацию;
- экран для отражения сведений;
- антенна по программе ГЛОНАСС;
- датчики, считывающие передвижение;
- карта для устройства.
Штрафы для физических лиц за отсутствие тахографа
На сегодня сумма штрафов, установленная законом, составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Но уже одобрен в первом чтении законопроект, увеличивающий суммы штрафов до 3-5 тысяч рублей. Теперь давайте разберемся за что владелец транспорта может быть оштрафован:
- Отсутствие тахографа.
- Эксплуатация неисправного устройства.
- Отсутствие или неправильная эксплуатация карты водителя.
- Нарушение нормативных актов Минтранса, регламентирующих режим труда и отдыха.
Нормативы труда и отдыха составляют: не более 9 часов движения в сутки, при этом каждые 4.5 часа обязательный перерыв в 45 минут (или, например, 2 перерыва по 15 минут и 30 минут), отдых водителя должен совокупно составлять не менее 11 часов в сутки. Так же, при особой необходимости, не чаще двух раз в неделю время движения в сутки может составлять 10 часов. Общее же время движения не должно превышать 56 часов в неделю и 90 часов за две.
Кем по закону выполняется калибровка тахографа?
Откалибровать тахограф может только официальная мастерская ФБУ Росавтотранса так же имеющая лицензию ФСБ по месту осуществления деятельности. Для наших клиентов, в случае утери сертификата (акта заключения) о калибровке , мы готовы предоставить дубликат для предоставления сотрудникам ГИБДД.
Право откалибровать тахограф ЕСТР, VDO, с СКЗИ и без СКЗИ, производителей АТОЛ, Штрих, VDO имеет только организация со всеми необходимыми лицензиями. В Костроме, Ярославле или Иваново вы можете обратиться в , которая является авторизованным сервисным центром и обслуживает тахографы по лицензии ФСБ в кратчайшие сроки и по доступной цене!
Как работает тахограф в автомобиле?
Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:
- Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
- Подключается тахограф к электросети автомобиля.
- Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
- Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
- GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
- Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.
С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.
Как подключить автотахограф?
Для этого необходимо обращаться в мастерские, специально допущенные Минтрансом к выполнению данной операции.
Самостоятельный монтаж или установка в неуказанных сервисах приравнивается к неправильной настройке или отсутствию тахографа.
Список мастерских по установке тахографа, допущенных Минтрансом
Данный перечень очень динамичен – сервисы постоянно добавляются, некоторые, наоборот, теряют право установки. Поэтому нет смысла указывать здесь точные названия. Более правильно будет перенаправить читателей на соответствующую страницу Минтранса, где и публикуются реестры сертифицированных мастерских.
Модели тахографов для физических лиц
Специализированных тахографов для физических лиц не существует, законом установлено 2 вида тахографов:
- С блоком СКЗИ – только для передвижения на территории РФ.
- Самописец ЕСТР – для выполняющих международные рейсы.
В обоих случаях вам так же потребуется карта водителя (соответствующая виду тахографа).
Для оснащения грузовика или автобуса, передвигающегося в пределах РФ, замечательно подойдут:
МИКАС 20.3840 10 000
АТОЛ Drive Smart
DTCO 3283
Остерегайтесь подделок, переделок из старых шайбовых тахографов, предложений купить уже активированное устройство. Полный список, лицензированных моделей представлен на сайте Минтранса РФ. https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/equipment-info/tachograph/
Кто должен ездить с тахографом в 2020 году?
В 2020 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами. Перечень автомобилей, подлежащих обязательному оснащению данным прибором регламентирует , изданный 13 февраля 2013г.
Согласно , тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2020 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ () и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
На какие транспортные средства нужно ставить прибор (исключения)
Нормативные акты касательно тахографов пока недостаточно наполнены информацией, и содержат явные прорехи, они все равно содержат точные рекомендации и указания по поводу автомобилей.
Если прочесть нормативные акты, можно узнать о том, что тахографы должны быть в следующих авто:
С количеством посадочных мест более восьми | Не считая водительского, как до 5 тонн весом, так и больше этого значения |
Грузовые автомобили | Которые имеют массу от 3,5 тонн |
Список исключений из правил гораздо больше, и можно сказать, что тахограф не потребуется, если транспортное средство:
- имеет более восьми мест и применяется для маршрутных перевозок в пригороде и городе;
- оборудовано тахографом по стандартам ЕСТР;
- используется для экстренных или коммунальных служб;
- зарегистрировано в оперативно-розыскной структуре, или государственной технической инспекции.
Кто имеет право проводить проверку?
Как и ранее, штраф за отсутствие тахографа в 2019 году может быть назначен только при выявлении нарушений требований действующего законодательства в ходе проверки. Правом на проведение контрольных мероприятий обладают сотрудники ДПС ГИБДД – проверки выполняются как в ходе плановых рейдов, так и вне их – т.е. остановить машину для осмотра могут в любой момент.
При проверке инспектор должен удостовериться:
- Что на машине установлен бортовой самописец нужного типа (если его наличие предусмотрено законом)
- Что прибор исправен, а в его конструкцию не вносились изменения.
- Что он правильно используется с индивидуальной чип-картой водителя.
Кроме сотрудников ГИБДД функция проверки оснащения машин тахографами возложена на представителей Ространснадзора. При этом сегодня закон разрешает им выполнять контрольные мероприятия без участия инспекторов ДПС.
Цена установки
Анализ предложений на рынке показывает, что контролировать маршрут, продолжительность работы и отдыха водителя — недешевая обязанность для работодателей. Цена за 1 прибор варьирует от 24 000 до 40 000 рублей. Помимо этого, придется заплатить за монтаж, подключение, настройку (калибровку), пломбировку, обучение водителей и прочие моменты. На это потребуется сумма в 15 000-20 000 рублей. Кроме того, владельцу транспортного средства надо выгружать и хранить данные с карт, и за это тоже потребуется заплатить, иначе при проверках грозит административная ответственность.
А могут ли установку тахографов для физических лиц отложить?
Такая вероятность на самом деле есть.
Тем более что Министерство транспорта до сих не приняло изменения в выше указанные Приказы, а без них порядок по-прежнему будет касаться только юридических лиц и ИП.
Впрочем, поправки в Приказы №273 и №36, которые должны вступить с 1-го ноября, к этому времени еще могут успеть принять. Проект изменений Министерство транспорта ранее уже представляло.
Вот только у Министерства экономического развития к нему тоже были претензии.
В отзыве на проект ведомство, кстати, указало на необходимость ввести для физических лиц переходный период:
- для владельцев грузовиков от 12тонн — до 1-го июня 2020-го года;
- для владельцев грузовиков массой от 3,5 до 12тонн — до 1-го июня 2021-го года.
То есть: вполне может быть так, что сам закон с 1-го ноября вступит в силу, но в Приказе №273 пропишут переходные периоды.
А они действительно нужны. Хотя бы потому, что сейчас физическое лицо не может получить карту предприятия для тахографа СКЗИ (ему выдадут только карту водителя).
Плюс, Приказ №36 предписывает, что именно транспортные предприятия (юридические лица и ИП) «осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту» тахографов и обеспечивают хранение блока СКЗИ.
В общем, без переходного периода физические лица заранее не могут подготовиться к 1-му ноября (активировать, установить и пр. тахограф), а это значит, что с 1-го ноября в мастерские будут очереди, а у контролирующих органов — неограниченные возможности для штрафов.
Какие данные сверяются в процессе работы?
Калибровка тахографа предусматривает настройку целого ряда данных. Полный перечень включает около 20 позиций, что требует высокого профессионализма мастеров, выполняющих операцию.
Наиболее важными здесь являются такие характеристические параметры:
- заводская информация о ТС и самописце (гос. номер, номер рамы, номер самого тахографа);
- параметры шин ТС (давление и длина окружности);
- погрешности измерений (времени, пробега, скорости);
- ограничения скорости и т.д.
Также сверяются и настраиваются корректирующие коэффициенты для входных сигналов с датчиков, время до следующей калибровки/поверки, данные со спидометра на момент проверки и т.д.
Закон о тахографах для грузовиков
Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.
С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.
Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.
Сплетни, слухи и реальность
Рассмотрим вопросы, чаще других возникающие у читателей по следам различных публикаций в СМИ:
- «Тахографы отменили». Попадается и такая информация, однако здесь можно однозначно сказать – это ложь. Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент (и повод для штрафа за его отсутствие) никто не отменял.
- «Я работаю как частник, нужен ли мне тахограф на личный грузовик?». В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности.
- «Существуют различные сроки установки тахографов, и, возможно, на мой автомобиль ставить прибор не нужно?». Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены.
- «Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?». Нужно! Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые.
К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей.
Шесть важных правил для владельцев транспорта
1На вас лежит обязанность установки легального и легитимного тахографа.
2Следите за корректной установкой и калибровкой (настройкой) тахографа. Мастерская может некорректно подключить данные от источника скорости автомобиля или занести некорректные данные в блок СКЗИ тахографа, а ответственность за это ляжет на ваши плечи. Однако, не все неисправности можно увидеть визуально. Например, скачки пробега на тахографе можно увидеть только на графике. Для автоматизированного поиска подобных ошибок и контроля качества мы рекомендуем использовать бесплатный тахоаудит, о котором вы можете более подробно почитать здесь https://georoute.ru/tachoaudit/
3После установки и настройки (тахографа) вам необходимо раз в 3 года менять блок СКЗИ в тахографе (на ЕСТР тахографы это правило не распространяется). Также блок СКЗИ необходимо менять при смене владельца транспорта, если вы продаете автомобиль, то вам необходимо хранить свой блок СКЗИ в металлическом сейфе в течение года. Если же вы покупаете автомобиль с тахографом, то вам необходимо поменять блок СКЗИ в тахографе на новый, а старый отдать бывшему владельцу транспортного средства.
Касательно тахографов ЕСТР ситуация следующая. Периодические инспекции оборудования, установленного на транспортных средствах, должны производиться после любого ремонта такого оборудования или после любого изменения характеристического коэффициента транспортного средства или эффективной окружности шин или в том случае, если часы, показывающие время UTC, спешат или отстают более чем на 20 минут, или в случае изменения регистрационного номера транспортного средства (VRN) не реже одного раза в два года (24 месяца) после последней инспекции. Такие инспекции включают в себя калибровку тахографа.
Приказ минтранса №36. Приложение 4, пункт 6.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Параграфы 256, 257, 258.
5Если в вашем автопарке есть транспорт с тахографами ЕСТР, то вы также обязаны считывать данные с таких тахографов не реже, чем 1 раз в 90 дней, в соответствии с правилами международных перевозок
Также обратите внимание, что считывать данные с тахографов СКЗИ, по требованию закона, не нужно. Но вы можете это делать в добровольном порядке
6И ещё вам необходимо передавать данные в ФБУ «Росавтотранс» о замене тахографов, выведенных из эксплуатации тахографах и замене блоков СКЗИ.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее – приказ Минтранса России N 36) после слов “за исключением”, производится:…
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 июня 2021 г.;
- …
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, – до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года – на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года – на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.
Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.
В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:
На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
Также напоминаю, что с 1 января 2021 года ожидается введение довольно большого количества новых автомобильных нормативных документов. И речь о них пойдет в следующих статьях на pddmaster.ru, так что не пропустите.