Муниципальная собственность
Содержание:
- АОЗТ «Полбинское»
- Философские взгляды на понятие «собственность»
- Система собственности местного самоуправления
- Общее значение форм собственности
- Сравнительная таблица организационно-правовых форм юридического лица
- Сравнительная характеристика
- Собственность как правовая категория
- Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
- Методы реализации полномочий
АОЗТ «Полбинское»
В данном хозяйстве, в отличие от предыдущего, руководитель пользовался доверием собственников, по уровню квалификации явно превосходил других работников управления (Морш Н.А. — кандидат сельскохозяйственных наук, один из лучших агрономов Московской области). Несколько специалистов (не пользующихся доверием коллектива) постоянно конфликтовали с руководителем, препятствуя принятию и реализации решений. Хозяйство компактное. Объекты, в основном, сосредоточены на центральной усадьбе. Работниками хозяйства являлись менее четверти из его собственников. Экономика хозяйства находилась в тяжелом состоянии.
Высокая квалификация руководителя, доверие к нему со стороны основной массы собственников, преобладание среди них пенсионеров и крайне тяжелое экономическое положение хозяйства (все свидетельствовало о том, что хозяйство разрушается, а через 2 года из имущества ничего не останется — даже часть зданий уже была растащена) говорит о том, что основную ставку следует делать на лидера, наделив его большими полномочиями. Иными словами, предпочтение следовало отдать ОПФ, предполагающей высокую степень самостоятельности руководителя.
Централизацию функций управления оправдывало и то, что территориально хозяйство было достаточно компактным. Благоприятствовало этому и сосредоточение производственных объектов на центральной усадьбе, неблагоприятный микроклимат, сложившийся в руководстве хозяйства.
Зная характеристики различных ОПФ нетрудно заметить, что перечисленным особенностям в наибольшей мере соответствует товарищество на вере. В связи с этим было создано ТНВ «Полбинское».
Последующие события подтвердили обоснованность подобного выбора: хозяйство, которое разрушалось на глазах, медленно стало возрождаться. Но самое главное — коллектив поверил в свои силы и в то, что даже в нынешних сложных условиях можно хозяйствовать более эффективно.
Важно отметить, что при выборе ОПФ существенное значение имеет учет соотношения перечисленных факторов. К примеру, если бы в колхозе им. Ленина было 2 лидера, желающих работать самостоятельно и отвечающих требованиям должности руководителя, то хозяйство следовало бы разделить на две части
Это позволило бы лучше использовать разбросанные на большие расстояния землю, рабочую силу и производственные объекты.
В определенной мере на выбор ОПФ влияет и минимально допустимый размер уставного капитала. В соответствии с Указом Президента РФ № 1482 от 8.07.1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», для акционерных обществ он установлен в размере не менее 1000, для остальных ОПФ — не менее 100 минимальных зарплат (в законах могут быть уточнения).
Согласно законодательству РФ, часть ОПФ имеют численные ограничения. Поэтому, независимо от других факторов, соблюдение указанного ограничения обязательно. Для наглядности, допустимая численность участников в ОПФ выделена в отдельную таблицу 4.
Философские взгляды на понятие «собственность»
Вопросы собственности в философских мировоззрениях связывались с важной проблемой бытия — справедливостью социального общества. Платон, на основании идеалов древнегреческой цивилизации, предложил учение об идеальном государстве, в котором граждане вместе владели общей собственностью и имели равный имущественный объем
Образец идеального государства Платона был построен на основании системы нравственности, сознания единой сущности и духовности.
Частная собственность выдвигает интересы личности превыше интересов общества, если при этом она растит эгоизм, то является безнравственной. Нравственные и духовные ценности российского самоопределения всегда тянулись к идеалу древнегреческого мира: вознаграждалась предприимчивость, но осуждалось стяжательство, духовное богатство ценилось намного выше материального.
Имеющиеся в нашей стране политические, социальные и экономические образования затрагивают фундаментальные общественные основы, изменяя таким образом все отношения между людьми, образуя социально-экономические реформы, в которых эти отношения реализуются.
Таким понятием о частной собственности выступает естественное право и доказательство свободы личности.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Система собственности местного самоуправления
По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.
- В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
- Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.
Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.
- Образование.
- Культура.
- Медицина.
Выделяют несколько типов объектов, принадлежащих муниципальной власти
Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.
Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.
Имущество муниципального владения не является государственной собственностью
К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.
Общее значение форм собственности
Характеристика места и формы разнообразных форм собственности, которые распространены в условиях рыночной экономики, определяется смежными понятиями такими, как форма организации предпринимательской деятельности. Этот факт объясняется генезисом каждого нового вида предпринимательской деятельности, их модернизация происходит на определенной стадии развития производства и рыночных механизмов. Таким образом, данные процессы связаны с преобразованием форм и отношений собственности.
Простейшие разновидности форм собственности, к примеру, индивидуальная или семейная, присуще малому бизнесу. Дальнейшее развитие производства сопровождалось объединением труда и капитала, что послужило причиной образования двух новых направлений:
- частная собственность на основе наемного труда;
- коллективные или совместные формы собственности, которые актуальны в условиях современной экономики.
Следует отметить, что для любой формы собственности и хозяйствования присуще определенные достоинства и недостатки. Взаимное соперничество и конкуренция формируются на основе логики многообразия форм собственности. Сложные экономические системы характеризуются таким типом единства, который образован за счет интеграции, усиления взаимосвязей и взаимопереходов разных форм. Благодаря таким процессам, система форм собственности приобретает новые ориентиры. Виды имущественных отношений взаимно дополняются, нейтрализуя негативные свойства.
Важным фактором эффективности экономики является не только классификация форм собственности, но и образование и поддержка мобильной в своих рамках системы, в состав которой входит широкий спектр организаций предпринимательской деятельности, основанных на разных формах собственности. В результате экономика приобретает вид единства взаимосвязанных и конкурирующих между собой разнообразных форм собственности.
Необходимость в многообразии таких форм объясняется следующими причинами:
- Устранение монополии государства.
- Разный уровень обобществления труда и производственной деятельности в разных областях экономики.
- Дифференциация научно-технического прогресса и технологического обеспечения в разнообразных сферах производства, разный уровень технической оснащенности.
- Более широкое использование всех форм экономической деятельности, что повышает их эффективность.
Сравнительная таблица организационно-правовых форм юридического лица
Форма юридического лица | ООО | ОДО | ЧУП | ЗАО | ОАО | ПК (кооператив) |
Количество участников | не более 50-ти | не более 50-ти | только 1 | не более 50-ти | не ограничено | не менее 3-х |
Учредительные документы юридического лица | устав | устав | устав | устав | устав | устав |
Размер уставного фонда юридического лица | любой | любой | любой | минимум 100 базовых величин* | минимум 400 базовых величин* | любой |
Порядок и срок формирования уставного фонда | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами | 12 месяцев с даты государственной регистрации, если иной срок не установлен законодательством или учредительными документами |
Право собственности на имущество | Общество | Общество | Собственник | Общество | Общество | Кооператив |
Ответственность участников | Не отвечают по обязательствам Общества, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. | Солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам Общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее 50 базовых величин. Несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. | Не отвечает по обязательствам предприятия. | Не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. | Не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. | Несут субсидиарную ответственность по обязательствам в равных долях, но не меньше величины полученного годового дохода. |
Место нахождения юридического лица | Административное помещение (не жилой фонд) — офис | Административное помещение (не жилой фонд) — офис |
|
Административное помещение (не жилой фонд) — офис | Административное помещение (не жилой фонд) — офис | Административное помещение (не жилой фонд) — офис |
Возможности изменения состава участников |
|
|
|
Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций | Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций |
|
Органы управления юридического лица |
|
|
|
|
|
|
Обязанность по ведению бухгалтерского учета могут осуществлять |
|
|
|
|
|
|
Сравнительная характеристика
Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.
Собственность как правовая категория
Собственность есть практически «идеальное» вещное право, в нем в полной мере воплощается природа вещных прав. Вещные права, как явствует из их наименования, есть права, связанные с вещью, опосредующие определенное отношение лица к вещи. Помимо вещного права также присутствует и доля неимущественного права (интеллектуальная собственность) Легально собственность определяется весьма лапидарно лишь через традиционную совокупность составляющих её правомочий. Собственнику, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Действительно, даже в римском праве, являющемся эталоном для каждого юриста, не было определения собственности. Несмотря на все старания позднейших комментаторов, в особенности средневековых, относящихся к возрожденному ius civile (гражданскому праву в кодифицированной версии Юстиниана) как к своего рода «писаному разуму» (ratio scripta), попытки отыскать единое определение собственности (своего рода философский камень цивилиста) не увенчались успехом.
Наиболее аутентичным пониманием собственности остается представление о ней как о наиболее полном праве (власти) на свою вещь. Нельзя не вспомнить в этой связи известное объяснение собственности как наличного бытия свободной воли во внешних вещах, данное Г. В. Ф. Гегелем. В указанной работе Г. В. Ф. Гегель дал понятие собственности как позитивному, негативному и бесконечному определению вещи волей
Свободная воля является важной характеристикой собственности, как подчеркивал Б. Н
Чичерин, воля собственника свободна, но «границы этой свободы полагаются таковой же свободой других».
Согласно одной из точек зрения, право собственности не сводится к перечисленным в триаде правомочиям, так же как любая система не тождественна совокупности элементов. Как указывают некоторые авторы, можно выделить два момента в правах собственника: объективный (возможность совершать любые, с известными ограничениями, действия по отношению к имуществу) и субъективный (возможность совершать их по собственному усмотрению). Перечисление же правомочий возможно объяснить как следованием законодателя российской цивилистической традиции, так и необходимостью все же каким-либо образом дать наиболее общее понятие о содержании собственности. При таком подходе считается важным не принимать объяснительно-структурное суждение за аподиктическое, а тем более за основание и сущность собственности. Итак, собственность — это право наиболее полного господства над своей вещью.
Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:
- При предоставлении участка иди товариществу;
- Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
- При организации, с которой заключен комплексного развития территории;
- При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
- Для строительства линейных объектов;
- Для строительства объектов муниципальных предприятий.
Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.
Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.
Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:
- Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
- Получение положительного решения комитета;
- Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
- Предоставление в палату межевого плана;
- Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
- Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.
Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.
Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.
Важно учесть, что работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование. Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст
39.6 ЗК РФ:
Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:
- По указу Президента РФ;
- Для возведения объектов социального или культурного назначения;
- Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
- Для комплексного освоения территории;
- Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
- Для строительства линейных инженерных объектов;
- Для садоводства и огородничества;
- Для крестьянских хозяйств;
- Для объектов долгостроя.
Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.
Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.
В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.
Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.
К таким лицам относятся:
Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.
Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Среди субъектов права собственности есть совершенно особый — государство. Это означает, что имущество может принадлежать не только гражданам и компаниям, но и ему — в том числе, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Те материальные ресурсы, которые принадлежат муниципальным образованиям (МО), получили название «муниципальная собственность» (МС).
Объекты, относящиеся к МС, находятся под управлением органов местного самоуправления (ОМСУ). Нередко в процессе взаимодействия с ОМСУ и у граждан, и у юридических лиц возникают различные сложности. Если, например, вам было предоставлено жилье, относящееся к муниципальной собственности, и теперь ОМСУ неправомерно требуют выселения или предъявляют другие претензии, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу. Также специалист в случае необходимости обеспечит представление и защиту ваших интересов.
Методы реализации полномочий
Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:
- Формирование предприятий.
- Заключение контрактов с руководителями компаний.
- Подписание договоров на передачу имущественных прав.
- Внесение части в уставной капитал АО.
- Списание и передачу на баланс имущества.
- Лизинг, аренду.
- Отчуждение.
- Доверительное управление и прочие.
К экономическим методам относят:
- Муниципальные заказы.
- Дотации.
- Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
- Налогообложение.
- Нормативы выплат за использование собственности МО.
- Штрафы и другие экономические санкции.
Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.