Защита прав ребенка

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Права детей в школе

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:

  • перевестись в другую школу по уважительной причине, в том числе во время учебного года;
  • находиться в условиях, которые не представляют опасности для его здоровья и жизни;
  • учиться в чистом, хорошо освещенном помещении, во время занятий уровень шума не должен превышать допустимые нормы;
  • заниматься при комфортной температуре воздуха – она не должна отклоняться от положенных стандартов;
  • принимать пищу в течение как минимум 20 минут;
  • при посещении туалета пользоваться предоставленными ему предметами личной гигиены: полотенцем, туалетной бумагой, мылом;
  • получать квалифицированную медицинскую помощь при необходимости;
  • посещать дополнительные занятия, секции, кружки;
  • получать все необходимые знания от преподавателей;
  • знать свои оценки по всем предметам;
  • пользоваться туалетом во время урока, при этом не отпрашиваться, а только предупредив своего преподавателя;
  • на уважение собственной личности, недопустимо унизительное и грубое отношение со стороны учителей;
  • независимое, непредвзятое мнение относительно его знаний предметов и других сфер жизни;
  • школьник может свободно высказывать собственное видение вопроса по школьной программе, излагать свои мысли;
  • посещать общешкольные мероприятия (выставки, концерты, экскурсии, спектакли);
  • полноценно отдыхать между уроками: во время перемены ученик должен восстанавливать силы и свободно передвигаться, поэтому педагог не может продолжать урок после звонка;
  • участвовать в благоустройстве школы по добровольному согласию;
  • на неприкосновенность личных вещей: ни одноклассники, ни педагоги не вправе забирать телефоны, гаджеты или иные предметы, принадлежащие школьнику;
  • пользоваться учебными и другими изданиями, находящимися в школьной библиотеке;
  • обращаться при необходимости за консультацией или помощью школьного психолога;
  • получать знания по школьным предметам по ускоренной программе.

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация о правах детей и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Нарушение прав ребенка: какие права чаще всего нарушаются, защита прав детей

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними. Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.

Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются. Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

Основные виды прав ребенка по Конституции РФ

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Основными считаются следующие права ребенка:

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Проживать с матерью и отцом.
  3. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  4. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  5. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  6. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  7. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  8. Получение медицинской и социальной помощи.
  9. Использовать родной язык и религию родителей.
  10. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  11. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  12. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  13. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  14. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  15. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  16. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  17. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  18. Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

Согласно законодательству лицо, не достигшее совершеннолетия, является самостоятельным субъектом права. Поэтому, как и любой взрослый человек, он является индивидуальной личностью. При этом он имеет личные права.

До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.

В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.

Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:

  • сам отпрыск;
  • мать либо отец;
  • другой родственник;
  • сосед;
  • преподаватель;
  • любое другое лицо.

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.

Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.

Заключение

Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.

Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.

Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.

Общая информация о правах ребенка

Ребенок имеет право быть счастливым!

Принимая во внимание права детей в семье, можно выделить следующие постановления:

  • право на жизнь в семье и воспитание
  • право на ФИО
  • право на общение с родственниками
  • право на собственном мнение и его выражение
  • право на защиту
  • право на доходы и обеспечение существования

В обязанности каждого родителя входит обеспечение своего ребенка необходимым общим образованием. Помимо этого, родители ответственны за то, как ребенок ведет себя, а также за все противоправные действия, которые совершают несовершеннолетние дети. Из этого следует, что для любого родителя целесообразно заботиться о том, чтобы между ним и ребенком были построены доверительные отношения. Это позволит в процессе общения с малышом дать ему должное воспитание и сформировать нравственное поведение у него.

Воспитывая в ребенке нравственность, родители смогут меньше беспокоиться за то, что их малыш сделает какую-то глупость. Нравственный ребенок самостоятельно сможет отличать зло и добро, хорошее и плохое, а также будет лучше понимать, какие действия разрешается совершать, а каких лучше избегать вовсе.

То, какая между членами семьи царит обстановка, практически полностью зависит от самих родителей. Если в доме хорошо и взрослым, и детям, то ребенок вряд ли захочет куда-то уйти и найти себе сомнительных друзей. Взрослые должны интересоваться жизнью ребенка, быть друзьями для его друзей, участвовать в взрослении малыша.

Несмотря на загруженность современных взрослых, родители всегда должны находить свободное время для ребенка. О малыше нужно заботиться: общаться с ним, помогать решать проблемы, следить за тем, чтобы ребенок был хорошо одет и накормлен. Дети нуждаются в заботе и опеке. Главное правило, которое должны четко понимать все взрослые: любое насилие, как физическое, так и психическое недопустимо по отношению к ребенку.

Малыша нельзя унижать, демонстрировать свое превосходство, ругать. Каждый родитель должен быть терпелив, ведь в первую очередь от него зависит, каким вырастет ребенок. Также следует помнить о том, что у всех детей есть определенные права, которые не должны нарушаться.

Основные виды прав ребенка по Конституции РФ

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область 7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область8 (800) 350-32-81Остальные регионыОнлайн-консультант{amp}gt;{amp}gt;Это быстро и бесплатно!

Основными считаются следующие права ребенка:

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Проживать с матерью и отцом.
  3. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  4. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  5. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  6. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  7. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  8. Получение медицинской и социальной помощи.
  9. Использовать родной язык и религию родителей.
  10. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  11. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  12. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  13. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  14. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  15. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  16. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  17. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  18. Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.

В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.

Комментарии к статье 60 Семейного кодекса РФ

Отметим, что имущественные права несовершеннолетнего ребенка регулируются не только Семейным кодексом, но также Гражданским и Жилищным. Рассмотрим комментарии к 60-ой статье Семейного кодекса.

В первом пункте говорится о содержании ребенка, размер которого его родители определяют самостоятельно. Под содержанием понимаются базовые потребности человека — еда, одежда, жилье. Отец и мать обеспечивают дитя, исходя из своего заработка. Никакого нижнего или верхнего порога трат на несовершеннолетнего не предусмотрено.

В случае отказа исполнять эти обязанности суд принудительно заставляет родителей обеспечивать своих детей всем необходимым. Если они не в состоянии этого делать, привлекают других членов семьи — бабушек, дедушек, братьев, сестер. В противном случае несовершеннолетнего забирают из семьи на государственное обеспечение.

Во втором пункте говорится о дополнительных доходах ребенка. Это могут быть:

  • алименты (при разводе родителей);
  • пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по потере кормильца;
  • социальная пенсия по потере кормильца;
  • пособие при рождении;
  • работа с 14-и лет.

Все эти доходы принадлежат несовершеннолетнему и могут расходоваться лишь на него. Сделки, покупки, осуществленные на деньги несовершеннолетнего, но не соответствующие его интересам, могут быть оспорены в суде, и родителя обяжут их вернуть.

О третьем пункте. На ребенка с рождения можно оформить или подарить ему имущество, вписать его в наследство. Дарят и наследуют не только квартиры — это может быть вклад в банке, акции какого-либо предприятия и т.д., и несовершеннолетний может распоряжаться всем этим, как пожелает, но с учетом своей дееспособности.

В России люди становятся дееспособными с 18-и лет, но есть и исключения, когда приобрести права и обязанности можно раньше. В определенных случаях можно жениться с 16-и лет, добиться эмансипации (то есть отказаться от родителей, если они не исполняют свои обязанности).

Возможно с согласия родителей заниматься предпринимательской деятельностью и работать по трудовому договору и контракту. Во всех этих случаях человек признается дееспособным до наступления совершеннолетия.

А вот до 14-и лет этими вопросами занимаются мама и папа, как законные представители. Продажа квартиры, ее раздел, сдача в аренду и другие подобные сделки проводятся только под контролем органов опеки (регулирует это статья 37 Гражданского Кодекса).

За законностью всех «дорогих» сделок следит государство в лице опеки, охраняя права несовершеннолетнего.

Пункт четвертый. Государство разделяет имущество детей и родителей. Исключением может быть только совместная собственность в результате наследования или приватизации. Стоит отметить, что родитель распоряжается своей долей так, как хочет, а долей детей в соответствии с вышеизложенными правилами, то есть согласно интересам ребенка и с привлечением органов опеки и попечительства.

Пятый пункт — о долевой собственности. В отношении детей и родителей он действует точно так же, как и для всех остальных. Есть преимущественное право покупки доли у родственников (кроме случаев, когда имущество забирают за долги). Продающий долю уведомляет всех остальных собственников об этом, и в течении месяца они должны принять решение о покупке.

Нарушение прав ребенка

Ребенок – такой же полноценный член нашего общества, как и любой взрослый человек. Между тем, маленькие дети еще не могут заявить о нарушении или ущемлении своих прав в соответствующие органы. Ребята постарше тоже зачастую терпят издевательства просто потому, что боятся наказания.

Примеры нарушения прав ребенка

Различные ситуации нарушения прав ребенка возникают в нашей жизни постоянно. Как часто родители наказывают своего малыша за любую провинность, оскорбляют, называют глупым или даже бьют. Мамы и папы называют подобное поведение воспитанием, однако, на самом деле, это ярчайшие проявления насилия над ребенком.

Наиболее часто нарушение прав ребенка можно встретить именно в семье. Самое ужасное, что никто из членов такой семьи даже не задумывается о том, что кроха страдает и не может никак изменить ситуацию. Большинство таких родителей в свое время воспитывались аналогичным образом и не понимают, что общение между старшими и младшими может строиться каким-то иным образом.

Между тем, если родители узнают о нарушении прав своего ребенка в школе, они готовы делать все, что угодно, чтобы виновные понесли справедливое наказание. Мамы и папы будут добиваться увольнения учителя, который повысил голос или поднял руку на их отпрыска, не задумываясь о том, что сами ведут себя точно так же.

Физическое насилие унижает ребенка, ухудшает общее состояние его здоровья, вызывает слабость и недомогание. Психологическое воздействие оказывается еще страшнее — оно искажает модель межличностных отношений, порождает неуверенность, занижает самооценку крохи, заставляет его замыкаться в себе.

Кроме того, существуют такие виды нарушения прав ребенка, как ограничение его свободы, умышленная порча имущества, лишение еды и воды. Все это тоже нередко можно встретить в современных семьях, в которых подобные нарушения считают всего лишь простыми воспитательными мерами.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал.

На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям».

Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector