Неустойка по 44-фз: виды неустоек, расчет, начисление, сроки уплаты

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 млн р.

С сентября 2020 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

  • 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
  • 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
  • 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
  • 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
  • 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2020 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

  • 3% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 2% — от 3 до 10 млн р.;
  • 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).

Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Минфин признал в госзакупках вирусный форс-мажор

— 3 апреля вышло совместное письмо Минфина РФ, МЧС и ФАС РФ о том, что распространение коронавирусной инфекции нового типа носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Теперь взимание штрафов невозможно, — объявил Готовцев. По его словам, с введением этой нормы поставщики освобождаются от уплаты неустойки, штрафов и пеней по текущим контрактам, если докажут, что задержка произошла вследствие «вирусного форс-мажора».


COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Фото council.gov.ru

Кроме того, сегодня же могут быть приняты поправки в постановление правительства РФ №783, которые предусматривают списание пеней и штрафов в рамках всех госконтрактов, выполняемых по 44-ФЗ. «Проект находится на подписании у министра финансов РФ. Скорее всего, сегодня примут», — сообщил он. В этом случае от гигантских штрафов могут быть освобождены все исполнители контрактов.

На момент публикации сообщений о принятии поправок не поступило.

Разъяснения некоторых моментов постановления

В пункте №6 рассматриваемого правительственного постановления в полной мере описывается перечень тех обязательств, предусмотренных соглашением, за исполнение которых не предусматривается поощрение финансового характера или любая форма ответственности, выраженная в денежном эквиваленте.

В качестве наглядных примеров обязательств, которые не могут иметь выражение в виде определенной стоимости, можно привести следующие:

  • отсутствие одного из основных членов комиссии, занимающейся приемкой работ или услуг;
  • возвращение заказчиком суммы контрактного обеспечения с учетом нарушения установленных сроков, прописанных в соответствующем соглашении;
  • отказ непосредственного заказчика от предоставления пакета документации, которая важна для поставщика в рамках доставки товаров.

В пункте №1 настоящего Постановления определяется факт того, что представленный нормативный акт был составлен для определения фактического порядка расчета следующих параметров:

  • штраф, определенный в формате закрепленной суммы денежных средств, который начисляется за неправильное исполнение обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки – актуально для заказчиков;
  • то же самое, но для поставщиков товаров или услуг;
  • пени, которые начисляются за каждый день пропуска выполнения контрактных обязательств.

Другими словами, в соответствии с объективным набором требований, представленным в рассматриваемом Федеральном Законе, заказчику не могут начисляться дополнительные сборы за пропуск сроков, отведенных на исполнение заявленных обязательств. Это актуально для каждого конкретного случая.

Именно поэтому требования о взыскания пени с заказчика не могут быть прописаны в двусторонних соглашениях. Для такой категории лиц предусматривается только финансовая санкция, начисляемая за неполноценное или некорректное исполнение обязательств, полный перечень которых приведен в контракте.

Что касается пени, которые накладываются на одну из сторон соглашения за просрочку, то такая сумма начисляется в порядке, регламентированном статьей №34 Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года. Представленный нормативный акт рассматривает вопросы контрактной системы в области закупок работ, услуг или  стандартных товаров для обеспечения нужд на государственном или муниципальном уровне.

Соответствующий сбор стандартный – он составляет одну трехсотую действующей на конкретный момент времени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от общей суммы по контракту.

Важно помнить о том, что приведенное условие должно в обязательном порядке отражаться в договоре. Оно прописывается в специальном разделе, где фиксируется ответственность заказчика за просрочку принятых по контракту обязанностей.

Правила определения размера штрафа

Фактическая сумма штрафных санкций определяется в положениях договора, что предусматривается пунктами №3-9 рассматриваемых правил по нормативному акту. Предусматривается назначение фиксированной суммы, которая, в свою очередь, может определяться в процентном соотношении от цены по контракту или по одному из этапов соответствующего соглашения.

За обнаружение факта некорректного исполнения обязательств со стороны исполнителя, включая те, которые носят исключительно гарантийный характер, размер санкций регламентируется на базе нормативов, прописанных в пунктах №4-8 рассматриваемых правил.

Суммы имеют следующий вид:

10% От общей суммы контрактного соглашения, если цена составляет более 3 000 000 рублей.
5% От всего контракта или от его одного этапа, если предельная стоимость работ не превышает 50 000 000 рублей.
1% Если стоимость соглашения составляет до 100 000 000 рублей.
0,5% До 500 000 000 рублей.
0,4% До 1 000 000 000 рублей.
0,3% До 2 000 000 000 рублей и так далее.

Стоит отметить, что при обнаружении факта неисполнения контрактных обязательств со стороны заказчика, в соответствии с нормами статьи №30 Федерального Закона Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров или услуг, размер штрафных сборов будет также определяться в формате фиксированной суммы.

Определяется следующий актуальный порядок:

3% Если сумма по контракту не составляет цену свыше 3 000 000 рублей.
2% До 10 000 000 рублей включительно.
1% До 20 000 000 рублей.

Приведенные ценовые позиции считаются наиболее часто встречающимися в сфере торговых закупок. Каждая национальная республика или область Российской Федерации может определять дополнительные параметры в самостоятельном порядке.

Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика

Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке.

Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья  УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья  УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Последствия отстранения участника

В нескольких нормах 44 ФЗ изложено, какие меры могут быть приняты к участнику, если установлено, что он не соответствует единым требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия нормативным требованиям:

  1. Потеря обеспечения заявки по п. 6 ч. 8 ст. 44 44-ФЗ.
  2. Отказ от заключения контракта по ч. 11 ст. 31 44-ФЗ.

При отстранении поставщика на этапе заключения контракта, заказчик составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Срок публикации — не позднее одного рабочего дня после принятия решения.

Если есть основания считать претензии неправомерными, решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем обжалуются поставщиком в УФАС (ч. 12 ст. 31 44-ФЗ).

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней
Формула Расчет Результат
К = 1/300 × ключевой ставки 1/300 × 9% 0,0003
П= (Цк-Ци) × К × Д (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 6 000,00 руб.

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

  • Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).

<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).

<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).

<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)

Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)

2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).

Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.

Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.

Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.

(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector