Статья 23. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
Содержание:
Понятие и виды сервитутов.
26.12.2018 11:32
Геленджикский отдел
Сервитут — ограниченное право пользования чужой вещью.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п.4 ст.44 Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута. В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.
Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.
Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.
-Срочный сервитут — сервитут, устанавливаемый на определенный срок.
-Постоянный «бессрочный сервитут» — сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута. Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).
Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.
Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.
После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся (п. п. 5, 6 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):
- проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
- размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
- проведение дренажных работ;
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
- прогон сельскохозяйственных животных;
- сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
- охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.
В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).
Обратите внимание: в случае установления публичного сервитута на земельный участок запись об ограничении (обременении) – госрегистрации сервитута – в реестр прав на недвижимость ЕГРН не вносится. Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН
Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута
Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН. Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута.
Если публичный сервитут распространяется на часть земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав осуществляет действия по образованию данной части и вносит эти сведения в записи кадастра недвижимости об этом участке в установленном порядке и объеме.
Что такое сервитут
Хозяйственная деятельность владельцев усадеб невозможна без взаимодействия с соседями. Причин, по которым требуется воспользоваться чужой землей, множество:
- обеспечение проезда или прохода к своему дому;
- подвод коммунальных, электрических, инженерных сетей;
- доступ к системе жизнеобеспечения;
- подход к береговой полосе.
Если соседи категорически не пускают в свои владения, в дело вступает официальный документ, который разрешает конкретному гражданину использовать чужое имущество на определенных условиях. Договор сервитута земельного участка — крайняя мера. Регистрируют его, когда ситуация жизненно важна и не приносит серьезных неудобств владельцу.
Законодательное понятие земельного сервитута
На законодательном уровне договорные отношения регулируются сразу двумя нормативными актами:
- Гражданский кодекс содержит основную концепцию и правила особого пользования (ст. 274-277);
- Земельный кодекс определяет обширный перечень ситуаций для доступа, а также использование государственной и муниципальной земли (ст. 23).
Регистрация обременения не лишает собственника прав на использование земли. Он далее распоряжается своим имуществом, может подарить его или продать. Переход права собственности не приводит к отмене или изменению договора, поскольку его положения касаются исключительно земельной делянки, а не владельца.
Если статус надела меняется вследствие аренды, купли-продажи, мены, то собственник обязан заранее предоставить потенциальному приобретателю информацию об обременениях. В случае сокрытия или предоставления ложной информации сделка может быть признана недействительной.
Закон содержит указание на прекращение доступа в случае изъятия делянки в государственную или муниципальную собственность (ст. 279 ГК РФ). Датой аннулирования документа считается последний день владения землей прежним хозяином. Однако, по решению властей договор может быть продлен, если его положения не противоречат целям дальнейшего использования территории.
Собственников делянки законодательство в обиде не оставило: им разрешено устанавливать соразмерную плату за использование своего имущества (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Главное, при заключении договора прописать правила и сумму оплаты отдельным пунктом.
Обладатель сервитута
Лицо, получившее ограниченное право на пользование чужой территорией, называется обладателем сервитута. Условия обременения строго определены и обязательны к исполнению обеими сторонами. Обладателем могут быть исключительно собственники того надела, для жизнеобеспечения которого заключено соглашение.
Виды сервитутов
Наложение ограниченного пользования встречается, в основном, в сфере земельных отношений. Судебная практика рассматривает обременение на недвижимость больше в теории. Например, закрепление за гражданином права передвижения через проходную комнату в квартире. Подобное использование собственности практически невозможно, потому что долевое распределение жилплощади не выделяет жильцам конкретную комнату. Законодательство закрепляет за владельцами квадратные метры, а в помещениях они расселяются самостоятельно.
Законодательством закреплены две разновидности договоров:
- Частный назначается владельцам конкретного надела, если по-другому невозможно обеспечить их жизнедеятельность. Обременение земельного участка сервитутом может вводиться как на всю территорию, так и на определенную часть. Документ составляется по добровольному согласию соседей или в судебном порядке.
- Публичный впускает во владения неопределенный круг граждан, если того требуют общественные интересы. Например, прокладка коммунальных сетей, прогон скота, доступ к водным ресурсам. Установление проходит принудительно без изъятия земли. Инициатором обременения выступает государство или муниципалитет.
Похожие термины:
-
Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на осн
-
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
-
Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Лесной к
-
см. Лесной сервитут.
-
в международном праве ограничение территориальных прав одного государства в пользу другого: создание морских баз, поселений на чужих территориях, транзит через каналы и т. п.
-
см. Водный сервитут.
-
(praedium serviens) — ограниченное право пользования чужой вещью в виде сельского или городского земельного участка в целях его улучшения, которое навсегда связано с этим участком и может быть передано т
-
институт вещного права, разработанный в Древнем Риме, воспринятый в средневековом праве, получивший развитие в новое и новейшее время. Предусматривал возможность пользования в определенных пред
-
вид сервитута, устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения на основании закона или иного нормативного правового акта Российской Федер
-
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут). Водный
-
лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
-
разновидность сервитутов, содержание которых состояло в том, что бессрочное право пользования чужой вещью было непосредственно связано именно с вещью, оно было «привязано» к ней, и это право могл
-
(servitutes personarum) — разновидность сервитутов, содержание которой состояло в том, что собственник вещи ограничивался в пользу конкретно определенного лица, которому предоставляются некоторые по насл
-
устанавливаются в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий,
-
управомоченное лицо (истинный собственник) вправе не допускать определенных действий со стороны служащего участка, то есть собственник служащего участка обязывается терпеть те или иные обремени
-
управомоченное лицо (истинный собственник) само совершает определенные действия (право направлять сток воды на служащий участок, право перекинуть балкон на выступы чужого здания, право пользован
-
устанавливаются законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 23 Зем
-
концепция, получившая распространение в прошлом, согласно которой определенные права государств относительно всей или части иностранной территории или определенные обязательства территориаль
-
право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут бы
Виды сервитутов по законодательству
Какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:
- частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
- срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);
Частный сервитут
Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Договор сервитута оформляется письменно и регистрируется в Едином государственном реестре в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.
Публичный сервитут
Процесс установления происходит иным путем. Публичные сервитуты на участок земли устанавливаются законом в случае необходимости удовлетворения интересов государства. Основной причиной установления этого вида является возможность разрешения задач, связанных с обеспечением нужд. Решение об установлении этого вида сервитутов выносится только после общественных слушаний
Они устанавливаются для размещения на нем межевых знаков, а также для изъятия ресурсов, для проведения работ государственной важности, и даже для прогона животных. Продолжительность ограничений соответствует административным условиям
Публичный, как и частный сервитут, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре. Каждая сторона имеет право на помощь судебного исполнителя. Владелец собственности, может подать исковое заявление в суд об установлении соразмерной платы за использование его земли.
О следующих видах много говорить не придется, так как названия говорят обо всем. Срочный и постоянный сервитуты на участок земли. Срочный устанавливается на определенный срок, а в постоянном — срок не указывается.
Как установить сервитут?
Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.
Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.
Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.
Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).
В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.
Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.
Продажа
Студия|20 м2|1/16 этаж
1 550 000 ₽
Всеволожск г., Дорога Жизни шос., д 6
Показать номер
Продажа
2-комн. кв.|30 м2|3/3 этаж
1 600 000 ₽
Лесное пос., д 15
Показать номер
Продажа
2-комн. кв.|44 м2|1/5 этаж
1 650 000 ₽
Ломоносов г., Жоры Антоненко ул., д 14
Показать номер
Продажа
Студия|23 м2|8/9 этаж
1 690 000 ₽
Ломоносов г., Михайловская ул., д 51
Показать номер
Продажа
1-комн. кв.|34 м2|5/5 этаж
1 700 000 ₽
Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Лесное пос., 18, 18
Показать номер
Продажа
2-комн. кв.|53 м2|3/5 этаж
1 750 000 ₽
п. Гаврилово, ул. Школьная, 6А
Показать номер
Продажа
Студия|22 м2|5/12 этаж
1 760 000 ₽
Всеволожск г., Дорога Жизни шос., д 6
Показать номер
Продажа
2-комн. кв.|31 м2|3/3 этаж
1 790 000 ₽
Лесное пос., д 17
Показать номер
Продажа
3-комн. кв.|55 м2|2/2 этаж
1 800 000 ₽
Борисова Грива дер., Грибное ул., д 13
Показать номер
Продажа
2-комн. кв.|50 м2|8/9 этаж
1 800 000 ₽
Олеко Дундича ул., д 19
Показать номер
Продажа
3-комн. кв.|42 м2|3/3 этаж
2 190 000 ₽
Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Ваганово-2 пос., 21
Показать номер
Продажа
3-комн. кв.|56 м2|1/2 этаж
1 800 000 ₽
Борисова Грива дер., Грибное ул., д 14
Показать номер
Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.
Методика оценки сервитута
Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.
В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:
- Размер реального ущерба;
- Размер упущенной выгоды;
- Размер убытков.
На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:
- Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
- Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
- Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.
Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.
На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».
Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:
Наименование подхода | Сравнительный | Затратный | Доходный |
Общая идея | Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута. | Стоимость сервитута определяется на основе:
· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора. · Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута. |
Стоимость сервитута определяется на основе:
· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок. · Платы за ограничение использования собственником земельного участка. |
Реализуемость на практике | В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено. | Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами. |
Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода
Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам