Организация закупочной деятельности предприятия

ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНОВ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК

Необходимо помнить, что какой бы идеальной ни была схема планирования, всегда будут факторы, требующие срочного реагирования и проведения закупок во внеплановом режиме. Например, аварийные ситуации или ошибки исполнителей.

Те же ошибки исполнителей, отказ от инвестиционных проектов или прочие факторы могут приводить и к обратным изменениям – сокращению потребности и, как следствие, необходимости срочного отказа от заявленных к закупке ТМЦ, сокращения плана поставок. Иначе мы рискуем купить более не требуемые ТМЦ, которые будут мертвым грузом лежать на наших складах.

Наличие ситуаций, которые не поддаются планированию, не говорит о том, что решения при согласовании дополнительных заявок на закупку или корректировок плана поставок может в такой ситуации применяться без понимания последствий.

Крайне важно обладать полной информацией о том, что привело к необходимости вносить изменения в согласованные планы и как принимаемое решение повлияет на прочие факторы экономической жизни предприятия. Например, в части бюджета требуется четко понимать, как дополнительные затраты повлияют на себестоимость продукции

Идея подобного анализа и контроля изложена в статье «Оперативное реагирование на отклонение от планового расходования бюджета».

Так простым ли является процесс закупки товаров? Все зависит от того, насколько важно им управлять эффективно! Если есть необходимость или желание проводить закупки товаров с максимальной отдачей – описанная выше схема учета и рекомендации по её налаживанию могут помочь быстрее добиться результата при попытке внедрить подобный детальный учет и контроль на любом предприятии: производственном, промышленном, торговом.

Сущность, цели и функции закупочной логистики

Она отвечает на вопросы:

  1. Что закупить?
  2. Сколько закупить?
  3. У кого закупить?
  4. На каких условиях закупить?

Любому человеку, думающему как заработать деньги, и решившему открыть свой бизнес в сфере торговли, необходимо заняться организацией закупочной логистики!

Рассматривать закупочную логистику можно с точки зрения расположения ее на трех разных уровнях:

  1. Макрологистический — связь между предприятиями, полная цепочка «поставщик — потребитель».
  2. Микрологистический — как подразделение предприятия, выполняющее его цели и задачи.
  3. Самостоятельная система — закупочная логистика выступает как связь собственных элементов, которые мы более подробно рассмотрим ниже.

Основная цель закупочной логистики — создание надежной системы поставки материальных ценностей в организацию для удовлетворения спроса с максимальной эффективностью (лучшее качество по минимальным ценам).

Можно выделить и более частные цели, за которые отвечает закупочная логистика:

  1. Организация беспрерывного потока товаров (сырья) в организацию;
  2. Понимание запросов подразделений, использующих закупаемые материалы;
  3. Поиск поставщиков и налаживание отношений с ними;
  4. Закупка продукции;
  5. Обеспечение приемлемой цены и оптимальных условий поставок;
  6. Поддержание необходимых запасов;
  7. Отслеживание текущих условий на рынке (ожидаемого роста цен, уровня конкуренции в бизнесе, появления нового продукта или сезонного изменения спроса).

Снабжение не обязательно занимается закупкой материальных ценностей, например, оно так же может брать их в аренду. Однако, несмотря на эти различия, чаще эти понятия выступают как синонимы.

Как? С чего начать?

Для того чтобы получить свой первый государственный заказ, необходимо в первую очередь, как минимум, быть Индивидуальным Предпринимателем. Если же обычный гражданин (физическое лицо) изъявил желание участвовать в государственных закупках, ему обязательно необходимо обратиться в Налоговые Органы для регистрации себя в качестве ИП.

Во-вторых, индивидуальному предпринимателю, необходимо будет приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Если потенциальный участок тендера является индивидуальным предпринимателем и уже имеет ЭЦП, он может начать поиск своей первой государственной закупки. Для этого ему необходимо зайти на официальный единый сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/

При желании, можно начать с мониторинга. Для этого, слева страницы, выбираем вкладку «Закупки». Далее, можно нажать на ссылку «расширенный поиск» и в строку поисковика вбить наименование товара или услуги, которой Вы располагаете. При этом система дает возможность выбрать временной период, за который пользователь желает просмотреть результаты закупок.

Внимание! Все государственные закупки (как действующие, так и завершенные) носят абсолютно прозрачную систему! То есть каждый гражданин может совершенно свободно отслеживать хоть каждую государственную закупку. Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки

А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:

Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки

А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:

  • техническое задание
  • протоколы
  • оценить заявленные сроки
  • рассмотреть критерий оплаты товара (предоплата или постоплата). И соответственно, подумать, устроит ли такая система в будущем.

Совет: самый первый государственный заказ лучше оформлять на небольшую сумму, чтобы точно быть уверенным в его выполнении. А затем, набравшись опыта, переходить на более дорогостоящие закупки.

Оценив все данные в совокупности, новичок сможет реально оценить свою конкурентоспособность по конкретному направлению.

Внимание! Обязательным условием для участия в государственных закупках для индивидуального предпринимателя является отсутствие задолженности или недоимки по налогам!

Следует максимально ответственно отнестись к требованиям для участников. Например, внимательно прочитать условия закупки и оценить всю конкурсную документацию. Если потенциальный участник посчитает, что не успеет подготовить соответствующие документы, то и подавать заявку не стоит. Так как при несоблюдении условий, индивидуальный предприниматель может попасть в черный список, и на этом его деятельность в сфере государственных закупок закончится, так и не успевши начаться.

Во всей тонкостях закупок индивидуальному предпринимателю не сложно разобраться самостоятельно. Однако же, если у него нет на это времени, сил, возможно, желания (что странно), то всегда можно обратиться к посредникам. Существует огромное количество фирм, готовых помочь в работе с государственными закупками. Фирмы – посредники зарабатывают на том, что, фактически, делают всю работу за ИП или ООО. Прайс таких услуг варьируется от 3000 вплоть до 150000 рублей. Конечно, цена устанавливается пропорционально масштабу работы.

ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ

Решение включило лучшие практики управления предприятием. Подходит клиентам с различным типом производства из отраслей машиностроения, станкостроения и приборостроения.

Система для оперативного управления ходом производства. Помогает контролировать все операции в онлайн режиме и строго следовать плану по выпуску и реализации заказов.

Комплексное решение по автоматизации послепродажного обслуживания и сервиса. Создано для компаний из отрасли автомобилестроения. Помогает оптимизировать работу с дилерами.

Позволяет создать удобную среду для совместной работы разных подразделений: конструкторских и технологических команд, производственных департаментов и отделов снабжения

Решение, которое помогает оптимизировать организацию поездок сотрудников и обеспечивает прозрачность процесса оформления командировок и автоматизацию ключевых задач по их реализации

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК

Иногда удобно разделять планирование поставок и планирование закупок товаров. Например, под планом поставок рассматривать план в виде «срок поставки + объем поставки», а планом закупок удобно понимать более широкую сущность – план поставок плюс деньги (стоимости товаров и ожидаемых сроков взаиморасчетов). Однако часто эти понятия используются как синонимы.

В любом случае, заявки на закупку от множества подразделений-заказчиков часто содержат одни и те же позиции. Является ли информация о заказчике необходимой для осуществления закупки и поставки товаров? Разве что при согласовании замены на возможные аналоги или при уточнении свойств и характеристик товара при подборе поставщика

На всех остальных этапах закупки товаров снабженцу важно только знать, что и в каком объеме требуется закупить

При организации и планировании поставок товаров намного удобнее и целесообразнее работать не с десятками или сотнями заявок на закупку товаров отдельных подразделений-заказчиков, а чем-то другим, агрегированным. В этих целях удобно применять план закупок (план поставок). Именно план закупок (план поставок) будет этим агрегированным перечнем ТМЦ, которые должны быть закуплены предприятием или организацией в целом.

План закупок товарно-материальных ресурсов является «инструкцией к действию» для коммерческой службы предприятия, ответственной за закупку ТМЦ. Он же нужен и удобен для контроля закупок, проводимых коммерческой службой или отдельными ответственными исполнителями (снабженцами), т.к. очень легко получить статистику его выполнение, получить позиции, которые не были закуплены или закуплены не в полном объеме.

Выделение плана закупок в схеме закупок ТМЦ обеспечивает и многие прочие выгоды, например, возможность организовать автоматический контроль за оприходованием позиций, не заявленных к закупке, т.е. предотвратить «самодеятельность» снабженцев при закупках, когда покупают «не совсем» то, что надо (или совсем не то), или когда закупка товаров ведется в завышенном объеме.

ПОСТАВКА ТОВАРОВ (ДОСТАВКА, РАЗГРУЗКА, ПРИЕМКА, УСТАНОВКА НА УЧЕТ)

Эффективная организация поставок — тема для отдельного обсуждения. Процесс поставки товаров (сырья, оборудования, материалов) сам по себе многоэтапный, имеет свою специфику и типовые проблемы, которые можно выделить отдельно для всех стадий исполнения поставки: доставки, приемки, установки принятых товаров на учет.

Например, на этапе доставки часто полезно отслеживать текущее местонахождение груза, особенно если он проходит таможенное оформление. Это может помочь с организацией приемки товара, если склады работают не круглосуточно.

Установка на учет закупленных товаров – также на первый взгляд достаточно простая операция. А если попытаться обеспечить возможность оформления поставки в максимально сжатые сроки, и при этом добиться максимального контроля поставки (соответствия привезенных ТМЦ необходимым, правильности составления сопроводительных документов и т.д.)?

Важно, чтобы машины на разгрузке не стояли днями, а документы при передаче ТМЦ не готовились часами. Именно поэтому предварительно мы рекомендуем «готовить» поставку, описывая её на этапе согласования поставки с поставщиком

Это позволяет, например, заранее проверить соответствие осуществляемой поставки плану поставок, минимизировать сроки оформления поступления товаров, когда будет проходить их непосредственная приемка.

Обучение

Спрос рождает предложение. Вероятно поэтому львиная
доля методического обеспечения переговоров посвящена работе с
покупателями, но не с поставщиками. Не так просто найти приличный тренинг по
этому вопросу, в то время как желающих поучить технике продаж хоть отбавляй. Общие принципы 
переговорного процесса неизменны, будь то продажа или закупка, но вряд
ли кто-то усомнится в том, что положение покупателя даёт переговорщику
дополнительные возможности, которыми грех не воспользоваться.

Аналогичная ситуация с инструментальной поддержкой. Системы CRM всё более широко внедряются на российском рынке,
но при этом само название свидетельствует об их назначении — поддержке
отношений с клиентами. По счастью
большинство CRM-систем при лёгкой доработке
или просто настройке могут быть использованы для информационного обеспечения
управления отношениями с поставщиками.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК

Иногда удобно разделять планирование поставок и планирование закупок товаров. Например, под планом поставок рассматривать план в виде «срок поставки + объем поставки», а планом закупок удобно понимать более широкую сущность – план поставок плюс деньги (стоимости товаров и ожидаемых сроков взаиморасчетов). Однако часто эти понятия используются как синонимы.

В любом случае, заявки на закупку от множества подразделений-заказчиков часто содержат одни и те же позиции. Является ли информация о заказчике необходимой для осуществления закупки и поставки товаров? Разве что при согласовании замены на возможные аналоги или при уточнении свойств и характеристик товара при подборе поставщика

На всех остальных этапах закупки товаров снабженцу важно только знать, что и в каком объеме требуется закупить

При организации и планировании поставок товаров намного удобнее и целесообразнее работать не с десятками или сотнями заявок на закупку товаров отдельных подразделений-заказчиков, а чем-то другим, агрегированным. В этих целях удобно применять план закупок (план поставок). Именно план закупок (план поставок) будет этим агрегированным перечнем ТМЦ, которые должны быть закуплены предприятием или организацией в целом.

План закупок товарно-материальных ресурсов является «инструкцией к действию» для коммерческой службы предприятия, ответственной за закупку ТМЦ. Он же нужен и удобен для контроля закупок, проводимых коммерческой службой или отдельными ответственными исполнителями (снабженцами), т.к. очень легко получить статистику его выполнение, получить позиции, которые не были закуплены или закуплены не в полном объеме.

Выделение плана закупок в схеме закупок ТМЦ обеспечивает и многие прочие выгоды, например, возможность организовать автоматический контроль за оприходованием позиций, не заявленных к закупке, т.е. предотвратить «самодеятельность» снабженцев при закупках, когда покупают «не совсем» то, что надо (или совсем не то), или когда закупка товаров ведется в завышенном объеме.

Права отдела закупок

Отдел закупок вправе:

4.1. Получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.

4.2. Запрашивать и получать от руководителя организации и начальников структурных подразделений организации информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций и задач.

4.3. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации по вопросам материально-технического обеспечения и рационального использования материальных ресурсов.

4.4. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы отдела и организации в целом.

4.5. Участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности.

4.6. Вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на сотрудников отдела и других структурных подразделений организации по своему профилю деятельности.

4.7. Участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения деятельности организации.

Должностная инструкция

Подробнее о том, что входит в обязанности менеджера по закупкам, его статусе, правах и ответственности говорится в его должностной инструкции:

Должностная инструкция менеджера по закупкам

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ООО «ПИОН»
Воронов А.В.

____________________

«10» декабря 2020 года

І. Общие положения.

1. Назначение на должность менеджера по закупкам или освобождение от нее осуществляется приказом генерального директора организации по представлению начальника отдела закупок.

2. На должность менеджера по закупкам назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального и опыт работы на аналогичной должности не менее двух лет.

3. Менеджер по закупкам непосредственно подчиняется начальнику отдела снабжения.

4. Менеджер по закупкам обязан знать:

  • основы гражданского и хозяйственного законодательства, в том числе Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство о бухгалтерском учете и аудите, международное торговое право;
  • порядок заключения договоров купли-продажи, поставки, требования к оформлению документации, работы с первичной документацией;
  • ассортимент, характеристики, назначение товаров, используемых в организации;
  • правила приема, передачи товарно-материальных ценностей;
  • методы планирования снабжения организации;
  • нормы техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • принципы ценообразования, организацию закупок;
  • формы учета и отчетности, принятые в организации.

5. Менеджер по закупкам руководствуется в своей деятельности:

  • законодательством РФ;
  • уставом организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • распоряжениями, приказами, указаниями директора организации, непосредственного начальника, иными руководящими документами;
  • данной должностной инструкцией.

ІІ. Должностные обязанности менеджера по закупкам.

Менеджер по закупкам выполняет следующие должностные обязанности:

  1. Проводит работы по снабжению товарами в необходимом количестве и ассортименте.
  2. Осуществляет поиск поставщиков, изучает коммерческие предложения от них, обосновывает предложения о привлечении новых поставщиков.
  3. Ведет переговоры с контрагентами, обсуждает, согласовывает порядок, условия поставки с непосредственным руководителем.
  4. Осуществляет документальное сопровождение сделок.
  5. Контролирует исполнение обязательств сторон.
  6. Организует и участвует в сдаче-приемке поставленных товаров.
  7. Отслеживает оборот товара в организации совместно с другими отделами.
  8. Устанавливает категории товаров, которые необходимо приобретать для нужд организации.
  9. Устанавливает минимальный товарный остаток и способствует наличию необходимого количества товара на складе.
  10. Реализует меры по поддержанию постоянного наличия товаров повышенного спроса.
  11. Консультирует продавцов и покупателей по своим товарным группам.
  12. Предоставляет подразделениям организации необходимую информацию о товарах.
  13. Составляет и обосновывает планы закупок товаров.
  14. Немедленно информирует руководителя о фактах нарушения контрагентами условий поставок, совместно с другими службами участвует в решении споров, подготовке претензий.
  15. Выполняет служебные поручения непосредственного руководителя.

ІІІ. Права.

Менеджер по закупкам имеет право:

  1. Принимать решения в пределах своей компетенции.
  2. Действовать от имени организации по доверенности и представлять ее интересы во взаимоотношениях с другими компаниями.
  3. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих функциональных обязанностей.
  4. Направлять в адрес руководства предложения о совершенствовании своей работы и деятельности организации.
  5. Требовать от руководства создания условий для выполнения служебных обязанностей.
  6. Информировать непосредственного руководителя о выявленных недостатках в деятельности компании и вносить предложения по их ликвидации.

ІV. Ответственность.

Менеджер по закупкам несет ответственность за:

  1. Результаты принимаемых решений и собственных действий.
  2. Нарушение постановлений, положений руководящих документов организации.
  3. Нанесение ущерба компании, ее сотрудникам, контрагентам, государству.
  4. Умышленное предоставление недостоверной информации.
  5. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
  6. Разглашение коммерческой тайны, личной информации, конфиденциальных сведений.
  7. Нарушение трудовой дисциплины, правил техники безопасности, норм внутреннего трудового распорядка, противопожарной защиты.
  8. Проведение несанкционированных руководством встреч, представления интересов организации.

Управление закупочной логистикой и снабжением

В современной России функционирование закупочной логистики еще не до конца налажено, так как многие фирмы продолжают работать, ориентируясь на времена, когда все ресурсы в стране не закупались, а распределялись.

Организация логистики снабжения в нашей стране строится на основе одной из двух моделей:

  1. Традиционный вариант. Управление процессами закупочной логистики поделено между подразделениями предприятия. К примеру, перечень закупаемых ресурсов определяется отделом по производству, а поставщика выбирает генеральный директор фирмы. Главный недостаток этой модели в том, что в ней затруднено полноценное управление снабжением;
  2. Логистический подход. Все процедуры по снабжению находятся под управлением одного подразделения. Однако такой подход не исключает взаимодействие отдела логистики снабжения с остальными структурными единицами компании. Логистический подход позволяет более эффективно управлять процессом снабжения на всех его этапах.

В ходе своей деятельности управление системой закупок на любом предприятии стремится:

  1. Расширить ассортимента продукции;
  2. Снизить затраты ресурсов;
  3. Избавиться от нереализуемых запасов;
  4. Контролировать специальные заказы;
  5. Контролировать упущенные продажи;
  6. Увеличивать сектор стандартных закупок.

Функционал закупочной логистики

Управление закупками – это обеспечение компании продукцией требуемого качества и количества из конкретного источника, с ее поставкой в определенное время, в нужное место по оптимальной цене.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Современный подход к определению закупочной деятельности рассматривает ее не как отдельную функцию, а как вид деятельности входящего в цепочку поставок. Все чаще руководители, занимающиеся закупками, подчиняются топ-менеджменту департамента логистики. Также следует отметить за последнее время снижение количества сотрудников в службах закупок. Это обусловлено тем, что применение информационных технологий существенно снизило объем ручного труда в закупочной деятельности. При подчинении отдела закупок департаменту логистики некоторые функции по контролю запасов и т.д. передаются смежным отделам, также подчиняющихся департаменту логистики.

Управление закупочной деятельностью является отдельной областью квалификации персонала, развитие и наращивание которой являются важными в процессах управления

Сотрудникам службы закупок важно хорошо ориентироваться в смежных видах деятельности всей цепочки поставок, также необходимо обладать стратегическим мышлением, управленческими навыками

Основные задачи отдела закупок

2.1. Снабжение всех подразделений организации необходимыми материалами требуемого качества в заданные сроки.

2.2. Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по вопросам материально-технического снабжения и рационального использования материальных ресурсов.

2.3. Совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

2.4. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства организации.

2.5. Решение иных задач в соответствии с целями организации.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ТМЦ

Всегда ли мы закупаем то количество ТМЦ, которое требуется? Не всегда. Всегда ли один вид ТМЦ закупается для одного внутреннего заказчика? Нет, тоже не всегда. Вполне может быть ситуация, когда молоток или защитные очки нужны одновременно нескольким подразделениям. Аналогичная приведенному примеру ситуация может быть и с сырьем, и с оборудованием, и с материалами.

Что же делать, когда мы купили меньше, чем надо? Кто должен принять решение, кому отдать закупленные ТМЦ в первую очередь?

В применяемой нами схеме автоматизации мы отдаем требующие распределения неполные поставки исполнителям технической службы, которые отвечают за производство. Именно они, а не снабженцы или компьютер (программа) должны принять непростое решение о приоритетном обеспечении в сложных ситуациях.

ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Вне зависимости от того, кто отвечает за подбор поставщика, будь то сам экономист по снабжению или представитель отдельного подразделения или организации, ответственный за проведение тендера на закупку, крайне важно контролировать сроки подбора поставщиков

Отсутствие контроля сроков подбора поставщиков может привести к тому, что обоснование задержки поставки ТМЦ будет постоянно списываться именно на проблемы в поиске поставщика. Поэтому желательно иметь четкие и эффективные механизмы анализа задержек при подборе поставщиков.

На практике мы применяем графический вариант аналитики, который видится достаточно удобным и наиболее наглядным – график, одновременно отображающий количество позиций, по которым мы ожидаем получить решения о выбранных поставщиках, а также количество позиций, по которым фактически имеем такие решения.

ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Вне зависимости от того, кто отвечает за подбор поставщика, будь то сам экономист по снабжению или представитель отдельного подразделения или организации, ответственный за проведение тендера на закупку, крайне важно контролировать сроки подбора поставщиков

Отсутствие контроля сроков подбора поставщиков может привести к тому, что обоснование задержки поставки ТМЦ будет постоянно списываться именно на проблемы в поиске поставщика. Поэтому желательно иметь четкие и эффективные механизмы анализа задержек при подборе поставщиков.

На практике мы применяем графический вариант аналитики, который видится достаточно удобным и наиболее наглядным – график, одновременно отображающий количество позиций, по которым мы ожидаем получить решения о выбранных поставщиках, а также количество позиций, по которым фактически имеем такие решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector