Административное взыскание. порядок наложения административных взысканий

Содержание:

Срок административного наказания

Регулирование сроков назначения административного взыскания осуществляется статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В этой статье указан список нюансов, влияющих на назначение срока наказания, а также на определение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как уже отмечалось выше, в каждой статье обозначены минимальные и максимальные меры назначения наказания. Что касается сроков, то они регулируются часами, днями, месяцами и годами, в зависимости от продолжительности. И на срок назначения влияют следующие факторы:

  • повторное совершение;
  • тяжесть административного правонарушения;
  • наступившие последствия;
  • раскаяние;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Сроки исковой давности

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что сроки исковой давности по административным делам, рассматриваемых судьей, составляет три месяца. Если же решение о наказании принимается другими должностными лицами, то сроки исковой давности составляют два месяца.

Это означает что за совершение правонарушения человек может привлекаться к административному наказанию, только на протяжении указанных месяцев с момента совершения проступка.

Дополнительно предусмотрен ряд правонарушений, за совершение которых человек может привлекаться к ответственности на протяжении года с момента его совершения. К таким правонарушением относятся следующие:

  • умышленное совершение ошибок при заполнении государственных реестров;
  • нарушение миграционного законодательства;
  • нарушение страховых законов;
  • нарушение прав потребителей;
  • совершение правонарушений в сфере осуществления выборов и  референдума;
  • коррупция;
  • продажа подакцизного товара без надлежащих документов;
  • проведение несанкционированных массовых мероприятий и митингов.

Внимание! Исключительные обстоятельства действует в годовой срок давности, если правонарушение связано с бухучетом, таможенным правом, и оборотом валюты на территории Российской Федерации. Если правонарушения связаны с деятельностью политических партий и людей, деятельностью отдельных политических лиц, срок исковой давности может составлять три года с момента совершения правонарушения

Если правонарушения связаны с деятельностью политических партий и людей, деятельностью отдельных политических лиц, срок исковой давности может составлять три года с момента совершения правонарушения.

Максимальный срок исковой давности составляет шесть лет со дня совершения правонарушения или со дня его выявления, если речь идет о финансировании террористической деятельности или о нарушении антикоррупционного закона.

Какова процедура наложения и снятия взыскания?

Любой дисциплинарный проступок должен быть зафиксирован документально: докладной запиской непосредственного начальника нарушителя на имя руководителя работодателя или актом о дисциплинарном проступке, который обычно составляется работниками отдела кадров, а также иными документами, подтверждающими наличие нарушения, или показаниями свидетелей.

Прежде чем применять меры воздействия, работодателю нужно затребовать у работника объяснения, которые тот должен в течение 2 дней дать в произвольной форме (письменно). Но работник может отказаться от дачи таких пояснений, и в этом случае в присутствии свидетелей необходимо составить акт об этом.

Если факт дисциплинарного проступка бесспорен (установлена вина работника в нарушении трудовых обязанностей) и отсутствуют обстоятельства, оправдывающие его (например, нетрудоспособность, непредвиденные обстоятельства, вызов в правоохранительные органы), то становится возможным применение взыскания. При этом даже при грубом нарушении необязательно прибегать к увольнению.

ВАЖНО! За один дисциплинарный проступок наказание может быть только одно (ст. 193 ТК РФ)

Оно отражается в приказе, который не позднее 3 рабочих дней с момента оформления предоставляется для ознакомления работнику под расписку. Отказ последнего подписать приказ также оформляют актом.

Применить взыскание можно в течение 1 месяца со дня выявления дисциплинарного проступка и не позже полугода (а для финансовых нарушений — 2 лет) со дня его совершения с учетом допускаемых законодательством периодов отсутствия на работе (ст. 193 ТК РФ).

Несоблюдение процедуры наложения взыскания (документирования, последовательности шагов, сроков), особенно в случае увольнения, может привести к признанию его незаконным.

Дисциплинарное взыскание по прошествии года при отсутствии нового дисциплинарного проступка снимается автоматически (ст. 194 ТК РФ). Но допускается и досрочное снятие по инициативе:

  • руководства работодателя;
  • непосредственного начальника работника;
  • трудового коллектива;
  • самого работника.

В отношении снятия наказания также издается приказ, служащий основанием для соответствующей записи в кадровых документах работника.

О том, какие кадровые документы нужно оформлять в отношении каждого принятого на работу сотрудника, читайте в статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

Статья 51. Лишение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

2. Лишение специального права применяется судьей.

3. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, за исключением права управления транспортными средствами.

3-1. Срок лишения права управления транспортными средствами может быть от шести месяцев до двух лет.

3-2. Срок лишения права за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения может быть от двух до десяти лет.

4. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

5. Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (либо) материально. А именно к ним относятся такие меры принуждения, как:

  1. Предупреждение — официальное порицание нарушителя в письменной форме. Устанавливается только за впервые совершенное правонарушение и при отсутствии причиненного вреда или угрозы жизни и здоровью человека, животным, окружающей среде, предметам культурного наследия, госбезопасности, при отсутствии угрозы возникновения стихийных бедствий и имущественного ущерба.
  2. Штраф — денежное взыскание, максимальные размеры которого зависят от совершенных нарушений и прописаны в статье 3.5 КоАП РФ. Что же касается минимального размера данного взыскания, то, согласно этому же источнику права, размер штрафа не может быть меньше 100 рублей, а за совершение дорожно-транспортных правонарушений — 500 рублей.
  3. Конфискация — принудительное изъятие в государственную собственность орудия совершения или предмета административного нарушения.
  4. Лишение физлица специального права. Применение административных взысканий такого плана осуществляется за систематические или грубые нарушения порядка пользования правом, предоставленным ранее правонарушителю (например, лишение водительского удостоверения). Срок такого лишения не может составлять менее одного месяца и более 3-х лет.
  5. Арест — содержание физлица в условиях изоляции от общества. Законодатель предусматривает, в общем, максимальный срок ареста на 15 суток, а в случаях некоторых категорий нарушений — до 30-ти суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за границы РФ — это принудительное, проходящее под контролем перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности — это временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательством без образования юрлица. Такое административное взыскание является мерой наказания в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения заражения, эпидемии, техногенных катастроф, радиационной аварии, а также если правонарушителем совершены действия в области оборота наркотических, психотропных веществ, отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирование терроризма, оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка управления, общественных безопасности и порядка, градостроения, транспортной безопасности, охраны собственности, отдельных видов деятельности для граждан других стран и лиц без гражданства, а также в сфере привлечения их к труду на торговых объектах. Приостановление деятельности устанавливается на период до 90 суток. В ситуациях, когда утрачены обстоятельства, послужившие причиной назначения данного наказания, взыскание отменяется судом, должностным лицом досрочно.
  8. Дисквалификация — запрет занимать должности в федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов РФ и т. д. Данная мера устанавливается на период от 6-ти месяцев до 3-х лет.
  9. Запрет на посещение спортивных соревнований — это временное ограничение права гражданина находиться в местах проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Данное административное взыскание может быть наложено за ранее совершенное нарушение человеком поведения на подобном мероприятии и может составлять от 6-ти месяцев до 7-ми лет.
  10. Исправительные работы — это выполнение бесплатно в свободное время правонарушителем обязательных общественно полезных работ. Срок этого наказания может составлять от 20 до 200 часов, при этом в день человек может отрабатывать не более 4-х часов.

Статья 49. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения

1. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии на основании постановления судьи и последующей реализации в порядке, предусмотренном для исполнения судебных актов. Вырученная от реализации такого предмета сумма передается судебным исполнителем собственнику за вычетом расходов по его реализации.

2. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

3. Возмездное изъятие может применяться только за умышленное правонарушение в случаях, предусмотренных соответствующей статьей особенной части настоящего раздела, в качестве административного взыскания.

Другие особенности при установлении административного наказания

В Российской Федерации предусмотрены категории граждан, к которым то или иное наказание не может быть применено. Так, например, административный штраф не может быть назначен матросам, солдатам, старшинам и сержантам, которые проходят военную службу по призыву, а также его нельзя наложить на курсантов военных учебных заведений до момента заключения с ними контракта.

Не может быть произведена и конфискация оружия, боеприпасов, предметов предназначенных для охоты или рыболовства, в случае, когда данные виды деятельности являются единственным источником дохода лица, совершившего правонарушение. Аналогичное правило распространяется и на наказание в качестве лишения права на охоту, кроме случаев, когда лицо охотилось в неразрешенное время или запрещенными способами, орудиями.

В РФ не выносится постановление о наложении административного взыскания в виде лишения водительского удостоверения лицам, которые пользуются ТС в связи со своей инвалидностью. Исключения составляют вождение транспортом в нетрезвом состоянии, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, повторное нарушение статей 12.10, 12.15 (части 4), 12.16 (части 3), 12.24 и 12.27.

Арест не может быть назначен как административное взыскание для беременных, женщин, которые имеют детей до 14-ти лет, несовершеннолетних лиц, инвалидов 1-2 групп, военнослужащих и лиц, имеющих спец. звание работника следственного комитета РФ, ОВД и учреждений уголовно-исполнительного плана, работников гос. противопожарной службы, органов таможенных структур и контроля за оборотом наркотиков. Тем же категориям лиц не могут вменяться наказания в виде исправительных работ, за исключением женщин, у которых есть маленькие дети (в данном случае детям должно быть менее 3-х лет).

Административное выставление за пределы РФ не применяется как наказание к военнослужащим-иностранцам.

Рассмотрев подробно, что такое административная ответственность и административные взыскания, можно отметить несомненную роль наказаний, применяемых в данной области, обратить внимание на их воспитательный, профилактический или карательный характер

Также можно сделать вывод о важности закрепления порядка их применения на законодательном уровне во избежание ущемления прав и свобод граждан, которыми каждый человек наделен согласно Конституции

Статья 53. Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица

1. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица производится только в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок.

3. Мера административного взыскания в виде приостановления деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо проведением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный судом для их устранения.

4. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения.

5. исключена

6. Приостановление деятельности владельца склада хранения собственных товаров осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством Республики Казахстан.

Срок давности административных правонарушений

В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

  • экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
  • защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
  • налогов и сборов;
  • безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
  • авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
  • использования атомной энергии, электроэнергетики;
  • деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
  • рекламы;
  • спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
  • референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
  • государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
  • лотерей, азартных игр;
  • долевого строительства домов (многоквартирных);
  • сельскохозяйственных коопераций;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
  • финансирования терроризма;
  • банкротства;
  • исполнительного производства;
  • пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
  • сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • производства этилового спирта и алкоголя;
  • нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства. Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года — за нарушение законодательства о противодействии терроризму. Шесть лет — за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.
Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1-.14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

Экологические правонарушения

К сожалению, многие предприятия и организации при использовании природных ресурсов не заботятся о рачительном отношении к ним и о степени отрицательного влияния на окружающую среду. Поэтому, основываясь на законах и правовых нормах, все виды нарушений в сфере экологии выделены в отдельную группу с несением ответственности, которая определяется действующим законодательством.

Экологическое правонарушение — действие либо бездействие, в результате которого был причинен ущерб окружающей природной среде, либо совершены другие нарушения, включенные в законодательство в области экологии.

Подобные виновные действия находятся в противоречии с узаконенными правовыми требованиями экологических норм.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примеры основных действий, относящихся к этой группе:

  1. Загрязнение воздуха в результате неправильного использования различных техники и производственных сооружений либо из-за превышения действующих норм по допустимым выбросам вредных образований в атмосферу.
  2. Нарушение правил хранения, перевозки и применения сельскохозяйственных удобрений и ядохимикатов, в результате чего было загрязнено либо отравлено значительное количество земельных ресурсов.
  3. Несущее вред изменение природных свойств различных источников, а также подземных вод, в том числе, представляющее опасность для флоры и фауны, в результате их истощения или замусоривания.
  4. Сброс сточных вод, содержащих опасные для окружающей среды вещества, приводящее к порче водных ресурсов.
  5. Ненадлежащее обращение с огнем, послужившее причиной нанесение крупного ущерба или уничтожения лесных угодий.
  6. Ненадлежащее обращение с объектами, представляющими радиоактивную опасность, в том числе при захоронении отходов, могущее привести к возникновению радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  7. Нарушение естественного биологического равновесия в природе путем незаконной вырубки лесных деревьев или варварского уничтожения лесной растительности.
  8. Неправомерное обращение с вредными отходами: их производство, нарушение предписанного распорядка по перевозке и хранению, несоблюдение правил утилизации с загрязнением окружающей среды.
  9. Нанесение ущерба животному миру лесов и заповедников путем незаконной охоты, ведущей к их истреблению, в том числе с применением транспорта, взрывчатых или отравляющих веществ.
  10. Незаконное строительство различных сооружений и иные действия, приведшие к массовой гибели обитателей водоемов.
  11. Нанесение вреда животному и растительному миру водоемов, связанное с незаконным ловом рыбы, промыслом морских животных и сбором растительности, осуществляемых с помощью технических средств или с применением взрывчатых и химических веществ.
  12. Нарушение санитарных правил и норм безопасности, прописанных в действующем законодательстве

Понятие административного наказания

Административное взыскание (наказание) — это мера ответственности, установленная государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами.

Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юрлица.

Цели и понятие административного взыскания закреплены в КоАП РФ, в главе третьей, статье 3.1.

Запрет на определенные действия

Административное наказание в виде дисквалификации – это лишение физического лица определенных прав, а именно:

  • на занятие руководящих должностей;
  • на управление предприятием;
  • на вхождение в состав наблюдательного совета или совет директоров и в ряде других случаев.

Минимальный срок для такого наказания – 6 месяцев, максимальный – 3 года.

Очень важно четко разделять понятие «дисквалификация» и «лишение специального права». Первое понятие применительно только к тем лицам, которые обладают определенным правовым статусом, то есть управляющие компаний, арбитражные управляющие, ИП и ряд других лиц

Лишить специального права можно только то лицо, которое имеет права на вождения транспортными средствами и право на ношение охотничьего оружия. Такой вид наказания может назначить только судья.

Статья 57. Меры административно-правового воздействия

1. К лицу, совершившему административное правонарушение, наряду с наложением административного взыскания в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений могут применяться следующие меры административно-правового воздействия:

1) проверка знаний правил дорожного движения;

2) принудительные меры медицинского характера;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя.

2. Меры административного правового воздействия, указанные в подпунктах 1), 2) и 3) части первой настоящей статьи, могут применяться наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями , настоящего Кодекса.

Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную ответственность и, следовательно, наложение административных взысканий

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым законом интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устранена иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона – причинение административным правонарушением вреда посягающему на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, совершенное в состоянии необходимой обороны (ст. 19 КоАП).

Невменяемость так же, как и названные два условия исключает применение к физическим лицам административных взысканий.

Административное взыскание – результат признания вступившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Никто не может быть подвергнут административному взысканию иначе как на основании и в порядке, установленными законом. Применение взысканий должно быть осуществлено в пределах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отягчающий ответственность закон обратной силы не имеет.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридическое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

Установлено, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонарушения и т.п. (ст. 36 КоАП).

При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в отдельности.

Лицо, на которое наложено административное взыскание, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

Установлена давность привлечения к административной ответственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного правонарушения.

показать содержание

Случаи исключения дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность не наступает, если в ходе разбирательства установлен один из следующих фактов:

  • проступок совершен при точном исполнении приказа;
  • обвиняемый действовал в целях необходимой обороны;
  • проступок был совершен при задержании преступника;
  • имела место крайняя необходимость;
  • проступок был результатом оправданного риска в целях общего блага;
  • проступок был совершен под физическим или психологическим принуждением.

Для признания проступка оправданным риском важно, чтобы аналогичного результата нельзя было достичь без риска и вероятность благоприятного исхода не была минимальной. Разбирательство по дисциплинарному проступку прекращается, если отсутствует событие проступка или его нельзя определить, если проступок совершен психически больным, или если на время совершения проступка был отменен федеральный закон, относящий деяния военнослужащего к категории нарушений

Разбирательство по дисциплинарному проступку прекращается, если отсутствует событие проступка или его нельзя определить, если проступок совершен психически больным, или если на время совершения проступка был отменен федеральный закон, относящий деяния военнослужащего к категории нарушений.

Дисциплинарное взыскание назначается воинским начальством только при доказанности вины нарушителя в ходе тщательного разбирательства, при этом неустранимые сомнения в доказательствах, а также отсутствие необходимых улик должны толковаться в пользу обвиняемого военнослужащего.

  • Об обязанностях и дисциплинарной власти
  • Спектр возможных наказаний в армии
  • Неполный перечень проступков, за которые налагается взыскание
  • Правила наложения наказаний в армии
  • Коротко о сроках
  • Обжалование распоряжения о дисциплинарном взыскании
  • Итоги
  • Видео по теме

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Воинская дисциплина – одна из основ боеготовности Вооруженных Сил государства. Беспрекословное подчинение приказам, и соблюдение уставных требований в мирное время, обеспечивают слаженность действий подразделения в боевых условиях.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, регламентированы одним из четырех нормативно-правовых воинских документов – Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил (ВС) РФ. Законодательным фундаментом использования системы поощрений и наказаний является Закон «О статусе военнослужащих».

Виды дисциплинарной ответственности: общая и специальная

Различают два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность — это ответственность в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Регулируется Трудовым кодексом РФ и может быть возложена на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности предусмотрены в ТК РФ (ст. 192 — 195 ТК РФ).

Статья 192 ТК РФ устанавливает всего три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим, поэтому в правилах внутреннего трудового распорядка не могут быть прописаны иные меры дисциплинарных взысканий. Например, работодатель не вправе за какой-либо проступок работника налагать на него денежный штраф, поскольку статьей 192 ТК РФ штраф не предусмотрен в качестве меры дисциплинарного взыскания.

Вместе с тем, обратим внимание на то, что работодатель имеет право применить меры, направленные на лишение работника денежных средств, полагающихся ему за выполнение трудовой функции. Это возможно посредством:

  • удержания заработной платы (ст. 137, 138 ТК РФ);
  • лишения премии (депремирования) или ее части. Работодатель имеет право лишить работника премии, предусмотрев для этого основания в локальном нормативном правовом акте.

Специальная дисциплинарная ответственность есть ответственность, предусмотренная для отдельных категорий работников специальным законодательством, уставами и положениями о дисциплине. Специальная дисциплинарная ответственность имеет особенности:

  • характеризуется более широким понятием дисциплинарного (служебного) проступка;
  • строго определен круг лиц, подпадающих под действие соответствующих норм;
  • предусмотрены специальные (дополнительные) меры дисциплинарного взыскания;
  • очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий;
  • действует особый порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий.

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена спецификой трудовых функций, выполняемых работниками, а также особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей.

Специальная дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер дисциплинарного взыскания.

Обратим внимание, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников, а только для тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также федеральных законах. Таким образом, специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности в основном:

Таким образом, специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности в основном:

  • по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм;
  • по мерам дисциплинарного взыскания;
  • кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью;
  • по установленному порядку применения и обжалования взысканий.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector