Ндс при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Риски с НДС при экспорте

Рассмотрим ситуацию, когда компания осуществляет операции, по которым нельзя отказаться от нулевой ставки НДС (например, поставляет товар в Белоруссию). Или по операциям, по которым можно отказаться, но она это в свое время не сделала. Предположим, организация решила заложить в стоимость сделки 20-процентный НДС, рассчитывая, что в этом случае она ничем не рискует, ведь бюджет получит свой налог. 

Но риски все же возникают.

Дело в том, что установление законодательством нулевой ставки приводит к тому, что в соответствующих операциях отсутствует как таковой факт предъявления покупателю суммы НДС. Более того, установленный налоговым законодательством алгоритм действий в случае неподтверждения права на применение нулевой ставки НДС в необходимые сроки предполагает уплату исчисленного НДС за счет собственных средств. Поэтому и в нашем случае факт предъявления НДС отсутствует.

Это значит, что если компания закладывает в сумму сделки 20-процентный НДС, то она предъявляет своему покупателю НДС незаконно.

Данное обстоятельство налоговые органы могут расценить таким образом, что предъявленная сумма НДС не является налогом, предъявленным в соответствии с законодательством. Иными словами, предъявленная клиенту сумма НДС является не налогом в том смысле, в котором он упомянут в отдельных положениях НК РФ, а неосновательным обогащением (определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 по делу № 305-ЭС14-8805, А40-2065/2014, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 6889/11 по делу № А57-12246/2010).

Данный вывод может повлечь за собой налоговые риски сразу по двум налогам: НДС и налогу на прибыль.

Так, в соответствие с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Если исходить из того, что предъявленная сумма НДС не может считаться налогом как таковым, то при расчете НДС, подлежащего исчислению в случае неподтверждения права на применение нулевой ставки, в налоговую базу следует включить всю сумму, полученную от клиента (т.е. сумму с учетом неправомерно предъявленного НДС). Соответственно, сумма НДС налоговыми органами может быть исчислена в завышенном размере.

Пример 1

Перевозчик оказал услугу за 120 руб. (в т.ч. НДС – 20 руб.) В итоге в бюджет была уплачена сумма НДС в размере 20 руб. Однако налоговики посчитали, что в данном случае сумма НДС должна была определяться так: 120 руб. х 20% = 24 руб. В итоге перевозчику будет доначислена сумма НДС в размере 4 руб. (24 руб. – 20 руб.).

В части налога на прибыль риск возникнет в том случае, если организация включит в облагаемый доход сумму выручки за минусом предъявленного клиенту НДС.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Поскольку налог, который предъявила организация своему клиенту, был предъявлен не в соответствии с положениями НК РФ, то оснований для исключения его при определении дохода у организации не имеется.

Пример 2

Условия примера те же, что и в примере 1. Перевозчик включил в облагаемый налогом на прибыль доход сумму в размере 100 руб., посчитав, что имеет право вычесть из дохода предъявленную сумму НДС в размере 20 руб. Налоговики указали, что перевозчик занизил налоговую базу по налогу на прибыль на 20 руб., поскольку в доход следовало отнести не 100, а 120 руб. В итоге сумма доначисленного налога на прибыль составила 4 руб. (20 руб. х 20%).

Конечно, совсем не обязательно, что проверяющие поступят именно таким образом, но исключить такую вероятность нельзя.

Кроме того, налоговые органы могут посчитать, что организация допустила грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, и, соответственно, оштрафовать по ст. 120 НК РФ.

Пени

Если экспорт подтвердить не удалось, то помимо НДС организации придется заплатить пени. Причем, если потом экспортер соберет необходимые документы и вернет начисленную сумму НДС, пени все равно останутся в бюджете. Они возврату не подлежат (письмо Минфина России от 24 сентября 2004 г. № 03-04-08/73).

Ситуация: как начисляются пени за несвоевременную уплату НДС, если экспорт подтвердить не удалось?

Пени начисляются в общем порядке.

Если в установленный срок организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт, то помимо НДС она должна будет заплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога (ст. 75 НК РФ).

Пени начисляются с 21-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт, и до момента уплаты налога (либо до даты подачи налоговой декларации с документами, подтверждающими право применения нулевой ставки НДС). Это объясняется так.

Если экспорт не подтвержден, товары считаются реализованными на внутреннем рынке. В этом случае моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ). Следовательно, НДС по неподтвержденной экспортной операции нужно включить в расчет налоговой базы за тот период, в котором товары были отгружены. При этом сумма налога должна быть перечислена в бюджет в том же порядке, что и по товарам, реализованным в России.

Поскольку сумма налога не была перечислена в бюджет своевременно (т. к. организация планировала подтвердить право на применение ставки 0 процентов), то со дня, следующего за каждым из установленных сроков уплаты налога, ей и будут начислены пени.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 174, пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 июля 2006 г. № 03-04-15/140 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 22 августа 2006 г. № ШТ-6-03/840). Указанные письма были выпущены, когда налоговым периодом по НДС был месяц, а всю сумму налога за месяц нужно было перечислять в бюджет единовременно. Несмотря на это, приведенная в них аргументация актуальна и в настоящее время.

Совет: есть аргументы, согласно которым начислять пени за просрочку уплаты НДС инспекция вправе начиная со 181-го дня после таможенного оформления товаров на экспорт. Они заключаются в следующем.

Обязанность организации уплатить НДС в случае, если экспорт подтвердить не удалось, наступает на 181-й день, следующий за днем таможенного оформления товаров на экспорт (п. 9 ст. 165 НК РФ). Поэтому пени за несвоевременную уплату налога можно начислять только начиная именно с этого дня.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлении от 16 мая 2006 г. № 15326/05. До выхода постановления Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной. Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 16 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3653, Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2005 г. № Ф04-9293/2005(18221-А45-25). В тоже время были судебные решения, подтверждающие позицию контролирующих ведомств (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 г. № А33-26909/04-С6-Ф02-4268/05-С1).

С выходом постановления Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 г. № 15326/05 арбитражная практика стала единообразной (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2010 г. № А27-10903/2009, от 21 сентября 2009 г. № Ф04-5822/2009(20277-А27-14), Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2008 г. № А78-1220/06-С3-21/111-Ф02-5737/08, от 12 ноября 2008 г. № А78-2146/05-С2-21/219-Ф02-7590/07, от 11 декабря 2007 г. № А78-12773/05-С2-27/817-Ф02-9012/07, от 12 июля 2007 г. № А33-20786/06-Ф02-4385/07, Дальневосточного округа от 6 мая 2009 г. № Ф03-1534/2009, от 21 января 2009 г. № Ф03-6112/2008, от 14 января 2009 г. № Ф03-6132/2008, от 31 марта 2008 г. № Ф03-А73/08-2/609).

Налоговая база

Налоговую базу по НДС при неподтвержденном экспорте определяйте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 153, подпунктом 1 пункта 1, пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Моментом определения налоговой базы считается день отгрузки (передачи) товаров (абз. 2 п. 9, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Поэтому в налоговую инспекцию придется подать уточненные декларации по НДС за тот налоговый период, в котором товары были фактически отгружены.

Величину налоговой базы рассчитайте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров даже в том случае, если в счет поставки товаров на экспорт от покупателя получена 100-процентная предоплата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 12 сентября 2012 г. № 03-07-15/123 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16657). С авансов, полученных в счет предстоящих экспортных поставок, НДС не начисляйте (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ). Если оплата в валюте поступает после даты отгрузки, то курсовые разницы при определении налоговой базы не учитывайте – она останется неизменной.

Сумму налога, которую нужно начислить к уплате в бюджет, рассчитайте так:

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 18%

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 10%

Ситуация: как зарегистрировать счет-фактуру при начислении НДС по ставке 18 (10) процентов, если в течение 180 дней организация-экспортер не подтвердила право на применение нулевой налоговой ставки?

Официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому вопросу отсутствуют. На практике представители Минфина России рекомендуют действовать в следующем порядке.

Никаких особенностей оформления счетов-фактур при поставке товаров на экспорт законодательством не установлено. Поэтому в течение пяти календарных дней со дня отгрузки организация обязана выставить покупателю счет-фактуру в двух экземплярах с указанием стоимости отгруженных товаров и ставки НДС 0 процентов. Этот счет-фактура регистрируется в части 1 журнала учета счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

В книге продаж счета-фактуры регистрируются в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство (п. 2 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Момент возникновения налогового обязательства связан с моментом определения налоговой базы. Если организация не подтвердила экспорт, моментом определения налоговой базы считается дата отгрузки товаров. Сумму НДС по неподтвержденной экспортной операции нужно рассчитать по ставке 18 (10) процентов. Для этого организация составляет новый счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж. Сделать это необходимо в том квартале, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 9 и подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ и пункта 22.1 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Чтобы зарегистрировать счет-фактуру в истекшем квартале, оформите дополнительный лист книги продаж с пометкой «применение ставки 0 процентов не подтверждено» и указанием суммы НДС, начисленной по ставке 18 (10) процентов.

Если впоследствии право на применение нулевой ставки НДС будет подтверждено, организация сможет принять к вычету сумму налога, начисленного из-за отсутствия подтверждающих документов. Для этого в том периоде, в котором будут собраны необходимые документы, в книге покупок необходимо зарегистрировать счет-фактуру, составленный налогоплательщиком в одном экземпляре при неподтверждении экспорта в установленный срок.

Это следует из пункта 23 (1) раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Право на вычет НДС

Поскольку экспортные операции являются объектом обложения НДС, входной налог по товарам (работам, услугам), использованным для их проведения, предъявите к вычету (п. 3 ст. 172 НК РФ). Подробнее об этом см. Как принять к вычету НДС по экспортным операциям.

Ситуация: как начислить и принять к вычету НДС при экспорте нефтепродуктов, если в результате потерь при транспортировке объем отгруженных товаров не совпадает с объемом товаров, изначально указанных в грузовой таможенной декларации?

НДС на стоимость потерь не начисляйте. А входной НДС принимайте к вычету в пределах норм естественной убыли. Объяснения здесь следующие.

Если продавец утратил часть товаров во время транспортировки, это не значит, что он их реализовал, передал кому-то или совершил иную операцию, облагаемую НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ. Поэтому начислять НДС на стоимость потерянного груза не нужно.

Принять же к вычету суммы входного налога по экспортным операциям можно только в отношении товаров, фактически вывезенных за пределы России (подп. 3 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-07-08/244). Поэтому, когда в графе 38 грузовой таможенной декларации обозначен один вес или количество товаров, а на штампе «товар вывезен» – эти показатели меньше, для расчета вычета применяйте значение, указанное именно на штампе. При этом НДС со стоимости потерь можно заявить к вычету только в пределах норм естественной убыли. НДС со стоимости товаров, потерянных сверх норм естественной убыли, заявить к вычету не удастся. Такой порядок следует из пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-07-08/244, от 11 января 2008 г. № 03-07-11/02.

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при экспорте товаров. Экспортный НДС подтвержден

3 октября ООО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар.

В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины в Финляндию. Цена экспортного контракта – 30 000 долл. США.

Древесина была отгружена покупателю 18 октября. Эта же дата указана в отметке «Выпуск разрешен» на таможенной декларации. Оплата от финской компании поступила 25 октября. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США составил:

  • 18 октября – 30 руб./USD;
  • 25 октября – 31 руб./USD.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи (начисление таможенных платежей не рассматривается).

3 октября:

Дебет 41 Кредит 60 – 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60 – 90 000 руб. – учтен входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51 – 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

18 октября:

Дебет 62 Кредит 90-1 – 900 000 руб. (30 000 USD × 30 руб./USD) – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44 – 3000 руб. – списаны расходы на продажу.

25 октября:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62 – 930 000 руб. (30 000 USD × 31 руб./USD) – получены деньги по экспортному контракту;

Дебет 62 Кредит 91-1 – 30 000 руб. (930 000 руб. – 900 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница.

В декабре «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал. В учете бухгалтер сделал проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

В декларации по НДС бухгалтер «Альфы» указал экспортную выручку, пересчитанную в рубли на дату отгрузки товаров: 30 000 USD × 30 руб./USD = 900 000 руб.

В IV квартале НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам данного квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не пользуется заявительным порядком возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).

Применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Как было сказано выше, вывоз товаров в страны ЕАЭС не является экспортом в смысле Налогового кодекса РФ, однако союзным законодательством могут быть установлены особые условия налогообложения в рамках ЕАЭС.

Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» установлен во многом схожий порядок преференциального налогообложения операций между странами-участницами ЕАЭС:

  • экспортом товаров признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (экспорт внутри ЕАЭС);
  • при экспорте внутри ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС;
  • условие ставки 0% НДС возможно при условии предоставления в налоговый орган по месту нахождения экспортера вместе с налоговой декларацией: — экспортного контракта (копия); — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (по форме, утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) с отметкой налогового органа государств — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары,на бумажном носителе либо перечень заявлений в бумажном/электронном виде и, информация о котором (которых) поступила в налоговые органы. Проверить поступление заявления можно на сайте ФНС России; — транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров; — документов, подтверждающих получение экспортной выручки, если это предусмотрено национальным законодательством страны-экспортера (НК РФ не требует такого подтверждения).
  • документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки, в противном случае НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров;
  • в случае представления налогоплательщиком документов по истечении 180-дневного срока, уплаченный НДС подлежит вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством страны экспорта;
  • датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика;
  • экспортер имеет право на налоговые вычеты / зачеты в порядке, установленном его национальным законодательством для экспорта за пределы ЕАЭС;
  • применение нулевой ставки НДС, применение вычета или возмещение налога должно быть подтверждено результатами налоговой проверки с учетом национальных правил о ценообразовании между взаимозависимыми лицами.

Приведенный выше перечень документов применяется для подтверждения нулевой ставки НДС и факта экспорта из России в Казахстан, Армению, Белоруссию и Кыргызстан.

Интересно отметить, что «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов…», в отличие от НК РФ, предусматривает обязанности по выставлению счета-фактуры экспортером.

Следовательно, при экспорте товаров в пределах ЕАЭС выставлять счета-фактуры не требуется и оснований для наказания экспортера «за грубое нарушение правил учета» в данном случае нет.

​    

Читать другие статьи

Возврат НДС

Давайте поговорим, что же это такое возврат НДС при экспорте товаров за пределы России.

Иногда это называется возмещение НДС при экспорте. Правда мне больше нравиться когда эту процедуру называют «возврат НДС», т. к.

Статья 165 — структура и статьи

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Регистрация таможенных деклараций по экспортным операциям

Чтобы воспользоваться ставкой НДС 0%, необходимо ее обосновать, предоставив в ИФНС определенный пакет документов.

По сырьевым товарам право на вычет по входящему НДС зависит от того, подтвержден экспорт или нет. Документальное подтверждение ставки НДС 0% нужно для того, чтобы иметь право оформить реализацию на экспорт с такой пониженной ставкой и применить вычет входящего НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% по экспорту в ИФНС предоставляется пакет документов (ст. 165 НК РФ). Документы можно сдать на полностью бумажных носителях или в более удобном виде — на бумажном носителе и в электронном виде с помощью специального реестра.

Вариант № 1. Пакет документов на бумажных носителях:

  • контракт (копия) с иностранным покупателем;
  • таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров из РФ.

Вариант № 2. Пакет документов на бумажных носителях и в электронном виде:

  • контракт (копия) с иностранным покупателем (Письмо ФНС РФ от 25.01.2016 N ЕД-4-15/);
  • реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в электронном виде (п. 15 ст. 165 НК РФ, Приложение N 5 к Приказу ФНС от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427, Письмо ФНС РФ от 04.02.2016 N ЕД-4-15/1636).

Реестр таможенных деклараций предоставляется в ИФНС в электронном виде и заменяет все документы, кроме контракта. Подтверждающие документы, в т. ч. реестры, предоставляются в ИФНС одновременно с декларацией по НДС (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Для автоматического заполнения Реестра по НДС: Приложение 05 необходимо предварительно ввести документ Таможенная декларация (экспорт) в разделе Продажи – Продажи – Таможенные декларации (экспорт). Данный документ можно создать на основании документа Реализация (акт, накладная) по кнопке Создать на основании, выбрав Таможенная декларация (экспорт).

Рассмотрим особенности заполнения документа Таможенная декларация (экспорт) по примеру.

Шапка документа:

  • Номер — регистрационный номер таможенной декларации (3 блока номера ТД). PDF
  • от — дата регистрации данных ТД. В нашем примере в поле от отражена дата формирования документа в 1С при подтверждении ставки НДС 0%.
  • Код операции — 1011422 «Реализация сырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта…» (Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/).
  • Основания — документ-основание Реализация (акт, накладная) по ставке НДС 0%, к которому оформлена таможенная декларация.

Табличная часть документа:

  • Вид транспорта — 30 «Автодорожный транспорт (за исключением транспортных средств, указанных под кодами 31, 32)»: код того вида транспорта, которым товары вывозились из РФ. Реквизит выбирается из выпадающего списка.
  • Сопроводительный документ — 01 «CMR»: код того транспортного (товаросопроводительного) документа, который подтверждает вывоз товаров из РФ. Реквизит выбирается из выпадающего списка.
  • Номер — номер CMR; указывается номер сопроводительного документа. Если у документа нет №, то допускается проставить в поле значение б/н — «без номера».
  • Дата — дата CMR; указывается дата сопроводительного документа.
  • Примечание — можно указать иные документы по реализации на экспорт, которые предоставляются вместе с декларацией по НДС. Например, реквизиты контракта. В нашем случае — Контракт №12/18 от 08.12.2018 г. Информация из этого поля также попадает в документ Реестр по НДС: Приложение 05.

Табличная часть документа Реестр НДС: Приложение 05 заполняется по правилам, которые утверждены Приказом ФНС от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427.

Документ не формирует проводки в БУ и НУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector